Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:16, курсовая работа
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.
Глава 1. Теоретические основы формирования бюджетной политики в Российской Федерации……….………...…………………………
1.1. Роль государства в формировании бюджета……………………………….
1.2. Основные понятия и задачи бюджетной политики в
Российской Федерации……………………...…………………………………..
1.3. Бюджетная политика зарубежных стран…………………………………..
Глава 2. Анализ и оценка бюджетной политики в Российской
Федерации и Республике Дагестан…...……………………………..……….
2.1. Анализ современной бюджетной политики в Российской Федерации……………………..………...
2.3 Анализ доходов и расходов Республики Дагестан………………………...
Глава 3. Направления совершенствования бюджетной
политики Российской Федерации и Республики Дагестан…...…………..
3.1. Пути совершенствования бюджетной политики
Российской Федерации……………………………...…………………………..
3.2. Направления бюджетной политики Республики Дагестан………………
Таблица
2.2 Структура консолидированного бюджета
Российской федерации и бюджетов
государственных внебюджетных фондов
в январе-июле 2009 года.
Млрд. рублей | В % к итогу | Справочно январь-июль 2008 г. млрд. рублей | в % к итогу | |
Доходы | 7353,7 | 100 | 9700,1 | 100 |
из них: налог на прибыль организаций | 758,4 | 10,3 | 1645,3 | 17,0 |
налог на доходы физических лиц | 932,3 | 12,7 | 931,5 | 9,6 |
налоги и взносы на социальные нужды | 1242,6 | 16,9 | 1211,9 | 12,5 |
из них единый социальный налог | 476,6 | 6,5 | 466,9 | 4,8 |
налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 675,9 | 9,2 | 843,2 | 8,7 |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации | 468,8 | 6,4 | 616,5 | 6,4 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции): | ||||
производимым на территории Российской Федерации | 182,1 | 2,5 | 177,2 | 1,8 |
ввозимым на территорию Российской Федерации | 9,9 | 0,1 | 19,7 | 0,2 |
налоги на совокупный доход | 123,6 | 1,7 | 127,1 | 1,3 |
налоги на имущество | 365,5 | 5,0 | 313,8 | 3,2 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 527,3 | 7,2 | 1052,6 | 10,9 |
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 2,0 | 0,0 | 3,9 | 0,0 |
доходы от
внешнеэкономической |
1157,7 | 15,7 | 2031,3 | 20,9 |
доходы от
использования имущества, находящегося
в государственной и |
476,5 | 6,5 | 236,3 | 2,4 |
платежи при пользовании природными ресурсами | 53,4 | 0,7 | 108,5 | 1,1 |
безвозмездные поступления | 106,2 | 1,4 | 36,1 | 0,4 |
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 37,8 | 0,5 | 44,7 | 0,5 |
Расходы | 7929,1 | 100 | 6626,2 | 100 |
из них на: общегосударственные вопросы | 682,1 | 8,6 | 657,2 | 9,9 |
из них на обслуживание государственного и муниципального долга | 132,7 | 1,7 | 106,3 | 1,6 |
национальную оборону | 612,8 | 7,7 | 498,7 | 7,5 |
национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 642,5 | 8,1 | 550,5 | 8,3 |
национальную экономику | 1245,2 | 15,7 | 849,6 | 12,8 |
из нее на: топливно-энергетический комплекс | 22,8 | 0,3 | 13,0 | 0,2 |
сельское хозяйство и рыболовство | 148,0 | 1,9 | 80,6 | 1,2 |
транспорт | 153,4 | 1,9 | 104,8 | 1,6 |
дорожное хозяйство | 262,8 | 3,3 | 264,4 | 4,0 |
связь и информатику | 19,7 | 0,2 | 15,0 | 0,2 |
прикладные научные исследования в области национальной экономики | 56,4 | 0,7 | 37,0 | 0,6 |
другие вопросы в области национальной экономики | 507,2 | 6,4 | 275,1 | 4,2 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 417,5 | 5,3 | 413,0 | 6,2 |
социально-культурные мероприятия | 4314,9 | 54,4 | 3643,9 | 55,0 |
Совокупный объем средств Резервного фонда (в рублях и иностранной валюте) на 1 августа 2009 г. составил 2811,3 млрд. рублей и снизился по сравнению с 1 июля 2009 г. на 4,9%, Фонда национального благосостояния - соответственно 2858,7 млрд. рублей и увеличился на 1,6%.
2.2. Анализ доходов и расходов Республики Дагестан
Согласно отчетным данным по состоянию на 01.03.2011 в консолидированный бюджет Республики Дагестан поступило доходов в сумме 7 839 млн. рублей с падением к уровню аналогичного периода прошлого года на 22%. Сумма налоговых и неналоговых поступлений составила 1 784 млн. рублей или 145% к уровню аналогичного периода прошлого года. Расходы за отчетный период произведены в сумме 4 936 млн. рублей или 84 % к уровню аналогичного периода прошлого года. Профицит составил 2 903 млн. рублей.
За отчетный период бюджету Республики Дагестан перечислены средства федерального бюджета в сумме 7 610 млн. рублей с падением на 14% к уровню аналогичного периода прошлого года, в том числе дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в сумме 5 190 млн. рублей и дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2 млн. рублей.
