Бюджетный дефицит и методы его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита, его анализ и возможные способы регулирования в Российской федерации.
Основными задачами исследования являются:
раскрытие экономической сущности и современного состояния бюджетного дефицита на разных этапах развития;
характеристика основных методов финансирования бюджетных дефицитов и особенности применения их в РФ;
анализ динамики, причин и современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
оценка основных направлений деятельности государства по сбалансированности бюджетов разных уровней.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Экономическая сущность бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Содержание и особенности бюджетного дефицита государства
на разных этапах развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Современное состояние сбалансированности бюджетов разных
уровней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2. Финансирование бюджетного дефицита. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.1 Методы финансирования бюджетных дефицитов, особенности их
применения в РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.2 Государственный долг РФ, его причины, динамика, современное
состояние и структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3. Основные направления деятельности государства по сбалансированности
бюджетов разных уровней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.1 Меры правительства РФ в сфере обслуживания государственного
внешнего и внутреннего долга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.2 Характеристика основных видов заимствований . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
3.3 Стабилизационный фонд РФ как гарантия бездефицитности бюджета
в будущем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Byudzhetnyy_defitsit_gotovaya_kursovaya.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Политика в области  государственного долга Российской Федерации на 2010

– 2012 годы будет направлена на :

- обеспечение сбалансированности  федерального бюджета при сохранении  достигнутой в последние годы  высокой степени долговой устойчивости;  
- развитие национального рынка государственных ценных бумаг;  
- активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.

В сфере государственных  внешних заимствований Российской Федерации основными принципами долговой политики в 2010 – 2012 годах являются:  
- частичное финансирование дефицита федерального бюджета через осуществление государственных заимствований на международных финансовых рынках путем выпуска облигационных займов Российской Федерации;  
-      полный отказ от привлечения новых кредитов правительств иностранных государств.

В результате проводимой долговой политики государственный  долг Российской Федерации по состоянию  на 1 января 2011 года  составит 5689,3 млрд. рублей, на 1 января 2012 года - 7340,2 млрд. рублей и на 1 января 2013 года - 8564,1 млрд. рублей.

Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации составит 16,41% ВВП на конец 2012 года (Приложение 3.). При этом к концу 2012 года доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит 53,2 % при соответствующем снижении доли внешнего долга.

 

 

3.2 Характеристика основных  видов заимствований

 

Для покрытия бюджетного дефицита используются государственные  займы. Государственные займы характеризуются  тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и  организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Облигация – наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизируется государственным  долговым обязательством и дает право ее владельцу по истечении срока получить определенную сумму долга и проценты.

Государство устанавливает  номинальную цену облигаций. Она  обозначается на облигации и выражается денежной суммой, предоставленной держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляется процент. Однако реальная доходность облигации для их держателей может быть больше или меньше установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, отклоненной от номинальной стоимости.

 Казначейские обязательства.  Основное их отличие от облигаций  заключается в целях выпуска,  форме выплаты дохода и свободе  обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских  обязательств государство направляет только на пополнение бюджета. По облигациям государственных займов доход может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачивается вовсе (по целевым займам). Условиями выполнения казначейских обязательств предусмотрена оплата доходов только в процентах.

Облигации могут быть свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения, казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.

Широкое распространение  получила практика выпуска государственных  займов центральным правительством. Задолженность республиканских  и местных органов власти, как правило, незначительна.

По форме выплаты  доходов займы делятся на процентные, выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые).

По срокам погашения  бывают краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (больше 5 лет).

По методам размещения займы делятся на добровольные и принудительные. В настоящее время в нашей стране действуют добровольные государственные займы.

Различают облигационные  и безоблигационные государственные  займы.

Облигационные займы  сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров. Используются в настоящее время на межправительственном уровне.

С 1995года для покрытия бюджетного дефицита в России использовались и используются различные государственные ценные бумаги - ГКО с трехмесячным, шестимесячным и годовым сроками погашения, казначейские обязательства (КО), облигации внутреннего валютного государственного облигационного займа, облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ), государственные сберегательные займы, золотые сертификаты.

Государственные займы  менее опасны, чем эмиссия, но они  оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях  правительство прибегает к принудительному  размещению государственных ценных бумаг и нарушает таким образом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если правительство и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы. Государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита – росту учетной ставки.

 

                   

3.3 Стабилизационный фонд  РФ как гарантия бездефицитности  бюджета в будущем.

Стабилизационный фонд Российской Федерации был создан в 2004году. По замыслу экономистов Фонд должен способствовать стабильности экономического развития страны, являться одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшать инфляционное давление, снижать зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров. Также назначение фонда в выполнении функций стратегического назначения: выполнение обязательств Правительства РФ перед иностранными партнерами; погашение возможного дефицита бюджета страны. Стабилизационный фонд (СФ) — специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики. Стабилизационный фонд выполняет следующие функции:

-является встроенным  стабилизатором (наряду с такими  общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);

-обеспечивает дополнительную  устойчивость государственным финансам;

-может служить источником  финансирования инвестиционных  программ, обеспечивающих снижение  бюджетных расходов будущих периодов.

В соответствии со статьей 96.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998г. N 145-ФЗ источниками формирования Стабилизационного фонда являются: дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года в порядке, определяемом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.

