Бюджетный дефицит и методы его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита, его анализ и возможные способы регулирования в Российской федерации.
Основными задачами исследования являются:
раскрытие экономической сущности и современного состояния бюджетного дефицита на разных этапах развития;
характеристика основных методов финансирования бюджетных дефицитов и особенности применения их в РФ;
анализ динамики, причин и современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
оценка основных направлений деятельности государства по сбалансированности бюджетов разных уровней.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Экономическая сущность бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Содержание и особенности бюджетного дефицита государства
на разных этапах развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Современное состояние сбалансированности бюджетов разных
уровней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2. Финансирование бюджетного дефицита. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.1 Методы финансирования бюджетных дефицитов, особенности их
применения в РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.2 Государственный долг РФ, его причины, динамика, современное
состояние и структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3. Основные направления деятельности государства по сбалансированности
бюджетов разных уровней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.1 Меры правительства РФ в сфере обслуживания государственного
внешнего и внутреннего долга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.2 Характеристика основных видов заимствований . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
3.3 Стабилизационный фонд РФ как гарантия бездефицитности бюджета
в будущем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Byudzhetnyy_defitsit_gotovaya_kursovaya.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)


Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации.

ФГОУ ВПО Рязанский  государственный агротехнологический  университет имени. П. А. Костычева.

 

 

 

Кафедра Финансы и  кредит.

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Финансы»  на тему:

 

 

 

«Бюджетный дефицит  и методы его регулирования».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 3 курса,31 группы, учетно-финансового факультета

специальность: «Финансы и кредит»

Евтеева М.В.

.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань, 2010г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3

1. Экономическая сущность бюджетного  дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

   1.1 Содержание и особенности  бюджетного дефицита государства 

          на разных  этапах развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

   1.2 Современное состояние  сбалансированности бюджетов разных

уровней .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . 9

2. Финансирование бюджетного дефицита. . . . . . .. . .  . . . .  . . . . . . . . . .  . .  14

   2.1 Методы финансирования  бюджетных дефицитов, особенности  их

         применения  в РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  14

   2.2 Государственный долг  РФ, его причины, динамика, современное

         состояние  и структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  17

3. Основные направления деятельности  государства по сбалансированности

         бюджетов  разных уровней      . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

   3.1 Меры правительства РФ  в сфере обслуживания государственного

         внешнего и внутреннего долга  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

   3.2 Характеристика  основных видов заимствований  . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

   3.3 Стабилизационный фонд  РФ как гарантия бездефицитности  бюджета

         в будущем  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . 31

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая  система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

За последние десять лет в России происходят глубокие экономические перемены. Старые методы хозяйствования заменяются рыночными. Россия перешла на новый этап - этап рыночных отношений. Этот период сопровождался большими изменениями в финансовой системе страны. Это обострило экономическую ситуацию в стране. Перед государством встали такие задачи, как стабилизация экономики, выход из финансового кризиса, снижение бюджетного дефицита.

Государственный бюджет (7) всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Функционирование государственного бюджета происходит посредством экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Доходы и расходы бюджета – это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.

 Практическое использование  бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда – дефицитном, профицитном и сбалансированном.  Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо – дефицит бюджета. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: войны, крупные стихийные бедствия, спад общественного производства, осуществление крупных государственных вложений в развитие экономики.

Целью данной работы является раскрытие понятия  бюджетного дефицита,  его анализ и возможные способы  регулирования в Российской федерации.

Основными задачами исследования являются:

  • раскрытие экономической сущности и современного состояния бюджетного дефицита на разных этапах развития;
  • характеристика основных методов финансирования бюджетных дефицитов и особенности применения их в РФ;
  • анализ динамики, причин и  современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
  • оценка основных направлений деятельности государства по сбалансированности бюджетов разных уровней.

Для написания данной работы использовались следующие методы: исторический, аналитический, монографический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

 

 

1.1  Содержание и особенности бюджетного дефицита государства на разных этапах развития

 

Бюджетный дефицит –  это превышение расходов бюджета  над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета  отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности. Покрывается за счет изыскания государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой, изыскания внутренних источников финансирования к которым относят:

- разница между средствами поступивших от размещения ценных бумаг РФ и средствами, направленными на их погашение;

- разница между полученными  и погашенными бюджетными кредитами  РФ, предоставленные другими уровнями  бюджетной системы, международными  кредитными организациями;

- поступления от продажи  акций и др.

