Анализ и направления совершенствования региональной бюджетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы формирования бюджетной политики в Российской Федерации……….………...…………………………
1.1. Роль государства в формировании бюджета……………………………….
1.2. Основные понятия и задачи бюджетной политики в
Российской Федерации……………………...…………………………………..
1.3. Бюджетная политика зарубежных стран…………………………………..
Глава 2. Анализ и оценка бюджетной политики в Российской
Федерации и Республике Дагестан…...……………………………..……….
2.1. Анализ современной бюджетной политики в Российской Федерации……………………..………...
2.3 Анализ доходов и расходов Республики Дагестан………………………...
Глава 3. Направления совершенствования бюджетной
политики Российской Федерации и Республики Дагестан…...…………..
3.1. Пути совершенствования бюджетной политики
Российской Федерации……………………………...…………………………..
3.2. Направления бюджетной политики Республики Дагестан………………

Вложенные файлы: 1 файл

БС готово.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

       Третьим приоритетным направлением в бюджете  США является развитие энергосберегающих технологий и исследования в области поиска новых видов топлива. Бюджет министерства энергетики возрос с 20 до 23,6 млрд. долларов. 250 млн. пойдут на «программу развития безопасной ядерной энергетики», включающей внедрение новых технологий переработки ядерных отходов, «которые должны стать менее опасными как для окружающей среды, так и с точки зрения угрозы их использования в качестве оружия». Кроме того, 1 млрд. долларов будет израсходован «на исследования в области внедрения новых видов углеводородного топлива из возобновляемых ресурсов».

       Оптимизация расходов планируется в области  образования и здравоохранения. В частности, министерство образования  планирует свернуть работы по 42 целевым  программам, продемонстрировавшим свою неэффективность. Бесполезными признаны, в частности, «программа развития профессионально-технических училищ», «программа развития центров подготовки будущих родителей» и «программа «Школа без наркотиков». В то же время из бюджета министерства образования выделяется 100 млн. долларов на улучшение преподавания точных наук и 1,5 млрд. - на повышение уровня грамотности среди выпускников государственных школ. Следует также иметь в виду, что львиную долю расходов на образование несет не федеральное министерство, а образовательные ведомства штатов, бюджеты которых формируются в самих штатах. В качестве примера можно привести штат Пенсильвания, где в прошлом финансовом году ассигнования от федерального центра составили всего 35% бюджета министерства образования штата. Остальные средства (58 млн. долларов) поступили от налоговой службы штата, частных лиц и фондов [9].

       То  же касается федеральных программ медицинского страхования, сокращение расходов на которые, по прогнозам The Financial Times, «станет самым  болезненным моментом при обсуждении бюджета». Сегодня на программы Medicare, Medicaid и федеральную программу социального страхования идет 84% бюджета министерства здравоохранения США. В целом ежегодно на них тратится 1,1 трлн. долларов. В 2007 году только на программе Medicare предлагается сэкономить 36 млрд. долларов и только по одной статье: «расширение конкурсной базы при закупке медицинского оборудования и техники». Проблема «своих компаний», втридорога (возможно, по договоренности с чиновниками) продающих медицинское оборудование государственным клиникам на фактически бесконкурсной основе, давно обсуждается и прессой, и законодателями США. В итоге комплекса мер по оптимизации расходов на здравоохранение правительство собирается урезать бюджет федерального министерства с 1,5 трлн. до 698 млрд. долларов. 
 
 
 

ГЛАВА 2. Анализ и оценка бюджетной политики в Российской Федерации и Республики Дагестан

2.1. Анализ формирования  государственного  бюджета на современном  этапе в Российской Федерации

       За  последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50% сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году - лишь четверть в общей массе поступлений) [10].

       В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных  доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11% или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга) [9].

       Федеральный бюджет на 2005 был принят по доходам  в сумме 3 трлн. 326 млрд. руб., по расходам - 3 трлн. 48 млрд. руб. Реальное исполнение составило 5 трлн. 125 млрд. руб. по доходам  и 3 трлн. 539 млрд. руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7% ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1% ВВП, а с учётом доходов Пенсионного и др. внебюджетных фондов -- 42% ВВП).

       Согласно  федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4431076807,1 тыс. рублей, по доходам - в сумме 6170484600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1739407792,9 тыс. рублей.