Консолидированный бюджет Республики Дагестан за 2010 год исполнен по доходам в сумме 62 407 млн. рублей, или 98% к уточненному плану (с падением к 2009 году на 3%), и по расходам - в сумме 64 059 млн. рублей, или 95% к уточненному плану (с падением к 2009 году на 5%). Дефицит составил 1 651 млн. рублей.
По уровню доходов на 1 жителя с учетом удорожающих факторов Республика Дагестан заняла 79 место в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года (80 место на 1 марта 2011). Поступления налоговых и неналоговых доходов за 2010 год составили 16 440 млн. рублей с ростом на 20% к уровню 2009 года (в среднем по Российской Федерации рост на 17%) [10].
За 2010 год бюджету Республики Дагестан перечислены средства федерального бюджета в сумме 44 746 млн. рублей с падением к уровню 2009 года на 9%.
Удельный вес безвозмездных поступлений (без учета субвенций) в общем объеме доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан (без учета субвенций) в 2010 году составил 70%.
За 2010 год бюджету Республики Дагестан дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в сумме 30 367 млн. рублей и дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 173 млн. рублей.
Расходы на заработную плату и начисления на нее произведены в сумме 22 488 млн. рублей и в общей сумме расходов составили 35%.
Расходы на содержание органов государственной власти Республики Дагестан в 2010 году профинансированы в сумме 2 100 млн. рублей, в том числе на заработную плату работникам органов государственной власти с начислениями – 1 407 млн. рублей. При этом Минфином России норматив формирования расходов на содержание органов государственной власти Республики Дагестан на 2010 год не устанавливался, т.к. регион не подпадает под ограничения, установленные статьей 130 Бюджетного кодекса РФ.
Среднемесячная заработная плата работников органов государственной власти Республики Дагестан в 2010 году составила 0 тыс. рублей в расчете на 1 штатную единицу, или снизилась по сравнению с прошлым годом на 99%. Число работников органов государственной власти на 10 000 человек населения Республики Дагестан составило в 2010 году 0 человек, при аналогичном показателе по Российской Федерации – 0 человек.
Остатки средств консолидированного бюджета Республики Дагестан по состоянию на 1 января 2011 года составили 4 195 млн. рублей, в том числе остатки средств, не имеющие целевого назначения, - 1 142 млн. рублей [10]/
Просроченная кредиторская задолженность на 1 января 2011 года составила 0 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2011 года объем государственного долга Республики Дагестан составил 3 556 млн. рублей, или 28% от общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета объема безвозмездных поступлений, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В
целях обеспечения
ГЛАВА
3. Направления совершенствования
бюджетной политики
Российской Федерации
и Республики Дагестан
Российской Федерации
Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах, направлены на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных инвестиций в процесс модернизации.
Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики [10].
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:
1)
использование бюджета в
2) разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;
3)
обеспечение долгосрочной
4)
повышение качества
5)
повышение доступности и
6) реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года [2].
В
ближайшее время бюджетная
Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы федерального бюджета предполагается сократить с 22,8% к ВВП в 2010 году до 19,0% к ВВП в 2013 году, сохранить их уровень по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность бюджетной политики ближайших трех лет.
При этом для развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной инфраструктуры. Одним из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково.
Кроме того, сохраняется особое значение ассигнований на социальные цели, прежде всего – обеспечение сбалансированности пенсионной системы, с которой связаны наиболее острые вопросы бюджетной устойчивости. В среднесрочной перспективе запланировано дальнейшее повышение уровня расходов на пенсионное обеспечение населения. Это решение обусловлено низким уровнем доходов пенсионеров и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения, что накладывает дополнительные обязательства на федеральный бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
При формировании долгосрочной бюджетной политики необходимо учитывать, что Россию в ближайшие 20 лет ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста [7].
Так, в 2010 году доля трудоспособного населения составит 62% от общей численности россиян, а доля населения пенсионного возраста – 22%. По прогнозу Минэкономразвития России, к 2030 году численность трудоспособного населения сократится до 52%, а доля населения пенсионного возраста возрастет до 27%. В связи с ухудшением демографической ситуации проблема финансирования пенсий еще больше обострится и потребует новых ресурсов – для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, который может быть обеспечен использованием средств Фонда национального благосостояния.
Если в 2008-2009 годах дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составлял 0,5% к ВВП и 1,0% к ВВП соответственно, то в 2010 году он вырастет до 2,6% к ВВП. В 2011-2013 гг. дефицит бюджета фонда ожидается на уровне 1,8% к ВВП. Такой высокий уровень дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации обуславливает выделение значительных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на его покрытие.
В
федеральном бюджете
Еще одним приоритетом бюджетной политики, направленным на повышение качества человеческого капитала, будут оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.
Повышение
страховых взносов на 2% принесет
в систему обязательного
Важнейшим приоритетом бюджетной политики является поддержка образования как основы инновационной экономики.
Объемы финансирования образования позволят обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной экономики; решение проблем, связанных с оптимизацией сети образовательных учреждений на всех уровнях; существенное повышение роли вузов в развитии науки; разработку стимулов для привлечения частного сектора в отрасль и увязку программ подготовки специалистов с требованиями рынка труда. Структурные изменения в образовании необходимы в связи с тем, что в результате демографической ситуации в течение 2-3 лет количество студентов в вузах сократится на 20-30%.
Информация о работе Анализ и направления совершенствования региональной бюджетной политики