Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 10:55, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита, его анализ и возможные способы регулирования в Российской федерации.
Основными задачами исследования являются:
раскрытие экономической сущности и современного состояния бюджетного дефицита на разных этапах развития;
характеристика основных методов финансирования бюджетных дефицитов и особенности применения их в РФ;
анализ динамики, причин и современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
оценка основных направлений деятельности государства по сбалансированности бюджетов разных уровней.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Экономическая сущность бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Содержание и особенности бюджетного дефицита государства
на разных этапах развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Современное состояние сбалансированности бюджетов разных
уровней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2. Финансирование бюджетного дефицита. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.1 Методы финансирования бюджетных дефицитов, особенности их
применения в РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.2 Государственный долг РФ, его причины, динамика, современное
состояние и структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3. Основные направления деятельности государства по сбалансированности
бюджетов разных уровней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.1 Меры правительства РФ в сфере обслуживания государственного
внешнего и внутреннего долга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.2 Характеристика основных видов заимствований . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
3.3 Стабилизационный фонд РФ как гарантия бездефицитности бюджета
в будущем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . .
Государственный долг – общая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране.
Иными словами,
государственный долг – сумма
задолженности по
В бюджетном кодексе РФ(6) дается юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств России перед юридическими и физическими лицами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг возникает тогда, когда расходы государства начинают превышать его доходы, бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется за счет новых государственных заимствований, т.о. основными причинами возникновения государственного долга является дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над выпуском валового продукта более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.
Виды государственного долга классифицируют по следующим признакам:
1) По валютному критерию государственный долг подразделяется на внутренний (в рублях) и внешний (в иностранной валюте). Внешний долг – это задолженность нерезидентов внутренним нерезидентам(1).
2) По срокам бывает краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет).
Наиболее тяжелыми
считаются краткосрочные долги.
3) По экономическому
содержанию государственный
4) По уровню управления различают государственный долг РФ, государственный долг субъектов РФ, муниципальный долг. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, а последние не отвечают по долгам друг друга, если эти долги не гарантированы.
Россию больше всего
беспокоят проблемы внешней
Проблема рассчитаться с долгами и процентами по ним довольно сложная для России, если учесть то обстоятельство, что за рубеж уходит и оседает в зарубежных банках ежегодно от 15 до 20 млрд. долл.
По мнению ряда ученых России, для решения проблемы внешней задолженности необходимы следующие мероприятия:
- прекращение вывоза
капитала за границу нелегальны
- организация сети
государственных банков и
- перенос сроков платежей по внешним долгам на 10 лет;
- разработка плана
восстановления промышленности
и сельского хозяйства и
Стремительный рост объема долга, критической величины расходов на его обслуживание заставляет искать первопричины подобной динамики. Отметим три фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.
Государственный внутренний долг РФ на 1 ноября 2003 года составил 660,37 млрд. руб., уменьшившись за месяц на 9,31 млрд. руб.
На 1 января 2004 года - 663,53 млрд. руб., увеличившись за месяц на 3,16 млрд. руб.
Государственный внутренний
долг РФ на 1 марта 2004 года составил 685,506
млрд. руб., увеличившись за месяц на
13,897 млрд. руб.
Финансирование расходов на обслуживание
государственного внутреннего долга РФ
в январе - августе 2005 года составили 33,4
млрд. руб. Государственный внутренний
долг РФ на 1 января 2006г составил порядка
850 млрд. руб. против 756,82 млрд. руб. на 1 января
2005г
В 2006г Минфин планирует привлечь посредством выпуска государственных ценных бумаг 238,197 млрд. руб., чистое привлечение в 2006г составит 170 млрд. руб. Общее привлечение в 2007г составит 290 млрд. руб., чистое привлечение – 200 млрд. руб. Общее привлечение в 2008г составит 340 млрд. руб., чистое привлечение – 230 млрд. руб.
Общее привлечение за период 2006-2008 гг. составит 870 млрд. руб., Говоря о размещении государственных облигаций в 2006г, Минфин будет размещать новые выпуски десятилетних ОФЗ с амортизацией долга в течение 2 лет, 15-летние бумаги – в течение 3 лет. При этом объем в обращении 10-летних облигаций будет доводиться до 80-85 млрд. руб., 15-летних – до 90-100 млрд. руб. Кроме того, Минфин планирует проводить доразмещения государственных ценных бумаг. За 11 месяцев 2005г Минфин провел на первичном рынке ОФЗ 18 аукционов, в ходе которых было привлечено средств 103,2 млрд. руб., и осуществил размещение на сумму 46,3 млрд. руб.
Объем государственного внешнего долга РФ на 1 февраля 2010г. составил 37 млрд. 523,2 млн. долл. или 26 млрд. 890,7 млн. евро против 37 млрд. 641 млн. долл. или 26 млрд. 237,9 млн. евро на 1 января 2010г. Об этом говорится в сообщении Министерства финансов РФ.
Таким образом, объем внешнего долга РФ увеличился за месяц на 117,8 млн. долл. или на 0,3 проц. В пересчете на евро, внешний долг увеличился за месяц на 652,8 млн. евро или на 2,5%.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА ПО СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ.
3.1 Меры правительства РФ в сфере обслуживания государственного внешнего и внутреннего долга
Управление государственным
долгом – это совокупность мероприятий государства по
погашению займов, организации выплаты
доходов (процентов) по ним, изменению
условии и сроков ранее выпушенных займов,
размещению новых долговых обязательств(10).
Существуют разные формы управления государственным долгом:
-увеличение срока
действия и сумм условий
-объединение нескольких займов в один;
-отсрочка погашения займа;
-обмен облигаций по
регрессивному соотношению, т.
-онулирование
-реструктуризация
Эти формы управления относятся и к внутреннему и к внешнему долгу. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику, т.е. чрезмерный рост внешнего долга может угрожать национальной безопасности государства и фактически означать его банкротство, поэтому в качестве управления внешним долгом в настоящее время используются следующие формы:
1) Финансовое размещение
– представляет собой
2) Бюджетное использование
– означает финансирование
3) Смешанные бюджетно-финансовые размещения.
В РФ долгое
время использовался второй
В ряде стран
существуют специальные
Предметом особого
внимания является внешний
Обычно правительства
стран-должников принимают
1). Традиционный путь – выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.
2). Консолидация
внешнего государственного
3).Сокращение
внешнего государственного
4). Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным региональным банкам, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты, но обуславливают свои кредиты жесткими требованиями к государственной экономической политике, в частности к эмиссионной, кредитной политике, к сведению до минимума дефицита государственного бюджета. К таким кредитам в 90-х годах часто обращались постсоциалистические страны.
Некоторые развивающиеся
страны, чтобы смягчить кредиторов,
предоставляют им право
Первоочередными задачами в области управления внешним долгом являются:
-необходимость оптимизации
структуры долга, т.е. по
-использовать проекты,
финансируемые за счет
-периодически проводить
конверсию внешнего долга, в
качестве чего могут выступать
выкуп долга с дисконтом,
-периодически проводить
инвентаризацию Российского
В качестве примера эффективного использования внешнего долга можно привести договоренность России о погашении Монгольского и Вьетнамского долгов в размере около 11,5 млрд. долл. В марте 2002 года 70% долга было списано, оставшиеся 30% реструктуированы, т.е. погасились товарными поставами и пакетами акций монгольских предприятий по производству никеля. Это позволило России завладеть контрольным пакетом акций одной из никелевых компаний и тем самым контролировать почти половину мирового рынка никеля.
Информация о работе Бюджетный дефицит и методы его регулирования