Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.

Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Бюджетная система  РФ.  

1. Экономическая сущность  и содержание бюджета 

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет  государству проводить социальную и экономическую политику в нашей  стране. 

Через государственный  бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. 

Бюджет – это  система образования и расходования денежных средств, которые предназначены  для финансирования обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления. 

С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и  т. д. 

Государственный бюджет – это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия. 

В то же время бюджет является категорией, которая свойственна  различным отношениям. С зарождением  и формированием государства  связано возникновение и развитие бюджета. Для государства бюджет – это инструмент обеспечения непосредственно своей деятельности, и в то же время он является важным элементом для проведения социальной и экономической политики. 

Задачи бюджета: 

1) перераспределение  ВВП; 

2) финансовое обеспечение  бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства; 

3) государственное  регулирование и стимулирование  экономики; 

4) контроль за образованием  и использованием централизованных  фондов денежных средств. 

Через формирование и  использование централизованных фондов денежных средств на уровнях государственной и территориальной власти проявляется распределительная функция бюджета. 

Государство с помощью  государственного бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические  отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. И в связи с этим государство может ускорять или сдерживать темпы производства, усиливать или ослаблять рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения. 

Перераспределение ВВП  через бюджет имеет две стадии. 

1. Образование доходов  бюджета. 

В процессе образования  доходов бюджета происходит изъятие  части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с  налогоплательщиками. 

Доходы бюджета  преследуют единственную цель, заключающуюся в формировании доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны обезличенность и денежная форма. Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др. 

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической  деятельности государства или при  перераспределении уже полученных государством доходов по уровням  бюджетной системы. 

2. Использование (расход) бюджетных средств. 

Расходы бюджета –  это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления. 

Бюджетополучатели –  это организации производственной и непроизводственной сферы, которые могут получать и распределять средства бюджета; они финансируются через бюджетные расходы. 

В основном расходы  бюджета носят безвозвратный  характер. 

За счет расходов бюджета  происходит перераспределение средств  бюджета по уровням бюджетной системы через дотации, бюджетные ссуды, субвенции и др. 

Структура расходов бюджета  устанавливается в бюджетном  плане и зависит, как и доходы бюджета, от экономической и иной ситуации в стране. 

Контрольная функция  бюджета действует вместе с распределительной и дает возможность осуществления обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

2. Бюджетная система  РФ 

Бюджетная система  – это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства. 

Бюджетная система  – это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном  отношении. Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве. 

Построение бюджетной  системы зависит от формы административного  и государственного устройства страны. Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения  власти между центром и административно-территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные. 

Унитарное государство  – форма государственного устройства, при котором административно-территориальные  образования не имеют собственной  государственности и автономии. 

Бюджетная система унитарного государства состоит из государственного и местных бюджетов. 

Федеративное государство  – это система государственного устройства, при которой государственные  образования или административно-территориальные  образования, входящие в государство, политически самостоятельны в рамках компетенций, распределенных между центром и ними, и имеют собственную государственность. Бюджетная система федеративного государства состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов. 

Конфедеративное государство  – это постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов, входящих в конфедерацию. У государств-членов конфедерации существуют свои бюджетные  и налоговые системы. 

Бюджетная система  состоит из бюджетов следующих уровней (ст. 10 БК РФ): 

1) федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов; 

2) бюджеты субъектов  РФ (РФ) и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов; 

3) местные бюджеты, в том числе: 

а) бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 

б) бюджеты городских  и сельских поселений. Согласно ст. 11 БК РФ, федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. 

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который равен календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. 

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в определенном порядке, который устанавливается федеральным законом или предусматривается БК РФ. 

Каждое муниципальное  образование имеет собственный  бюджет. 

Бюджет муниципального образования, т. е. местный бюджет –  форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для  исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. 

В местных бюджетах, в соответствии с бюджетной классификацией РФ, раздельно предусматриваются  средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных  образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий (ст. 14 БК РФ). 

Бюджет муниципального района, т. е. районный бюджет, и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района. 

В качестве составной  части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. 

Каждый субъект  РФ имеет собственный бюджет. 

Бюджет субъекта РФ, т. е. региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. 

Использование органами государственной власти субъектов  РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается. 

В бюджетах субъектов  РФ, в соответствии с бюджетной  классификацией РФ, раздельно предусматриваются  средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», и расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета. 

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. 

В соответствии со ст. 16 БК РФ, федеральный бюджет – форма  образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ. 

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных  для исполнения расходных обязательств РФ, не допускается, за исключением  случаев, установленных БК РФ и иными федеральными законами. 

Федеральный бюджет и  свод бюджетов других уровней бюджетной  системы РФ образуют консолидированный  бюджет РФ. 

Целевой бюджетный  фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством  РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда (ст.17 БК РФ).

3. Бюджетное устройство. Межбюджетные отношения 

Бюджетное устройство – это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимодействие входящих в нее бюджетов. 

Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, существующих в стране. 

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Бюджетная система в унитарных  предприятиях включает два звена: государственный  бюджет и местные бюджеты. 

В соответствии с БК РФ, бюджетная система федеративных государств состоит из трех звеньев: государственный бюджет, бюджеты членов федерации (субъектов Федерации – в России), местные бюджеты. 

Государственная бюджетная  система состоит из трех звеньев  и включает: республиканский (федеральный) бюджет; 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области; около 29 тыс. местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). 

Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и  самостоятельности всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную  систему. 

Сложной проблемой  в бюджетном устройстве является бюджетный федерализм, т. е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. 

Информация о работе Бюджетная система РФ