Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 09:23, лекция
Практически равнозначные понятия, но все же разные: «программа», «план», «бюджет», «смета». Бюджет – это оцифровывание плана. Что касается организационных моментов: каждая компания сама решает – нужно ли ей заниматься постановкой процессов. Бюджетирование – это достойная часть управленческого учета. Компания ежемесячно сводит все показатели воедино – для управления компанией это очень длинный срок.
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В ОТРАСЛЯХ (ЛЕКЦИИ)
По предмету: зачет, автоматов нет.
Практически равнозначные понятия, но все же разные: «программа», «план», «бюджет», «смета». Бюджет – это оцифровывание плана. Что касается организационных моментов: каждая компания сама решает – нужно ли ей заниматься постановкой процессов. Бюджетирование – это достойная часть управленческого учета. Компания ежемесячно сводит все показатели воедино – для управления компанией это очень длинный срок.
Управление деятельностью любой компанией начинается с определения цели компанией, затем исследуются возможные альтернативы (пути) развития, потом руководство компании выбирает наиболее выгодный вариант развития событий, который начинается прописываться в бюджет. Таким образом, бюджет – оцифрованная версия цели компании.
Компания может осуществлять бюджетирование силами собственными или привлекать специалистов со стороны. Если мы привлекаем специалистов со стороны:
- он помогает
взглянуть на деятельность
- менеджмент
организации может намеренно
искажать показатели
Процесс постановки бюджета в рамках управленческого учета требует учета многих факторов. Административный ресурс также имеет огромное значение для бюджетирования: нужно учитывать его или его потерю также. Если опустить такие нюансы, то в конечном итоге они сыграют решающую роль и все расчеты пойдут в корзину. С другой стороны, есть факторы, которые учесть абсолютно невозможно.
Компания проходит к процессу бюджетирования очень ответственно. Выделяют 4 центра ответственности: центр затрат, прибыли, доходов, инвестиций.
Бюджет – это план, составленный исходя из стратегических задач и содержащий соответствующие показатели в стоимостной и натуральной формах. Задачи такого плана заключаются в создании базовой системы показателей, на основании которых можно оценивать фактически достигнутые результаты. Создание системы управления бюджетирования на предприятии предполагает совершение следующих действий:
1. Назначение директора по бюджету, который отвечает за подготовительный процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и анализ данных, проверку информации и предоставление отчета.
2. Привлечение
внешних консультантов для
3. Выбор программного
продукта для обеспечения
4. Разработка руководства (регламента) по бюджету в виде набора инструкций, отражающего политику, организационную структуру предприятия, разделение прав, обязанностей и ответственных исполнителей.
5. Выделение
центров ответственности и
6. Организация обучения менеджеров, связанных с процессом бюджетирования.
7. Разработка системы оперативного учета и учетных форм.
8. Формирование графика документооборота по бюджетированию
9. Создание бюджетного комитета.
Функции бюджета
1. Планирование – данный процесс облегчает весь процесс планирования на предприятии; эффективность этого процесса возрастает.
2. Координация
деятельности различных
3. Информирование,
т.е. доведение планов до
4. Стимулирование (мотивирование) менеджеров по достижению целей организации.
5. Управление видами деятельности – это когда воздействие на объект не столь значительно, сколько тот эффект, который мы получаем в результате воздействия.
6. Оценивание
эффективности работы
Таблица «Система премирования по центрам ответственности»
Тип центра ответственности |
Условия премирования |
Показатели премирования |
Центр затрат |
1. Не превышение запланированных расходов по бюджету (смете) 2. Выполнение установленного |
1. Экономия расходов по |
Центр дохода |
1. Достижение планового объема выручки 2. Соблюдение сметы расходов |
1. Превышение выручки над 2. Снижение расходов по |
Центр прибыли |
1. Достижение планового объёма прибыли |
1. Увеличение плановых доходов 2. Снижение расходов по |
Центра капитальных вложений (центр инвестиций) |
1. Выполнение инвестиционного 2. Снижение расходов 3. Соблюдение планируемых сроков |
1. Снижение затрат при 2. Снижение затрат при снижении срока |
Этапы составления бюджетов
1. Составление бюджета продаж
2. Определение
ожидаемого объема
3. Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции
4. Расчет
бюджета движения денежных
5. Составление плановых финансовых отчетов
Такой комплекс бюджетов может обозначаться в компании как генеральный бюджет (мастер-бюджет). В итоге составленных бюджетов рассчитывается финансовых коэффициентов.
Бюджет продаж является отправной точкой для составления всех последующих бюджетов. Этот бюджет самый простой по математике и самый сложный по количеству единиц, которое мы сможем продать. Сложность бюджета продаж зависит не от производственных возможностей компании, а от большого количества внешних факторов:
- изменение спроса на продукцию;
- деятельность конкурентов;
- общая ситуация на национальном и мировом рынках;
- политика ценообразования;
- результативность рекламы;
- качество продукции и т.д.
