Анализ территориального бюджета Вологодской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть экономическую сущность и содержание бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, и исследовать структуру территориального бюджета Вологодской области за 2000-2009 годах.
В достижении этой цели нам помогут следующие задачи:
1. рассмотрение структуры доходов и расходов бюджета;
2. анализ динамики бюджета Вологодской области (расчёт аналитических показателей, средних показателей, расчёт линейного и параболического тренда);
3. изучение выявления зависимости темпа роста доходов от роста ВРП методом аналитической группировки и корреляционно – регрессионного анализа;
4. прогнозирование показателей территориального бюджета.

Содержание

Введение 4
1 Цели и задачи территориального бюджета 5
1.1 Экономическая сущность и содержание бюджета 5
1.2 Основные принципы построения доходной части бюджета 7
1.3 Основные направления бюджетных расходов 10
1.4 Методы бюджетного анализа 13
2 Анализ бюджета Вологодской области 16
2.1 Структура доходов и расходов бюджета 16
2.2 Индексный анализ доходов и расходов бюджета 17
2.3 Анализ динамики доходов 20
2.4 Выявление зависимости темпа роста доходов от роста ВРП методом аналитической группировки и корреляционно – регрессионного анализа 26
2.5 Прогноз показателей территориального бюджета 28
Выводы и предложения 30
Список литературных источников 32

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.doc

— 561.50 Кб (Скачать файл)

Собственные доходы не являются основным источником формирования территориальных  бюджетов. В 1994 г. Их удельный вес составил 21%.

Регулирующие доходы - это вся совокупность средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. Это средства, передаваемые вышестоящим органом власти нижестоящему на основании юридического акта (закона), постановления, решения, распоряжения.

Передача средств производится либо заблаговременно, т.е. до начала планируемого года на основании плана регулирования и законодательного акта о бюджете на планируемый год, либо в процессе исполнения бюджета по указанию вышестоящих распорядительных и исполнительных органов.

Схема регулирующих доходов дана на рисунке 1.  

 

  

 

Рис. 1.  

 

В соответствии с Законом  РФ «Об основах налоговой системы» в число главных регулирующих налогов входят отчисления от:

  • НДС;
  • акцизов;
  • налога на прибыль (доход) предприятий;
  • подоходного налога с физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами в зависимости  от общей суммы территориального бюджета и объема их собственных доходов.

Отчисления от регулирующих налогов занимают по объему и экономическому значению ведущее положение в доходах территориальных бюджетов.

Преимущества существующей системы регулирования территориальных бюджетов состоит в следующем:

  • обеспечивает необходимыми средствами территориальные бюджеты независимо от производительности местных источников;
  • способствует выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц;
  • стимулирует территориальные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

Недостатки системы в основном заключаются в субъективизме при формировании регулирующих доходов территориальных бюджетов. Т.е. величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выбор их состава не всегда производится объективно. В дальнейшем планируется этот недостаток устранить введением в практику бюджетного планирования государственных минимальных социальных и финансовых норм.

Что касается дотаций и субвенций как методов наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов, то следует отметить, что эти источники лишены стимулирующих свойств. Они способствуют развитию иждивенческих настроений у территориальных органов власти, не стимулируют развитие хозяйственной инициативы. Однако полностью их исключить нельзя. Дотация может иметь место, например, в городах - исторических и культурных заповедниках, где местные источники не в состоянии покрыть необходимые расходы.

Субвенции следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на проведение которых на местах не хватает средств.

В целях оказания финансовой поддержки регионам в федеральном  бюджете создан специальный фонд (Федеральный фонд финансовой поддержки  регионов). Фонд формируется по процентной норме (1996г. - 15%) от суммы налоговых поступлений федерального бюджета (за исключением сумм подоходного налога с физических лиц и сумм импортных пошлин).

Финансовая помощь оказывается  регионам, получившим статус «региона нуждающегося в поддержке» или «региона особо нуждающегося в поддержке».

Статус «региона нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный доход в планируемом году (в расчете на одного жителя) меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.

