Бюджетное планирование и прогнозирование, его сущность и значение информационной базы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 00:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является, определение значения бюджетного планирования и прогнозирования, и определение информационной базы, на которой оно основывается.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
определение роли и значения бюджетного планирования и прогнозирования;
изучить, какие данные являются составляющими информационной базы;
выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 61.45 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В современной экономике, все имеет свое значение и роль, а в бюджете, в его составлении  и планировании, тем более. Все  движется, все развивается и изменяется, то есть все вокруг нас в экономическом  смысле динамично, все изменяется, может  и в лучшую, а может и в  худшую сторону. Поэтому, чтобы экономика  развивалась положительно, и существует планирование и прогнозирование, для  наиболее точного определения пути развития экономики, как государства, так и более мелких территорально-экономических  делений. Планирование и прогнозирование  бюджета аналогично прогнозу погоды, потому что мы должны знать, что одеть  завтра, какая будет погода, так  и в экономике, должны знать как  нам следует вести экономику, чтобы нам в экономическом  смысле тепло и комфортно.

Актуальность выбранной  темы не вызывает сомнений. Она заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования государства, развития национальной экономики, государственного экономического и социального регулирования.  Именно от информационной базы составления проекта бюджета, зависит качество составленного бюджета. А от качества формирования бюджета зависит эффективность реализации финансовой политики государства, субъекта, муниципального образования. Ведь именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

В странах с развитой рыночной моделью  экономики прогнозирование и  планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономических областях. Прогнозирование и планирование необходимо, потому что точное предвидение будущего повышает эффективность процесса принятия решения. Чтобы эффективно управлять государством в целом или любым его структурным звеном, необходимо определить, какими должны быть воздействия на экономику и его последствия.

Целью курсовой работы является, определение значения бюджетного планирования и прогнозирования, и определение  информационной базы, на которой оно  основывается.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

  • определение роли и значения бюджетного планирования и прогнозирования;
  • изучить, какие данные являются составляющими информационной базы;
  • выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.

Объектом  исследования в курсовой работе является система планирования и прогнозирования  бюджета республики Бурятия.

Предметом исследования в курсовой работе является бюджет республики Бурятия за 2010-2012 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. . Экономическая  сущность и значение бюджетного планирования и прогнозирования

    1. Содержание и значение бюджетного планирования  и прогнозирования

 

Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов: составление  проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах  власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных  и представительных органах государственной  власти разных уровней и в органах  местного самоуправления; поквартальное  распределение финансовыми органами государственных, региональных и муниципальных  уровней доходов и расходов, а  также составление сводных бюджетных  росписей.

Бюджетное прогнозирование1 – это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.

Прогнозирование бюджета  ориентирует на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются  различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных задач, объективных и субъективных факторов, действующих на государственном, региональном и местном уровнях. При этом непрерывность прогнозирования бюджета обусловливает систематическое уточнение бюджетных показателей по мере формирования новых данных .

Финансовое планирование на общегосударственном и территориальных  уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с  материальными и трудовыми балансами  в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации  и управления финансами в конкретном звене управления.

В систему финансовых планов входят:

  • перспективные финансовые планы;
  • сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления.

Перспективное финансовое планирование на всех уровнях власти осуществляется в целях:

  • обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики;
  • прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;
  • прогнозирования финансовых последствий реформ, программ;
  • определения возможности реализации различных мер в области финансов.

Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей  прогноза экономического и социального  развития. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации  доходов и финансированию расходных  статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям  бюджета. План ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития.

Сводный финансовый баланс2 — это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

Необходимость разработки территориальных  сводных финансовых балансов обусловлена  рядом факторов:

1) разработкой программ, предусматривающих объединение  усилий территориальных органов  власти и предприятий, расположенных  на их территории, по экономическому  и социальному развитию;

2) значительными финансовыми  затратами на осуществление таких  программ. Для обеспечения финансовыми  ресурсами мероприятий, намеченных  этими программами, необходимы  координация и концентрация денежных  средств бюджетной системы, средств  ведомств и предприятий. Это,  в свою очередь, требует разработки  в регионе сводного финансового  баланса;

3) необходимостью сведения  воедино различных видов финансовых  планов: финансовых планов хозяйственных  предприятий и организаций, территориального  бюджета, внебюджетных фондов  и др., отражающих отдельные стороны  и этапы распределения и перераспределения  национального дохода, созданного  и используемого на данной  территории. Это позволяет иметь  полную картину образования и  использования всех финансовых  ресурсов административно-территориальной  единицы;

Основная задача территориального сводного финансового баланса —  определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и  использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и  децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования  финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Информационной базой  при разработке сводного финансового  баланса региона являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных  органов власти, экономические нормативы  и лимиты по основным показателям  развития региона, показатели проектов планов экономического и социального  развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий  и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной  подчиненности.

Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:

  • достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;
  • точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;
  • сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;
  • повысить качество бюджетного планирования;
  • скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;
  • концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретных период направлениях экономического и социального развития территории;
  • изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;
  • наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;
  • осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;
  • активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;
  • добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.

Координация и концентрация средств в регионе, повышение  эффективности их использования  положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.

Со сводным финансовым планированием тесно связано  бюджетное прогнозирование.

Важнейшее условие успешного  ведения хозяйства — постоянное совершенствование методов его  управления. Управлять — значит предвидеть. В связи с этим возрастает роль перспективного планирования, а  значит и научного прогнозирования. Прогнозирование параметров натуральных  показателей должно сопровождаться прогнозом финансовых ресурсов, так  как невозможно качественное прогнозирование  развития хозяйства без учета  перспективы роста этих ресурсов.

В отличие от сводного финансового  планирования осуществляемого, как  правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год. Но так как основная подавляющая часть показателей сводного финансового баланса включает ряд бюджетных показателей, то при составлении перспективного сводного финансового баланса необходимо проводить прогнозные расчеты основных бюджетных показателей.

Под прогнозом развития бюджета  подразумевается комплекс вероятностных  оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.

Цель бюджетного прогнозирования  — на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических  условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные  пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов  такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных  мер в финансовой политике региона.

Расчет прогнозируемых бюджетных  показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей  годового бюджета. Если показатели годовых  и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических  и финансовых параметров, то при  определении прогнозных бюджетных  показателей, как правило, такой  возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.

 

    1. Информационная база как основа бюджетного планирования и прогнозирования бюджетов

 

Основа бюджетного планирования и прогнозирования – информационная база. Информационная база – информация, данные, на основе которых происходит процесс планирования и прогнозирования бюджета определенного уровня.

Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование, его сущность и значение информационной базы