Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 20:26, курсовая работа
Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.
Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.
В рамках межбюджетных
отношений все бюджеты, которые
входят в состав бюджетной системы
РФ, взаимосвязаны.
Межбюджетные отношения
– это отношения, которые возникают
между органами государственной власти
РФ, органами государственной власти субъектов
РФ и органами местного самоуправления,
которые связаны с формированием и исполнением
соответствующих бюджетов (ст. 6 БК РФ).
Межбюджетные отношения
основаны на следующих принципах:
1) распределение и закрепление
расходов бюджетов по уровням бюджетной
системы РФ;
2) разграничение регулирующих
доходов по определенным
3) равенство бюджетных
прав субъектов РФ, равенство
бюджетных прав муниципальных
образований;
4) равенство всех
бюджетов во взаимоотношениях
с федеральным бюджетом, равенство
местных бюджетов во
5) выравнивание уровней
минимальной бюджетной
Для совершенствования
межбюджетных отношений необходимо:
1) оказывать поддержку
субъектам Федерации таким
2) сделать схему
группировки территорий по
3) ввести эффективный
механизм предоставления
Доходную часть
территориальных бюджетов составляют
закрепленные и регулирующие доходы, дотации
и субвенции, а также кредитные ресурсы.
Закрепленными доходами
считаются доходы, полностью поступающие
в соответствующие бюджеты.
Регулирующими доходами
являются средства, направляемые от вышестоящего
звена бюджетной системы нижестоящему
бюджету, превышающие закрепленные доходы,
для покрытия его расходов. Они зачисляются
в соответствующие бюджеты исходя из размеров
процентных отчислений, устанавливаемых
при утверждении вышестоящего бюджета.
Дотации – определенные
суммы денежных средств, передаваемые
из вышестоящего бюджета для сбалансирования
нижестоящих бюджетов при их дефиците.
Субвенции – средства,
передаваемые из вышестоящего бюджета
нижестоящим бюджетам на финансирование
строго целевого мероприятия.
Кредитные ресурсы –
средства, передаваемые в качестве кредита,
т. е. они должны быть возвращены с процентами
или без них.
В 1994 г. введен новый
механизм межбюджетных отношений, при
котором основным регулятором выступал
Целевой фонд финансовой поддержки
регионов. Его средства распределяются
для всех регионов по единому принципу.
Фонд финансовой поддержки
субъектов Федерации оказывает
помощь тем субъектам, у которых
среднедушевой доход по бюджету
за предыдущий год ниже, чем в
среднем по РФ, а уровень собственных
доходов и дополнительных средств, полученных
из федерального бюджета, недостаточен
для финансирования текущих расходов.
Регионы, получающие
финансовую помощь из федерального бюджета,
предоставляют в Министерство финансов
РФ плановые и фактические данные
о доходах и расходах бюджетов и внебюджетных
фондов. Это производится для контроля.
Трансферты регионам
перечисляются ежемесячно по мере фактического
поступления налогов в
4. Бюджеты РФ
Федеральный бюджет является
первым уровнем бюджетной системы
РФ.
Федеральный бюджет –
это основной финансовый план государства,
который утверждается Федеральным Собранием
в виде федерального закона. Федеральный
бюджет – это основное средство перераспределения
национального дохода и валового внутреннего
продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются
финансовые ресурсы, которые нужны для
регулирования экономического и социального
развития нашей страны и реализации ее
политики. Его функцией является финансирование
общегосударственных органов власти и
управления, мероприятий, которые связаны
с развитием научной деятельности в стране,
обеспечением обороноспособности государства,
подготовки высококвалифицированных
специалистов для РФ.
Средства федерального
бюджета – это основной источник
для финансирования перестройки
экономики, развития прибыльных и перспективных
направлений в сфере производства, освоения
новых комплексов для производства.
В развитии искусства,
средств массовой информации, культуры
и других сфер человеческой деятельности
федеральный бюджет играет основную
роль.
Федеральный бюджет наделен
неналоговыми и налоговыми доходами, поступлениями
от целевых бюджетных фондов.
Статьей доходов федерального
бюджета являются налоговые доходы,
к которым относятся:
1) федеральные налоги
и сборы, перечень и ставки
указаны в налоговом
2) государственная
пошлина в соответствии с
3) таможенные пошлины,
таможенные сборы и т. д.