Статус «региона особо нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых объем бюджетных доходов (в том числе и для регионов «нуждающихся в поддержке» с учетом возмещения им недостающей суммы до среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ) меньше объема прогнозируемых в планируемом году бюджетных расходов (без капитальных вложений).

С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, пропорции между которыми определяются на основе расчета по данным на планируемый год суммы недостающих средств для покрытия текущих бюджетных расходов по всем регионам, особо нуждающимся в поддержке.

Преимущество способа регулирования состоит в том, что средства территориальным бюджетам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей территориальные бюджетные доходы (налоговый потенциал), численность населения, проживающего на территории. Т.е. выделение средств происходит на объективной основе - общей для всех регионов форма расчета выделения средств их общего фонда финансовой поддержки. [10]

 

 

 

 

 

1.3 Основные  направления бюджетных расходов

 

Главное назначение всех звеньев бюджетной системы —  финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.

Расходы:

  • Государственное и муниципальное управление
  • Национальная оборона
  • Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
  • Осуществление международной деятельности
  • Поддержка отраслей сферы материального производства
  • Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
  • Содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения
  • Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов
  • Обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти

Каждый из этих блоков включает конкретные направления использования  бюджетных средств. Более подробно состав бюджетных расходов рассмотрим в функциональной классификации.

  1. В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Во всех звеньях бюджетной  системы текущие расходы являются преобладающей частью.

Капитальные расходы  бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Это средства, предоставляемые  в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В составе капитальных  расходов бюджетов формируется бюджет развития.

Предоставление бюджетных  средств осуществляется в следующих формах:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
  • трансферты населению, т. е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;
  • ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
  • бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
  • субвенции и субсидии, физическим и юридическим лицам;
  • инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

2. В соответствии с  подведомственностью бюджетополучателей бюджетные расходы делятся по ведомственному признаку.

3. В зависимости от того, из какого уровня бюджетной системы осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

  • оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
  • перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
  • командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
  • оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
  • оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. [5]

Структура расходов отдельных видов территориальных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам разного уровня. Так, республиканским, краевым, областным и городским органам власти подчинена большая часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, торговли, поэтому удельный вес ассигнований на хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значительный и может быть больше 40%.

В ведении районных, поселковых, сельских органов власти находятся  в основном социально-культурные учреждения, на которые и приходится подавляющая часть расходов (т.е. финансирование социально-культурных мероприятий).

Направления использования  средств территориальных бюджетов представлены на рисунке 2.

 

 

     

Рис. 2.

 

В настоящее время  одним из главных направлений  использования финансовых ресурсов должно стать финансирование развития местной производственной базы, как основы получения в будущем собственных доходов.

Одной из постоянно возрастающих статей расходов территориальных бюджетов должны стать ассигнования на охрану окружающей среды, улучшение благоустройства  городов и сел и др. Имеют  тенденцию к увеличению расходы  на финансирование народного хозяйства, что связано с ростом и усложнением местного хозяйства. [10]

 

 

    1.  Методы бюджетного анализа

 

В ходе бюджетного года и  по окончании его годового цикла  центральные и территориальные  финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам  составления и исполнения бюджета.

Цели бюджетного анализа:

  • оценка конечных результатов составления и исполнения

бюджета;

  • обоснование финансово-бюджетной политики правительства и администраций территорий;
  • обоснование параметров показателей при формировании

бюджетов;

  • выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;
  • обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;
  • выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;
  • обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджете доходов;
  • обеспечение полного и своевременного выполнения плана  финансирования   мероприятий,   предусмотренных в бюджете;
  • выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
  • определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;
  • выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовки предложений по их устранению;
  • совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.              

Кроме перечисленных  выше общих для всех бюджетов задач, анализ территориальных бюджетов позволяет:

  • определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;
  • определить уровень устойчивости территориального бюджета;
  • выявить факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;
  • определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения проводимой местной администрацией бюджетной политики.

Следует отметить, что  в современной практике работы финансовых органов применяется главным образом анализ исполнения бюджетных показателей. Вопросы же, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны. В то же время в условиях кризисного состояния экономики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а, следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.

Информация о работе Анализ территориального бюджета Вологодской области