       19 декабря 2006 г. Президент РФ  подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете  на 2007 год", по которому расходы  федерального бюджета должны  иметь показатель 5463,5 млрд. руб., доходы - 6965,3 млрд. руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 -8,0%.

       23 ноября 2007 г. был принят Федеральный  закон 267-ФЗ "О внесении изменений  в Федеральный закон "О федеральном  бюджете на 2007 год", который значительно  скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд. руб. (на 19,6%), доходы - до 7443,9 млрд. руб. (на 6,9%) [10].

       В 2007 году был впервые сформирован  так называемый "трехлетний" бюджет на 2008 - 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ "О  федеральном бюджете на 2008 год  и на плановый период 2009 и 2010 годов". Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.

       В частности, в законе указывались  следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

  • 2008 год

- Доходы - 6644,4 млрд. руб. 

- Расходы  - 6570,3 млрд. руб.

  • 2009 год

- Доходы - 7465,4 млрд. руб.

- Расходы  - 7451,2 млрд. руб.

  • 2010 год

- Доходы - 8090,0 млрд. руб.

- Расходы  - 8090,0 млрд. руб.

       24 ноября 2008 года был принят Федеральный  закон № 204-ФЗ "О федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый  период 2010 и 2011 годов", устанавливающий  параметры бюджетов на следующие три года:

  • 2009

- Доходы - 10 927,1 млрд. руб. (рост на 25,5% по сравнению с последними плановыми цифрами, установленными в марте 2008 года)

- Расходы  --9 024,7 млрд. руб. (рост на 7%)

  • 2010

- Доходы - 11 733,6 млрд. руб. (рост на 24,7%)

- Расходы  - 10 320,3 млрд. руб. (рост на 14,2%)

  • 2011

- Доходы - 12 839,0 млрд. руб.

- Расходы  - 11 317,7 млрд. руб.

       В связи с финансовым кризисом предполагалось значительно уменьшить доходную часть бюджета 2009 года, сохранив расходы на том же уровне.

       Всего в январе-сентябре 2009 года, по предварительным данным, в федеральный бюджет поступило 2 трлн. 195 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 32% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года, сообщает ФНС России. Основная масса администрируемых доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (41%), налога на добычу полезных ископаемых (31%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (7%).

       Поступления налога на прибыль организаций в  федеральный бюджет в январе-сентябре 2009 года составили 143 млрд. рублей. По сравнению  с январем-сентябрем 2008 года поступления снизились в 4,2 раза. Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций (ростом количества убыточных организаций и суммы полученного убытка с одновременным снижением количества прибыльных организаций и суммы полученной ими прибыли) и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%. Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет составили 376 млрд. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 6 млрд. рублей, или на 1,6%. Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, выросли на 11,1% - до 889 млрд. рублей. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ из Белоруссии, поступило 22 млрд. рублей (минус 30%) [13].

       Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет снизились в 1,5 раза - до 60 млрд. рублей. Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.

       Налога  на добычу полезных ископаемых в январе-сентябре 2009 года поступило в федеральный  бюджет около 680,5 млрд. рублей, в том  числе на добычу нефти - 613,2 млрд. рублей. По сравнению поступления НДПИ снизились  в 1,9 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с $106,3 в декабре 2007 года - августе 2008 года до $50,7 в декабре 2008 года - августе 2009 года, или в 2 раза).

       Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект "О федеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 г. и 2012 г.". Однако, согласно антикризисным поправкам в Бюджетный кодекс РФ, в текущем году правительство вносит документ не до 26 августа, а до 1 октября 2009 г [13].

       Согласно  представленному депутатам проекту, дефицит бюджета в 2010 г. составит 2 трлн. 936,9 млрд. руб. (6,8% от ВВП), в 2011 г. - 1 трлн. 934,1 млрд. руб. (4% от ВВП), в 2012 г. - 1 трлн. 611,4 млрд. руб. (3% от ВВП). В планируемый период предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,2% ВВП в 2009 г. до 16,1% в 2010 г., 15,5% - в 2011 г. с дальнейшим снижением в 2012 г. до 15,0% от ВВП (в абсолютных величинах доходы в бюджет в 2010 г. предусмотрены в объеме 6 трлн. 950 млрд. руб., в 2011 г. - 7 трлн. 455,7 млрд. руб., в 2012 г. - 8 трлн. 069,6 млрд. руб.). Основными факторами, влияющими на снижение доли доходов бюджета в ВВП, являются замена единого социального налога страховыми взносами и уменьшение доли нефтегазовых доходов в ВВП в 2011-2012 гг. по сравнению с 2010 г. под влиянием прогнозных цен на нефть, курса доллара США к рублю, снижения налогооблагаемых объемов добычи нефти и экспорта нефти.

