Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:16, курсовая работа
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.
Глава 1. Теоретические основы формирования бюджетной политики в Российской Федерации……….………...…………………………
1.1. Роль государства в формировании бюджета……………………………….
1.2. Основные понятия и задачи бюджетной политики в
Российской Федерации……………………...…………………………………..
1.3. Бюджетная политика зарубежных стран…………………………………..
Глава 2. Анализ и оценка бюджетной политики в Российской
Федерации и Республике Дагестан…...……………………………..……….
2.1. Анализ современной бюджетной политики в Российской Федерации……………………..………...
2.3 Анализ доходов и расходов Республики Дагестан………………………...
Глава 3. Направления совершенствования бюджетной
политики Российской Федерации и Республики Дагестан…...…………..
3.1. Пути совершенствования бюджетной политики
Российской Федерации……………………………...…………………………..
3.2. Направления бюджетной политики Республики Дагестан………………
Расходы
бюджетов представляют собой процесс
выделения и использования
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на капитальные и текущие.
Капитальные расходы бюджетов связаны с расширенным воспроизводством, при осуществлении которого создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов федерации, муниципальных образований. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели и т.п. В составе капитальных расходов бюджетов формируются бюджеты развития [4].
Текущие расходы бюджетов обеспечивают текущую работу органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, дотаций, субсидий и субвенций.
Бюджетный кредит – это средства, выделяемые из бюджетов юридическим лицам на возвратной и платной основе, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.
Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев пределах финансового года.
Дотация – это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.
Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов физическим или юридическим лицам
Субвенция – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на финансирование целевых расходов физическим или юридическим лицам [4].
Значительная часть
бюджетных расходов принадлежит трансфертам
Осуществление бюджетных расходов в Российской Федерации основано на разграничении полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы.
Из федерального бюджета финансируются расходы на обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти, работу федеральной судебной системы, международной деятельности в общефедеральных интересах, национальную оборону и обеспечение государственной безопасности, пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, фундаментальные исследования, формирование федеральной собственности, финансовую поддержку субъектов РФ и т.д.
Из средств бюджетов субъектов РФ финансируются расходы субъектов РФ на работу органов законодательной и исполнительной власти, реализацию региональных целевых программ, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций. находящихся в ведении органов власти субъектов федерации, оказание помощи местным бюджетам и пр.
Только из средств местных бюджетов финансируются расходы на содержание местных органов власти, формирование и управление муниципальной собственностью, охрану общественного порядка, содержание и развитие муниципального жилищного фонда, муниципальное дорожное строительство и содержание дорог, охрану окружающей среды на территории муниципальных образований и т.п.
Совместно
за счет средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются
расходы на государственную поддержку
отраслей промышленности, обеспечение
правоохранительной деятельности, противопожарной
безопасности, социальную защиту населения,
обеспечение деятельности средств массовой
информации, предупреждение и ликвидацию
последствий чрезвычайных ситуаций и
стихийных бедствий межрегионального
масштаба и т.д.
1.2. Основные понятия и задачи бюджетной политики в Российской Федерации
Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.
В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:
Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.
От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
Эффективность
функционирования бюджетной политики
в существенной степени зависит
от бюджетного потенциала, характеризующего
потенциальную возможность
На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функций государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов[14].
Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
На
протяжении всего периода реформ
цели, которые ставились перед
бюджетной политикой
Но
для дальнейшего
реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;
ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
увеличения
доходов, причем не за счет роста налогового
бремени, а за счет легализации
усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике[5].
Согласно
Бюджетному кодексу РФ Бюджетное
послание Президента РФ Федеральному
Собранию РФ о бюджетной политике
на очередной год является неотъемлемым
элементом процедуры подготовки федерального
бюджета. Бюджетное послание задает стратегические
и краткосрочные ориентиры бюджетной
политики, согласованные с общими целями
и задачами экономической политики государства,
которые являются определяющими в среднесрочном
бюджетном планировании и при составлении
проекта федерального бюджета на очередной
год.
1.3. Современные бюджеты развитых стран
Основной
характеристикой современных
Дефицит
государственного бюджета США, который
традиционно рассматривается
Постатейный анализ бюджета США на 2006 г. показывает, что больше всего средств предлагается израсходовать на модернизацию оборонного комплекса, укрепление системы внутренней безопасности и диверсификацию источников энергоснабжения американской экономики.
Бюджет министерства обороны США предлагается в размере 439,4 миллиарда долларов - на 4,8% больше, чем было израсходовано в прошлом году. Из этих средств 110,8 млрд. планируется пустить на «персональные расходы», что позволит увеличить размер военного контракта на 2,2%. 84,2 млрд. долларов пойдут на закупку вооружений и боевой техники, а 73,2 млрд. - на разработки и исследования новых видов вооружений. Из целевых программ Пентагона, расходы на которые прописаны в проекте бюджета, можно выделить «разработку программы мобильного развертывания подразделений» (6,6 млрд. долларов) и «исследования в области создания принципиально новой системы боевых платформ» (3,7 млрд.). Кроме того, 2,6 млрд. долларов пойдут на закладку двух эсминцев класса DD(X), а 1 млрд. - на два эсминца класса Littoral, которые «позволят ВМС США более эффективно действовать против береговых укреплений потенциального противника». 1,9 млрд. долларов предлагается выделить на развитие беспилотной авиации [9].
Бюджет министерства внутренней безопасности (МВБ) США должен составить 31 млрд. долларов - на 177 млн. больше, чем в текущем году. Дополнительно МВБ запрашивает 4,5 млрд. на «фонды, направляемые на постоянные и разовые выплаты штатным и внештатным сотрудникам министерства». В отличие от основной части бюджета министерства эти средства являются неподотчетными; МВБ расходует их по своему усмотрению. Основными же статьями «открытого» бюджета министерства являются наем 1500 пограничников и постройка новых тюрем, способных принять до 2 тыс. заключенных.
Информация о работе Анализ и направления совершенствования региональной бюджетной политики