Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.
Государственный бюджет – это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия.

Вложенные файлы: 1 файл

Работа.docx

— 31.79 Кб (Скачать файл)

Наталья Бурханова

Бюджетная система РФ. Конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 1. Бюджет, бюджетная  система, бюджетное устройство РФ

1. Экономическая сущность  и содержание бюджета

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству  проводить социальную и экономическую  политику в нашей стране.

Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование  и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это система  образования и расходования денежных средств, которые предназначены  для финансирования обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и  т. д.

Государственный бюджет –  это финансовый план государства, с  помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность  осуществлять властные полномочия.

В то же время бюджет является категорией, которая свойственна  различным отношениям. С зарождением  и формированием государства  связано возникновение и развитие бюджета. Для государства бюджет – это инструмент обеспечения  непосредственно своей деятельности, и в то же время он является важным элементом для проведения социальной и экономической политики.

Задачи бюджета:

1) перераспределение ВВП;

2) финансовое обеспечение  бюджетной сферы и осуществление  социальной политики государства;

3) государственное регулирование  и стимулирование экономики;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств  на уровнях государственной и  территориальной власти проявляется  распределительная функция бюджета.

Государство с помощью  государственного бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические  отношения, направляя средства бюджета  на развитие и восстановление отраслей, регионов. И в связи с этим государство  может ускорять или сдерживать темпы  производства, усиливать или ослаблять  рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения.

Перераспределение ВВП через  бюджет имеет две стадии.

1. Образование доходов  бюджета.

В процессе образования доходов  бюджета происходит изъятие части  ВВП в пользу государства. В связи  с этим возникают финансовые взаимоотношения  государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета преследуют единственную цель, заключающуюся в  формировании доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны обезличенность и денежная форма. Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической  деятельности государства или при  перераспределении уже полученных государством доходов по уровням  бюджетной системы.

2. Использование (расход) бюджетных средств.

Расходы бюджета – это  денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетополучатели – это  организации производственной и  непроизводственной сферы, которые  могут получать и распределять средства бюджета; они финансируются через  бюджетные расходы.

В основном расходы бюджета  носят безвозвратный характер.

За счет расходов бюджета  происходит перераспределение средств  бюджета по уровням бюджетной  системы через дотации, бюджетные  ссуды, субвенции и др.

Структура расходов бюджета  устанавливается в бюджетном  плане и зависит, как и доходы бюджета, от экономической и иной ситуации в стране.

Контрольная функция бюджета  действует вместе с распределительной и дает возможность осуществления обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

2. Бюджетная система РФ

Бюджетная система – это  главное звено финансовой системы  государства, является составляющей частью бюджетного устройства.

Бюджетная система – это  совокупность бюджетов государств, административно-территориальных  образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Она основана на правовых нормах, экономических  отношениях и государственном устройстве.

Построение бюджетной  системы зависит от формы административного  и государственного устройства страны. Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения  власти между центром и административно-территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство –  форма государственного устройства, при котором административно-территориальные  образования не имеют собственной  государственности и автономии.

Бюджетная система унитарного государства состоит из государственного и местных бюджетов.

Федеративное государство  – это система государственного устройства, при которой государственные  образования или административно-территориальные  образования, входящие в государство, политически самостоятельны в рамках компетенций, распределенных между  центром и ними, и имеют собственную  государственность. Бюджетная система  федеративного государства состоит  из федеративного бюджета, бюджета  членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное государство  – это постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов, входящих в конфедерацию. У государств-членов конфедерации существуют свои бюджетные  и налоговые системы.

Бюджетная система состоит  из бюджетов следующих уровней (ст. 10 БК РФ):

1) федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов;

2) бюджеты субъектов РФ (РФ) и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в  том числе:

а) бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

б) бюджеты городских и  сельских поселений. Согласно ст. 11 БК РФ, федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который равен  календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение  в случае безработицы, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются  в определенном порядке, который  устанавливается федеральным законом  или предусматривается БК РФ.

Каждое муниципальное  образование имеет собственный  бюджет.

Бюджет муниципального образования, т. е. местный бюджет – форма образования  и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

В местных бюджетах, в  соответствии с бюджетной классификацией РФ, раздельно предусматриваются  средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных  образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных  обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления  отдельных государственных полномочий (ст. 14 БК РФ).

Бюджет муниципального района, т. е. районный бюджет, и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части  бюджетов городских и сельских поселений  могут быть предусмотрены сметы  доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Каждый субъект РФ имеет  собственный бюджет.

Бюджет субъекта РФ, т. е. региональный бюджет – форма образования  и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Использование органами государственной  власти субъектов РФ иных форм образования  и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается.

В бюджетах субъектов РФ, в соответствии с бюджетной классификацией РФ, раздельно предусматриваются  средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов  РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов  РФ полномочий по предметам ведения  субъектов РФ и полномочий по предметам  совместного ведения, указанных  в п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих  принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», и расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

В соответствии со ст. 16 БК РФ, федеральный бюджет – форма образования  и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных  для исполнения расходных обязательств РФ, не допускается, за исключением  случаев, установленных БК РФ и иными  федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной  системы РФ образуют консолидированный  бюджет РФ.

Целевой бюджетный фонд –  фонд денежных средств, образуемый в  соответствии с законодательством  РФ в составе бюджета за счет доходов  целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда (ст.17 БК РФ).

3. Бюджетное устройство. Межбюджетные отношения

Бюджетное устройство –  это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимодействие входящих в нее бюджетов.

Бюджетная система – это  совокупность всех бюджетов, существующих в стране.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Бюджетная  система в унитарных предприятиях включает два звена: государственный  бюджет и местные бюджеты.

В соответствии с БК РФ, бюджетная  система федеративных государств состоит  из трех звеньев: государственный бюджет, бюджеты членов федерации (субъектов  Федерации – в России), местные  бюджеты.

Государственная бюджетная  система состоит из трех звеньев  и включает: республиканский (федеральный) бюджет; 21 республиканский бюджет в  составе РФ, 55 краевых и областных  бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской  автономной области; около 29 тыс. местных  бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и  самостоятельности всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную  систему.

Сложной проблемой в бюджетном  устройстве является бюджетный федерализм, т. е. бюджетные взаимоотношения  центра и регионов.

В рамках межбюджетных отношений  все бюджеты, которые входят в  состав бюджетной системы РФ, взаимосвязаны.

Межбюджетные отношения  – это отношения, которые возникают  между органами государственной  власти РФ, органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, которые связаны  с формированием и исполнением  соответствующих бюджетов (ст. 6 БК РФ).

Межбюджетные отношения  основаны на следующих принципах:

1) распределение и закрепление  расходов бюджетов по уровням  бюджетной системы РФ;

2) разграничение регулирующих  доходов по определенным уровням  бюджетной системы РФ;

3) равенство бюджетных  прав субъектов РФ, равенство  бюджетных прав муниципальных  образований;

4) равенство всех бюджетов  во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом, равенство местных бюджетов  во взаимоотношениях с бюджетами  субъектов РФ;

5) выравнивание уровней  минимальной бюджетной обеспеченности  субъектов РФ, муниципальных образований.

Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:

1) оказывать поддержку  субъектам Федерации таким образом,  чтобы оставить им стимулы  к развитию собственных источников  дохода;

2) сделать схему группировки  территорий по экономическим  районам с учетом их экономического  потенциала и природных условий  более упорядоченной;

Информация о работе Бюджетная система РФ