       Учитывая  значительное снижение доходов бюджета  РФ по сравнению с объемами доходов  в 2008 г., планируется постепенное  снижение объема расходов федерального бюджета с 25,5% ВВП в 2009 г. до 22,9% в 2010 г., 19,5% - в 2011 г. и до 18,0% - в 2012 г. (в абсолютном выражении расходы бюджета в 2010 г. предусмотрены на уровне 9 трлн. 886,9 млрд. руб., в 2011 г. - 9 трлн. 389,8 млрд. руб. и в 2012 г. - 9 трлн. 681 млрд. руб.). В номинальном выражении изменение бюджетных расходов к предыдущему году характеризуется снижением в 2010 г. на 0,4%, в 2011 г. - на 5,0% и повышением в 2012 г. на 3,1%, в реальном выражении - снижением соответственно на 9,5%, 12,1% и 3,6%.

       Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 г. являются средства Резервного фонда, в 2011-2012 гг. - средства Фонда национального благосостояния и иные источники.

       Совокупное  сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 г. составит 691 млрд. руб., в 2011 г. - 1 трлн. 171,7 млрд. руб. и в 2012 г. - 798,5 млрд. руб. При этом сальдо по внутренним источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 г. составит 261,5 млрд. руб., в 2011 г. - 657,3 млрд. руб. и в 2012 г. - 223,6 млрд. руб. Сальдо по внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 г. составит 429,6 млрд. руб., в 2011 г. - 514,4 млрд. руб. и в 2012 г. - 574,8 млрд. руб. Проект бюджета составлен, исходя из прогнозной цены за баррель нефти марки Urals в размере 58 долл. в 2010 г., 59 долл. - в 2011 г. и 60 долл. - в 2012 г. Темп роста ВВП прогнозируется в размере 1,6% в 2010 г. (объем ВВП запланирован в 2010 г. на уровне 43 трлн. 187,0 млрд. руб.), 3% (48 трлн. 072 млрд. руб.) - в 2011 г. и 4,3% (53 трлн. 712 млрд. руб.) - в 2012 г. Прогнозируемый объем Резервного фонда на начало 2010 г. составляет 1 трлн. 811,7 млрд. руб. Прогнозируемый объем Фонда национального благосостояния на начало 2010 г. - 2 трлн. 812,9 млрд. руб., 2011 г. - 2 трлн. 536,3 млрд. руб., 2012 г. - 1 трлн. 787,7 млрд. руб. [13].

       Таблица 2.1 Исполнение консолидированного бюджета  Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, млрд. рублей в 2008-2009 гг.

  Доходы Расходы Профицит, дефицит(-)
2008 г.      
Январь 1015,5 454,5 561,0
Январь-февраль 2066,9 1372,8 694,1
I квартал 3334,2 2335,9 998,4
Январь-апрель 5154,8 3361,9 1793,0
Январь-май 6410,7 4357,3 2053,4
I полугодие 7543,7 5515,5 2028,1
Январь-июль 9700,1 6626,2 3073,8
Январь-август 10939,7 7634,0 3305,6
Январь-сентябрь 12178,9 8741,5 3437,4
Январь-октябрь 13785,2 9950,6 3834,6
Январь-ноябрь 14743,2 11363,2 3380,0
Год 16003,9 13991,8 2012,1
2009 г.      
Январь 1059,9 477,0 582,9
Январь-февраль 1889,6 1572,2 317,4
I квартал 3033,5 2807,1 226,4
Январь-апрель 4156,3 4140,7 15,6
Январь-май 5048,2 5210,9 -162,6
I полугодие 6042,7 6619,7 -577,0
Январь-июль 7353,7 7929,1 -575,4
       

Информация о работе Анализ и направления совершенствования региональной бюджетной политики