Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 20:26, курсовая работа
Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.
Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.
2) обслуживание и
погашение государственного
3) проведение выборов
и референдумов в субъектах
РФ;
4) обеспечение реализации
региональных целевых программ;
5) формирование государственной
собственности субъектов РФ;
6) осуществление международных
и внешнеэкономических связей
субъектов РФ;
7) содержание и
развитие предприятий,
8) обеспечение деятельности
средств массовой информации
субъектов РФ;
9) оказание финансовой
помощи местным бюджетам;
10) обеспечение осуществления
отдельных государственных
11) компенсация дополнительных
расходов, возникших в результате
решений, принятых органами
Второе место –
расходы на социально-культурные мероприятия
(образование, культура и искусство, социальная
политика) – свыше 25 %; расходы на управление
и содержание правоохранительных органов
составляют примерно 8 %.
Местные бюджеты –
это третий уровень бюджетной
системы РФ.
Согласно ст. 14 БК РФ,
бюджет муниципального образования (местный
бюджет) является формой образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и
Местное самоуправление
осуществляется самим населением через
свободно избранные им представительные
органы. Для выполнения функций, возложенных
на местные представительные и исполнительные
органы, они наделяются определенными
имущественными и финансово-бюджетными
правами.
Местные бюджеты –
один из главных каналов доведения
до населения конечных результатов
производства. Через них общественные
фонды потребления
Местные бюджеты выполняют
следующие функции:
1) формируют денежные
фонды, которые являются
2) распределяют и используют
эти фонды между отраслями хозяйства;
3) контролируют финансово-
Местные бюджеты в
осуществлении
Собственные доходы не
являются основным источником формирования
местных бюджетов.
В состав собственных
доходов местных бюджетов входят:
1) местные налоги
и сборы:
а) земельный налог;
б) налог на имущество
физических лиц;
в) налог на рекламу;
г) налог на наследство
или дарение;
д) местные лицензионные
сборы;
2) доходы от приватизации,
в том числе:
а) доходы от приватизации
объектов государственной и
б) доходы от продажи
земли;
в) доходы от продажи
квартир гражданам;
3) средства обязательного
медицинского страхования,
В главные регулирующие
доходы местных бюджетов входят отчисления:
1) от налога на
добавленную стоимость;
2) от акцизов;
3) от налога на
прибыль предприятий;
4) от подоходного
налога с физических лиц.
Из местных бюджетов
финансируются функциональные расходы,
которые включают в себя расходы
на:
1) содержание органов
местного самоуправления;
2) формирование муниципальной
собственности и управление ею;
3) организация, содержание
и развитие учреждений
4) средств массовой
информации, других учреждений, находящихся
в муниципальной собственности;
5) содержание муниципальных
органов охраны общественного порядка;
6) организация, содержание
и развитие муниципального
7) содержание мест
захоронения, находящихся в
8) организация транспортного
обслуживания населения и учреждений,
находящихся в муниципальной собственности
или в ведении органов местного самоуправления;
9) охрана окружающей
природной среды на
10) обслуживание и
погашение муниципального
11) целевое дотирование
населения;
12) проведение муниципальных
выборов и местных
Основным направлением
использования средств местных
бюджетов является покрытие расходов,
связанных с жизнеобеспечением
человека (расходы на социально-культурные
мероприятия и на жилищно-коммунальное
хозяйство).
Структура расходов отдельных
видов местных бюджетов не одинакова.
Одним из главных направлений
использования финансовых ресурсов
должно быть финансирование развития
местной производственной базы как
основы для получения в будущем собственных
доходов.
В соответствии со статьей
6 БК РФ, консолидированный бюджет –
это свод бюджетов всех уровней, который
включает в себя федеральный бюджет
и консолидированные бюджеты
субъектов РФ. Консолидированный
бюджет субъекта РФ включает региональный
бюджет, т. е. бюджет субъекта РФ, и местные
бюджеты.