Таблица «Бюджет продаж»
Номенклатура продукции |
Количество |
Цена за единицу |
Сумма, руб. |
А |
х |
х |
х |
С |
х |
х |
х |
Итого |
Следующий бюджет – бюджет производства. При составлении этого бюджета определяется производственная программа и целевой уровень запасов готовой продукции. На данном этапе решается задача оптимального уровня запасов. Разработка политики управления запасами предполагает решение следующих задач:
1) определение целей формирования запасов;
2) анализ ТМЗ предшествующего периода;
3) оптимизация общей суммы запасов;
4) построение
эффективной системы контроля
за движением запасов на
Количество единиц произведенной продукции = Количество единиц реализованной продукции + Запас готовой продукции на конец периода – Запасы ГП на начало периода
Бюджет использования материалов – речь идет об определении количества материалов, необходимых для выполнения программы.
Бюджет закупок материалов – создается сразу же после бюджета использования материалов.
Бюджет расходов на оплату труда в данном бюджете определяется количество часов работы персонала.
Бюджет складских остатков - основная цель – это определение планового количества остатков ГП и материалов и произвести их денежную оценку.
Бюджет общепроизводственных расходов – для составления этого бюджета нужно выявить все общепроизводственные расходы.
Расчёт себестоимости продукции – данный процесс состоит из нескольких этапов:
1) все операции,
связанные с изготовлением
2) определяется
перечень сдельных и
3) определяется перечень прямых расходов и их стоимостная оценка;
4) определяется
ставка распределения
Себестоимость произведенной продукции = затраты на производство продукции (прямые и косвенные) + незавершенное производство на конец периода – незавершенное производство на начало периода
Бюджет общехозяйственных расходов – такие расходы являются постоянными (административные расходы, расходы на управление компанией, на материальные ресурсы и т.д.)
Формирование прогнозного отчета о финансовых результатов:
1) определение
себестоимости реализованной
Себестоимость реализованной продукции = себестоимость произведённой продукции - остаток ГП на конец периода + остаток ГП на начало периода
2) Планирование налоговых платежей: налоговые платежи определяются исходя из правил действующего налогового законодательства с учетом изменений в плановом расчетном периоде.
Бюджет движения денежных средств – основной целью составления такого бюджета является выявление кассового разрыва на конец планового периода.
Составление проекта бухгалтерского баланса – основная цель составления данной формы – это попытка предвидеть финансовое положение организации на конец планового периода.
Следующий шаг – производится расчет прогнозных финансовых коэффициентов. В некоторых случаях составляется инвестиционный бюджета: при составлении такого бюджета решаются 2 задачи: планирование капитальных вложений и планирование финансовых вложений.
Пример составления бюджета: компания производит 2 изделия: альфа и сигма. Изделие альфа изготавливает цех №1, а изделие сигма – цех №2. Информация за 2013 год:
- нормативные расходы на основные материалы: материал Х – 7,2$ за ед., материал У – 16$ за ед.;
- труд основных работников – 12$ за 1 час;
Нормы расхода для изделия альфа: 10 ед., материала Х, материала У – 5, 10 часов работников. Для изделия сигма: материл Х – 8, материал У – 9, 15 часов работников.
Балансовый отчет за предыдущий период:
1) Внеоборотные активы, в т.ч. земля – 170 тыс. $; здания и оборудование – 1292 тыс.$; амортизация – 255 тыс. $; балансовая стоимость здания и оборудования – 1037 тыс. $.
Всего ВНА – 1037 тыс. $.
2) Оборотные активы: ГП- 99076, запасы сырья – 189200, ДЗ – 289000, касса – 34000; минус краткосрочные обязательства - 248800
Итого ОА – 611276
Нетто активы = 1576476
Акционерный капитал: состоит из 1200 обыкновенных акций, резервы в сумме 369476, а следовательно, акционерный капитал равен 1569476$.
Готовая продукция | ||
Показатели |
Продукт «Альфа» |
Продукт «Сигма» |
Прогнозируемый объем продаж, ед. |
8500 |
1600 |
Цена реализации единицы продукции |
400$ |
560$ |
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед. |
1870 |
90 |
Запасы на начало учетного периода, ед. |
170 |
85 |
Основные материалы | ||
Показатели |
Х |
Материал «У» |
Запасы на начало учетного периода |
8500 |
8000 |
Запасы на конец учетного периода |
10200 |
1700 |
Подразделения | ||
Показатели, $ |
Цех №1 |
Цех №2 |
Сметная ставка начисления накладных расходов (на час труда основных производственных работников): |
||
-вспомогательные материалы |
1,2 |
0,8 |
-труд вспомогательных работников |
1,2 |
1,2 |
-энергия |
0,6 |
0,4 |
-ремонт и техобслуживание (переменная составляющая) |
0,2 |
0,4 |
Сметные постоянные накладные расходы: |
||
- амортизация |
100000 |
80000 |
-контроль |
100000 |
40000 |
- энергия (постоянная составляющая) |
40000 |
2000 |
- ремонт и тех обслуживание |
45360 |
3196 |