Как правило, бюджетный  дефицит связан с инфляцией. Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита служат:

- кредиты международных  финансовых организаций, главным  образом Международный валютный  фонд;

- разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг в международной валюте и средствами,  направленные на их погашение;

- объем средств, направленных  на исполнение государственных  гарантий РФ в иностранной валюте и др.

 Бюджетный дефицит  – это финансовое явление,  не обязательно относящееся к  разряду чрезвычайных, исключительных  событий. В современном мире  нет государства, которое в  те или иные периоды своей  истории не сталкивалось бы  с бюджетным дефицитом. Причины, вызвавшие бюджетный дефицит могут быть различными. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической коньюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

Дефициты возникают  в результате чрезвычайных обстоятельств: войны, крупных стихийных бедствий и т.п., когда обычно резервов становится недостаточно и приходиться прибегать к источникам особого рода. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово–кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных  экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений. Сумма, полученных государством в долг финансовых ресурсов, не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины выпуска валового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2 – 3 %.

 При анализе взаимозависимости между стабилизирующей политикой государства и состоянием его бюджета различают два вида бюджетного дефицита: структурный и циклический.

Структурный дефицит  – здесь подразумевается разность между текущими государственными расходами  и теми доходами государственного бюджета, которые поступили бы в него в  условиях полной занятости при существующей системе налогообложении.

 Циклический дефицит – разность между фактическим дефицитом и структурным.

 Во время кризиса к структурному дефициту добавляется циклический, во время процветания структурный дефицит уменьшается на абсолютную величину циклического. Фактический дефицит во время кризиса больше, а во время бума получается меньше структурного дефицита.

Так как выплаты процентов  по государственному долгу являются первоочередной статьей расходов государственного бюджета, существует еще один вид  бюджетного дефицита: первичный. Это  общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму выплат процентов по государственному долгу. В странах, имеющих большой государственный долг, при отсутствии первичного дефицита, нередко существует общий дефицит государственного бюджета.

Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х начале 90-х годов в России явились:

  • низкая эффективность общественного правительства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей;

- нерациональная структура  бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам и т.п.,

  - неэффективный бюджетный  механизм, не позволяющий государству  использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.          

До 1990г. правительство могло удерживать эмиссионное финансирование бюджетного дефицита на низком уровне за счет заимствований на международных рынках, а также кредитов, которые предоставляли иностранные государства. Такая политика привела к увеличению государственного долга с 20 млрд. до 67 млрд. долларов за 1985-1991 гг. В IV квартале 1991 г. бюджетный дефицит достиг 30% ВВП в результате роста государственных дотаций для поддержания уровня административно регулируемых цен (то же относится к обменному курсу), сокращения производства, а также снижения налоговой дисциплины в связи с распадом СССР и резким уменьшением налоговых платежей, которые республики перечисляли в центр. В глазах западных кредиторов страна утратила кредитоспособность, и для финансирования бюджетных расходов оставалось единственное средство – стремительное наращивание денежной массы.

С 1990 по 1999г.(8) для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. Последствия эмиссии известны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимуляторы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

Дефицит федерального бюджета  России в продолжал нарастать и составил в 1999г. предельный размер дефицита в сумме 101,4 млрд. руб., или 17,7% расходов федерального бюджета, или 2,5% по отношению к ВВП.

Государство стало жить в долг. В 1999 году на покрытие дефицита федерального бюджета была направлена сумма доходов от продажи драгоценных металлов. Бюджетный дефицит, будучи следствием несбалансированности государственного финансирования, стал причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения. Наличие ежегодного увеличения дефицита государственного бюджета является первым признаком кризиса финансовой системы России.

За последние десять лет в России происходят глубокие экономические перемены. Старые методы хозяйствования заменяются рыночными. Россия перешла на новый этап - этап рыночных отношений. Этот период сопровождался большими изменениями в финансовой системе страны. Это обострило экономическую ситуацию в стране. Перед государством встали такие задачи, как стабилизация экономики, выход из финансового кризиса, снижение бюджетного дефицита.

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах (Приложение 1). В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и 2011 годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 7% в год. Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009 году до 18,5% к ВВП в 2012 году. При этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств Российской Федерации.  
Таким образом, в 2010-2012 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.

Информация о работе Бюджетный дефицит и методы его регулирования