Термин «консолидированный
бюджет» был включен также
в Закон РСФСР «Об основах
бюджетного устройства и бюджетного
процесса РСФСР» от 10 октября 1991 г. в
связи с упразднением Государственного
бюджета РФ, в который входили все звенья
бюджетной системы России. Вышеуказанный
закон в настоящее время не действует.
В бюджетном планировании
используются показатели консолидированных
бюджетов. Объемы консолидированных
бюджетов административно-
Роль консолидированных
показателей важна при
Сводное финансовое планирование
невозможно без расчета показателей
консолидированных бюджетов. Из консолидированных
бюджетов берутся показатели сводного
финансового баланса
Расходная часть включает:
расходы на социально-культурные мероприятия,
которые финансируются за счет бюджета,
затраты на государственные инвестиции,
государственные дотации, расходы на науку
из бюджета, на оборону, расходы на содержание
правоохранительных органов, органов
власти, судов прокуратуры и др.
Показатели консолидированного
бюджета играют большую роль в
перспективном планировании в целом
и перспективном финансовом планировании
в частности. Финансовые показатели,
в основе которых лежат показатели
консолидированных бюджетов, используются
при разработке прогнозов экономического
и социального развития государства и
территорий.
Показатели консолидированных
бюджетов используются при расчетах,
которые характеризуют
5. Принципы бюджетной
системы РФ
Бюджетная система
РФ, согласно БК РФ, основана на принципах:
1) принцип единства
бюджетной системы РФ – это
единство бюджетного
2) принцип разграничения
доходов и расходов между бюджетами
разных уровней – это закрепление в соответствии
с законодательством РФ доходов и расходов
за бюджетами бюджетной системы РФ, определение
полномочий органов государственной власти
по формированию доходов, установлению
и исполнению расходных обязательств;
3) принцип самостоятельности
бюджетов означает:
а) право и обязанность
органов государственной власти
и органов местного самоуправления
обеспечивать самостоятельно сбалансированность
бюджетов и эффективность использования
бюджетных средств;
б) право и обязанность
органов государственной власти
и органов местного самоуправления
самостоятельно осуществлять бюджетный
процесс;
в) право органов
государственной власти и органов
местного самоуправления устанавливать
налоги и сборы, подлежащие зачислению
в бюджеты соответствующего уровня бюджетной
системы РФ;
г) право органов
государственной власти и органов
местного самоуправления самостоятельно
определять формы и направления
расходования средств бюджетов;
д) недопустимость установления
расходных обязательств, подлежащих исполнению
одновременно за счет средств бюджетов
двух и более уровней бюджетной системы
РФ, или за счет средств консолидированных
бюджетов, или без определения бюджета,
за счет средств которого должно осуществляться
исполнение соответствующих расходных
обязательств;
е) недопустимость непосредственного
исполнения расходных обязательств
органов государственной власти
и органов местного самоуправления
за счет средств бюджетовдругих уровней;
ж) недопустимость введения
в действие в течение финансового года
органами государственной власти решений
и изменений бюджетного законодательства
и законодательства о налогах и сборах,
которые приведут к увеличению расходов
и снижению доходов бюджетов других уровней
без внесения изменений в законы о соответствующих
бюджетах, предусматривающих компенсацию
увеличения расходов, снижения доходов;
з) недопустимость изъятия
дополнительных доходов в течение
года, экономии по расходам бюджетов, полученных
в результате эффективного исполнения
бюджетов;
3) принцип равенства
бюджетных прав субъектов РФ,
муниципальных образований –
это определение бюджетных
4) принцип полноты
отражения доходов и расходов бюджетов,
бюджетов государственных внебюджетных
фондов означает, что все доходы и расходы
бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных
фондов и иные обязательные поступления,
определенные налоговым и бюджетным законодательством
РФ, законами о государственных внебюджетных
фондах, подлежат отражению в бюджетах,
бюджетах государственных внебюджетных
фондов в обязательном порядке и в полном
объеме. Все государственные и муниципальные
расходы подлежат финансированию за счет
бюджетных средств, средств государственных
внебюджетных фондов, аккумулированных
в бюджетной системе РФ;