Бюджетное планирование и прогнозирование, его сущность и значение информационной базы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 00:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является, определение значения бюджетного планирования и прогнозирования, и определение информационной базы, на которой оно основывается.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
определение роли и значения бюджетного планирования и прогнозирования;
изучить, какие данные являются составляющими информационной базы;
выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 61.45 Кб (Скачать файл)

 

По сравнению с прошлым  годом снижение доходов составило 1 391 463,4  тыс.рублей,  или 3,4 %,  в том числе за счет снижения безвозмездных поступлений из федерального бюджета на 3 356 676,6 тыс.рублей, или на 13,7 %. При этом рост расходов составил 912 660,7 тыс.рублей, или 102,3 %. Дефицит составил 1 628 301,0 тыс.рублей.

В 2010 году в консолидированный бюджет Республики Бурятия поступило доходов 39 198 142,1 тыс. рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов 18 004 632,3 тыс. рублей, безвозмездных поступлений 21 193 509,8 тыс. рублей.  Рост  поступлений налоговых и неналоговых доходов на 12,2 процента к уровню 2009 года.

Основные показатели исполнения консолидированного бюджета за 2011 год  составили по бюджетной деятельности5:

1. по доходам - 44 754 326,8 тыс.рублей, или 104,7 % годового назначения; 

2. по расходам - 44 660 365,8 тыс.рублей или 94,5 % к уточненным  бюджетным назначениям;

3. профицит консолидированного  бюджета в 2011 году составил 93 961,0 тыс. рублей.

В 2011 году в консолидированный бюджет Республики Бурятия поступило доходов 44 754 326,8 тыс. рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов 22 067 598,9 тыс. рублей, безвозмездных поступлений 22 686 727,9 тыс. рублей.  Утвержденные бюджетные назначения исполнены в целом на 104,7%, по налоговым и неналоговым доходам на 102,2%, безвозмездным поступлениям на 107,3%.

По сравнению с 2010 годом общий  объем доходов увеличился на 14,2%, в том числе налоговых и  неналоговых доходов на 19,8%, безвозмездных  поступлений на 9,2%.

Таблица 2

Основные показатели исполнения консолидированного бюджета 

Республики Бурятия  по доходам за 2011 год

п/п

Наименование показателей

Поступило, тыс.рублей

Темп роста, %

2010 год

2011 год

1.

Доходы,  всего

39 198 141,7

44 754 326,8

114,2%

 

в том числе:

     

2.

Налоговые доходы

16 698 043,6

20 346 054,9

121,8%

 

Удельный  вес, %

42,6%

45,5%

 

3.

Неналоговые доходы

1 728 456,0

1 721 544,0

99,6%

 

Удельный вес, %

4,4%

3,8%

 

4.

Безвозмездные поступления

20 771 642,1

22 686 727,9

109,2%

 

Удельный вес, %

53,0%

50,7%

 

 

 

Основные показатели исполнения консолидированного бюджета за 2012 год  составили по бюджетной деятельности6:

1. по доходам - 47 272 406,0 тыс.рублей, или 103,3 % годового назначения; 

2. по расходам - 48 384 571,5 тыс.рублей или 94,8 % к уточненным  бюджетным назначениям;

3. дефицит консолидированного  бюджета в 2012 году составил 1 112 165,5 тыс. рублей.                          

  Таблица 3

Основные показатели исполнения консолидированного бюджета 

Республики Бурятия  по доходам за 2012 год

 

п/п

Наименование показателей

Поступило, тыс.рублей

Темп роста, %

2011 год

2012 год

1.

Доходы,  всего

44 754 326,8

47 272 406,0

105,6%

 

в том числе:

     

2.

Налоговые доходы

20 346 054,9

22 263 648,0

109,4%

 

Удельный  вес, %

45,5%

47,1%

 

3.

Неналоговые доходы

1 721 544,0

1 545 641,0

89,8%

 

Удельный вес, %

3,8%

3,3%

 

4.

Безвозмездные поступления

22 686 727,9

23 463 117,0

103,4%

 

Удельный вес, %

50,7%

49,6%

 

 

В 2012 году в консолидированный бюджет Республики Бурятия поступило доходов 47 272 406,0 тыс. рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов 23 809 289,0 тыс. рублей, безвозмездных поступлений 23 463 117,0 тыс. рублей.  Утвержденные бюджетные назначения исполнены в целом на 105,6%, по налоговым и неналоговым доходам на 109,4%, безвозмездным поступлениям на 103,4%.

По сравнению с 2011 годом общий  объем доходов увеличился на 5,6%, в том числе налоговых и  неналоговых доходов на 7,9%, безвозмездных  поступлений на 3,4%.

                                                                   

2.2. Прогнозирование доходов  бюджета на 2013 год и плановый  период 2014-2015 года

 

Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния страны. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита. Такая роль доходов в жизни общества и государства обуславливает необходимость совершенствование методологии их формирования и прогнозирования разработки новых подходов в этом направлении.

Принят Закон Республики Бурятия от 22.12.2012 N 3136-IV "О республиканском  бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (принят Народным Хуралом РБ 06.12.2012).

Основные параметры республиканского бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов определены в  следующих размерах7:

На 2013 год: доходы в сумме 38 934 515,3 тыс. рублей, расходы в сумме 38 934 515,3 тыс. рублей;

На 2014 год: доходы – 37 861 302,8 тыс. рублей, расходы – 37 861 302,8 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы на 2014 год – 1 630 791,7 тыс. рублей;

На 2015 год: доходы – 36 706 808,7 тыс. рублей, расходы – 39 099 651,7 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы на 2015 год – 1 955 042,6 тыс. рублей, дефицит – 2 392 843,0 тыс. рублей.