К налоговым доходам
также относятся:
1) доходы от пользования
имуществом, которое находится в
собственности у государства;
2) доходы от платных
услуг, которые оказывают
3) доходы от реализации
имущества, которое находится в собственности
у государства;
4) доходы от внешнеэкономической
деятельности;
5) доходы от реализации
государственных запасов и
6) прибыль Банка
России – по нормативам, установленным
федеральными законами;
7) часть прибыли
унитарных предприятий, которая остается
после уплаты налогов и других обязательных
платежей. Основным источником доходов
федерального бюджета (около 76 %) являются
налоговые доходы. В федеральный бюджет
поступают такие виды налогов, как: налог
на добавленную стоимость и акцизы, составляющие
около 40 % от общего дохода бюджета, налог
на прибыль (около 10 %), налоги на внешнюю
торговлю и внешнеэкономические операции
(около 8 %) (основное место в их числе занимают
импортные пошлины). Остальную часть образуют
подоходный налог с физических лиц, налог
на имущество, платежи за пользование
природными ресурсами.
Неналоговые доходы составляют
около 12 %. Это доходы от государственной
собственности, от внешнеэкономической
деятельности, от продажи имущества,
которое принадлежит государству, от
продажи запасов государства.
Поступления от целевых
бюджетных фондов – это около
11 % (Федеральный экологический
В соответствии с законодательством
РФ, из федерального бюджета финансируются
следующие расходы:
1) обеспечение деятельности
Президента РФ, Центральной избирательной
комиссии РФ, Федерального Собрания
РФ, Счетной палаты РФ, федеральных
органов исполнительной власти
и их территориальных органов;
2) национальная оборона
и обеспечение безопасности государства,
осуществление конверсии оборонных отраслей
промышленности;
3) функционирование
федеральной судебной системы;
4) осуществление международной
деятельности в
5) фундаментальные
исследования и содействие научно-техническому
прогрессу;
6) государственная
поддержка транспорта: железнодорожного,
воздушного и морского;
7) государственная
поддержка атомной энергетики;
8) ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций и
9) исследование и
использование космического
10) содержание учреждений,
находящихся в федеральной
11) финансовая поддержка
субъектов РФ;
12) статистический учет;
13) формирование федеральной
собственности; обслуживание и
погашение государственного
14) компенсация государственным
внебюджетным фондам расходов
на выплату государственных
15) пополнение государственных
запасов драгоценных металлов
и драгоценных камней, государственного
материального резерва;
16) проведение выборов
и референдумов в РФ;
17) федеральная инвестиционная
программа; обеспечение реализации
решений федеральных органов государственной
власти, приведших к увеличению бюджетных
расходов или уменьшению бюджетных доходов
бюджетов других уровней.
Средства федерального
бюджета используются для финансирования
мероприятий регионального и местного
назначения.
Спецификой федерального
бюджета является финансирование за
счет себя общегосударственных расходов
на оборону, международную деятельность,
научные исследования. Федеральный
бюджет финансирует 100 % общегосударственных
расходов на оборону и международную деятельность,
93 % – на научные исследования, 76 % – на
правоохранительную деятельность, 89 %
– на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных
ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Федеральный бюджет –
это инструмент межрегионального перераспределения
общегосударственных средств.
Региональные бюджеты
– центральное звено
Целью региональных органов
власти является обеспечение развития
регионов, а также производственной и
непроизводственной сфер на подведомственных
территориях.
В последнее время
наблюдается регионализация экономических
и социальных процессов.
Роль региональных
бюджетов усиливается.
С помощью региональных
бюджетов государство проводит экономическую
политику, выравнивая уровни экономического
и социального развития территорий,
которые в силу исторических, географических,
военных и других условий отстали
в своем экономическом и
В соответствии с БК
РФ, доходы: региональных бюджетов формируются
за счет собственных и регулирующих
доходов.
Собственные доходы включают
следующие региональные налоги и сборы:
1) налог на имущество
предприятий;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный
бизнес;
7) региональные лицензионные
сборы.
К собственным доходам
относятся доходы от использования имущества,
находящегося в собственности субъектов
РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых
бюджетными учреждениями, находящимися
в ведении органов государственной власти
субъектов РФ.
Регулирующие доходы
– это отчисления от федеральных налогов
и сборов, распределенных к зачислению
в бюджеты субъектов РФ по нормативам,
определенным федеральным законом о федеральном
бюджете на очередной финансовый год,
а также дотаций, субвенций, субсидий и
трансфертов, полученных за счет средств
федерального бюджета.
Основные направления
использования средств
1) обеспечение функционирования
органов законодательной и