Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 00:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является, определение значения бюджетного планирования и прогнозирования, и определение информационной базы, на которой оно основывается.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
определение роли и значения бюджетного планирования и прогнозирования;
изучить, какие данные являются составляющими информационной базы;
выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.
Введение
В современной экономике, все имеет свое значение и роль, а в бюджете, в его составлении и планировании, тем более. Все движется, все развивается и изменяется, то есть все вокруг нас в экономическом смысле динамично, все изменяется, может и в лучшую, а может и в худшую сторону. Поэтому, чтобы экономика развивалась положительно, и существует планирование и прогнозирование, для наиболее точного определения пути развития экономики, как государства, так и более мелких территорально-экономических делений. Планирование и прогнозирование бюджета аналогично прогнозу погоды, потому что мы должны знать, что одеть завтра, какая будет погода, так и в экономике, должны знать как нам следует вести экономику, чтобы нам в экономическом смысле тепло и комфортно.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений. Она заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования государства, развития национальной экономики, государственного экономического и социального регулирования. Именно от информационной базы составления проекта бюджета, зависит качество составленного бюджета. А от качества формирования бюджета зависит эффективность реализации финансовой политики государства, субъекта, муниципального образования. Ведь именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.
В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономических областях. Прогнозирование и планирование необходимо, потому что точное предвидение будущего повышает эффективность процесса принятия решения. Чтобы эффективно управлять государством в целом или любым его структурным звеном, необходимо определить, какими должны быть воздействия на экономику и его последствия.
Целью курсовой работы является, определение значения бюджетного планирования и прогнозирования, и определение информационной базы, на которой оно основывается.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
Объектом исследования в курсовой работе является система планирования и прогнозирования бюджета республики Бурятия.
Предметом исследования в курсовой работе является бюджет республики Бурятия за 2010-2012 годы.
Раздел 1. . Экономическая сущность и значение бюджетного планирования и прогнозирования
Бюджетное планирование осуществляется
в несколько этапов: составление
проектов бюджетов финансовыми органами
разных уровней; рассмотрение проектов
бюджетов в исполнительных органах
власти; рассмотрение проектов бюджетов
и утверждение бюджетов в законодательных
и представительных органах государственной
власти разных уровней и в органах
местного самоуправления; поквартальное
распределение финансовыми
Бюджетное прогнозирование1 – это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.
Прогнозирование бюджета
ориентирует на поиск оптимального
решения задач, на выбор наилучшего
из возможных вариантов. В процессе
бюджетного прогнозирования
Финансовое планирование
на общегосударственном и
В систему финансовых планов входят:
Перспективное финансовое планирование на всех уровнях власти осуществляется в целях:
Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета. План ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития.
Сводный финансовый баланс2 — это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.
Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов:
1) разработкой программ,
предусматривающих объединение
усилий территориальных
2) значительными финансовыми
затратами на осуществление
3) необходимостью сведения
воедино различных видов
Основная задача территориального сводного финансового баланса — определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).
Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.
Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.
Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:
Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.
Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование.
Важнейшее условие успешного ведения хозяйства — постоянное совершенствование методов его управления. Управлять — значит предвидеть. В связи с этим возрастает роль перспективного планирования, а значит и научного прогнозирования. Прогнозирование параметров натуральных показателей должно сопровождаться прогнозом финансовых ресурсов, так как невозможно качественное прогнозирование развития хозяйства без учета перспективы роста этих ресурсов.
В отличие от сводного финансового
планирования осуществляемого, как
правило, на более длительный период,
бюджетное прогнозирование
Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.
Цель бюджетного прогнозирования — на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике региона.
Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета. Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.
Основа бюджетного планирования и прогнозирования – информационная база. Информационная база – информация, данные, на основе которых происходит процесс планирования и прогнозирования бюджета определенного уровня.