Верхний предел государственного внутреннего  долга Республики Бурятия на 1 января 2014 года не должен превышать 3 874 134,6 тыс. рублей, на 1 января 2015 года – 3 692 842,1 тыс. рублей и на 1 января 2016 года – 5 708 981,5 тыс. рублей.

Основными особенностями представленного  проекта республиканского бюджета  являются:

  • передача сети муниципальных учреждений здравоохранения на республиканский бюджет;
  • реализация мер по поэтапному повышению заработной платы;
  • оказание государственной поддержки реального сектора экономики, в том числе за счет Дорожного фонда, призванного обеспечить финансирование дорожной деятельности;
  • обеспечение софинансирования федеральных целевых программ;
  • регулирование межбюджетных отношений, направленное на стимулирование муниципальных образований к повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Пути совершенствования системы прогнозирования и планирования региональных бюджетов

    1. Проблемы и предложения по эффективному планированию и прогнозированию доходов регионального бюджета

 

Проблемы эффективного планирования и прогнозирования регионального бюджета, прежде всего, связаны с :

- недостаточно полной  информацией, отраженной в отчетах  об исполнении предыдущих лет;

- изменением бюджетной  политики;

- несовершенством нормативно-правовых  актов, регулирующих бюджетное  ориентирование субъекта;

- высокая текучесть управляющего  аппарата законодательной власти;

- дифференциация данных  о бюджете, ее корректировка  в течении всего периода.

Во всем мире возникают  проблемы при составлении или  исполнении бюджета, не составляют исключения и бюджеты субъектов РФ. Причем отрицательные моменты присутствуют как в бюджете в целом, так  и в доходах его, так и в  расходах.

Основной проблемой, относящейся  к получению доходов региональными  бюджетами, является их сравнительно малый  объем. Действительно, при исполнении бюджетов субъектов часто можно  наблюдать дефицит.

Для выхода из сложных ситуаций нужно рекомендовать органам региональной власти и местного самоуправления несколько путей развития:

1) принять меры по увеличению  объема поступления налогов, сборов  и других обязательных платежей, неналоговых доходов, а также  сокращению задолженности по  их уплате;

2) продолжить работу по  формированию полной налоговой  базы и увеличению количества  налогоплательщиков по местным  налогам и налогам, взимаемым  в связи с применением специальных  налоговых режимов;

3) при формировании бюджетов  на 2013 год соблюдать нормативы  расходов на содержание органов местного самоуправления;

Для привлечения инвестиций в республике Бурятия создаются, и будут создаваться крупные инвестиционные проекты. Для увеличения поступления налоговых доходов могло бы стать открытие дополнительной курортной и игровой зоны в республике Бурятия. Это бы привело к притоку организаций и туристов, а значит – к увеличению доходов, получаемых от налогов. Еще это привело бы к притоку капитала в республику, развитию туристической инфраструктуры, появлению новых рабочих мест и т.д., то есть дало бы толчок развитию республики.

В сельской местности проживает  достаточно большое количество населения республики. Количество плодородных земель, сенокосов и пастбищ, природно-климатические условия создают реальные предпосылки динамичного развития всех отраслей сельскохозяйственного производства. Для развития региона в этом направление необходимо привлекать инвестиции как российских, так и зарубежных инвесторов, но для этого нужна поддержка государства на федеральном уровне.

Резервы по увеличению доходов  региональных бюджетов в части неналоговых  источников находятся в совершенствовании  управления принадлежащим республике имуществом. Эффективное использование краевой собственности может обеспечить бездефицитность регионального бюджета и включение в собственную доходную базу региональных бюджетов воспроизводимых доходов бюджета от государственной собственности.

В настоящее время практически  по всей территории РФ до сих пор  сохраняется целый ряд отрицательных  моментов в области расходования бюджетных средств. К таким моментам относятся: низкая эффективность использования бюджетных средств; нецелевое расходования средств бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов; низкая доля государственных инвестиций в народное хозяйство.

К основным задачам в области  совершенствования расходования бюджетных  средств можно отнести:

1) обеспечение приоритетного  финансирования социальных расходов;

2) увеличение инвестиций  в приоритетных областях экономики;

3) сокращение расходов  по отдельным целевым статьям  расходов и целевым программам;

4) уменьшение дотаций  по покрытие убытков отдельных  отраслей;

5) концентрация расходов  бюджета на затратах, гарантирующих  наибольшую большую отдачу;

6) сокращение расходов  на содержание государственного  аппарата;

8) усиление контроля за  использованием бюджетных средств.

Важной проблемой осуществления  целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в  условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики  нашей страны.

Выход в данной ситуации заключается в финансировании ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного  увеличения. Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета  в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими  мероприятиями.

Последние годы планирование расходов бюджета республики осуществляется программно-целевым методом. Программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности субъекта с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов.

Несмотря на то, что в  республике сложилась определенная практика применения программно-целевого метода бюджетного планирования, на сегодняшний день большая часть реализуемых целевых программ носит комплексный характер, что сопряжено с такими трудностями управленческого и методологического характера, как нечеткая формулировка целей, задач и ожидаемых результатов, которая влечет за собой необходимость корректировки указанных параметров в процессе реализации программ. Такая система не является эффективной, поскольку в ходе реализации программы возникает необходимость постоянного изменения объемов бюджетного финансирования и корректировки системы программных мероприятий. Для устранения имеющихся недостатков при применения программно-целевого метода планирования расходов республики стоит произвести оценку фактически достигнутых непосредственных результатов реализаций ведомственных программ, возможностей достижения запланированных конечных результатов ведомственных программ, показателей эффективности.

Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование, его сущность и значение информационной базы