В конце 2004-го размер средств  Фонда превысил уровень в 500 млрд. рублей, и на следующий год часть суммы превышения была направлена на выплату внешнего долга и покрытие дефицита Пенсионного фонда в следующих объёмах:

  • 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
  • 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) — на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
  • 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) — на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998—1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
  • 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

В 2006-м на схожие цели было потрачено 605 млрд., а в 2007 году — 12 млрд. рублей. С января 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния(19) или Фонд будущих поколений. По сути Резервный фонд это тот же самый Стабилизационный фонд, но в отличии от последнего Резервный фонд аккумулирует денежные поступления от и продажи газа, тогда как Стабилизационный фонд накапливал наценки с продажи нефти. На момент разделения фонда на 1 февраля 2008 года фонд составлял 3 852 млрд. рублей.      На сегодняшний день данная тема является наиболее актуальной и значимой для нашей страны, так как в связи с мировым финансовым кризисом и резким падением цен на нефтепродукты (что является основной доходностью бюджета нашей страны и средством пополнения Стабилизационного фонда), произошло резкое сокращение доходов в казну государства и в результате основную роль в укреплении экономики и удержании курса рубля должен и играет Стабилизационный фонд РФ, а точнее сформированный Резервный фонд РФ. В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности  федерального бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут практически исчерпаны в 2010 году, а объем средств Фонда национального благосостояния снизится с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года  до 0,9 трлн. рублей на конец 2012 года (Приложение 4).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной курсовой работе были раскрыты экономическая сущность и современное состояние бюджетного дефицита на разных этапах развития.

Дана характеристика основным методам финансирования бюджетных  дефицитов и особенностям их применения  в Российской Федерации.

Проанализирована динамика, причины и  современное состояние  внешнего и внутреннего долга  РФ. Проведена оценка основных направлений  деятельности государства по сбалансированности бюджетов разных уровней.

Итак, на основе приведенной  выше информации можно сделать следующие  выводы.

Бюджетная система Российской Федерации строится на принципах  федерализма. Состоит из трех уровней: федерального, субъектов РФ и местного. Совокупность этих трех уровней представляет  собой консолидированный бюджет. Бюджет – это основной финансовый документ в жизни любой страны. Его основу составляет свод расходов и доходов. Разница, возникающая между доходами и расходами, называется дефицитом (в случае превышения расходов над доходами) и профицитом (соответственно, наоборот). В основном в мировой практике финансовой деятельности имеет место дефицит бюджета. Существует несколько путей преодоления бюджетного дефицита. Основных два: монетарный и немонетарный. К монетарным относится эмиссия денежных знаков. К немонетарным – различные виды заимствований (внешние и внутренние).  Дефицит может возникать по различным причинам. Одной из них  являются структурные преобразования в экономике. Другой – чрезмерные заимствования (как внешние, так и внутренние). В России на современном этапе бюджетный дефицит имеет под собой совокупность вышеназванных причин.

Наличие значительного  бюджетного дефицита автоматически  диктует выбор в качестве важной стратегической цели бюджетной политики сокращение дефицита, а затем, возможно, его ликвидацию. Вопрос заключается в выборе верных инструментов достижения этой цели. Идеология, которую исповедует Правительство, предельно проста: необходимо любой ценой "арифметически" привести в соответствие доходы и расходы бюджета, а оставшийся "разрыв" профинансировать за счет внешних и внутренних займов. Соответственно, стержневой идеей правительственной программы сокращения бюджетного дефицита является стремление обеспечить увеличение доходов и сокращение расходов бюджета.

Однако бюджетный дефицит  в российской экономике связан с  глубоким структурным, институциональным  кризисом и продолжающимся промышленным спадом. Поэтому решить проблему бюджетного дефицита только лишь за счет увеличения налогового бремени и сокращения объемов бюджетного финансирования нельзя. Бюджетные доходы и расходы не являются  независимыми величинами: сокращение расходов неминуемо ведет к сокращению налоговой базы и уменьшению доходов будущих периодов. Поэтому реальное, долгосрочное, устойчивое оздоровление государственных финансов неразрывно связано с оздоровлением российской экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

1. Астапов К.Л. Управление  внешним и внутренним долгом  в России/ К.Л. 

Астапов// Мировая экономика  и международные отношения.-2003.-№2.

2.  Астапов К.Л. Управление  внешним и внутренним долгом  в России/ К.Л. 

Государственный долг РФ// Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит/ Г.М. Колпакова.- М.: Финансы и  статистика.2005.

3. Балацкий Е.В. Прогнозирование  внешнего долга: модели и оценки/ Е.В.

4. Балацкий// Мировая экономика  и международные отношения.-2006.

5. Бескова И.А.  Анализ  управления государственным внутренним  долгом РФ/ Финансы.-2003.№2.-с.72-73.

6. Бюджетный кодекс  Российской Федерации от 31 июля 1998г. N 145-ФЗ с изменениями и дополнениями от 09.02.2009. №9-ФЗ.

7. Бюджетная система  России: Учебник для вузов /Под  ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

8. Бюджетная система  РФ. Учебник /Под ред. Романовского  М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт, 2002.

9. Вавилов А.П.. Внутренние  проблемы внешнего долга/ А.П.  Вавилов// КоммерсантЪ.- 2004.

10. Воронин Ю.С. Управление  государственным долгом/ Ю.С. Воронин// Экономист.-2006

Информация о работе Бюджетный дефицит и методы его регулирования