Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 23:29, курсовая работа
Цель работы: изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета и их сбалансированность, бюджетное регулирование.
Задачи работы:
Раскрыть сущность, роль и главные функции государственного бюджета.
Рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета.
Определить методы бюджетного регулирования.
Рассмотреть государственный бюджет Республики Беларусь.
Введение
1. Сущность и структура государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета
1.2 Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике
1.3 Проблема сбалансированности государственного бюджета
2. Формы и методы бюджетного регулирования
3. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь на 2009г
Кейнсианский метод использования государственного бюджета впервые признал за бюджетными инструментами функций по стабилизации экономики. В основе его лежит концепция «функциональных финансов», согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включают как финансовую, так и экономическую сторону, причем последней отдается предпочтение. Главное – сбалансированность экономики
Бюджетное регулирование – одна из важнейших хозяйственных функций государства. Его цель – обеспечение и поддержание стабильности экономики, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.
Государство берет на себя роль субъекта распределения финансовых ресурсов с помощью бюджета, потому что кроме него этого никто не может сделать. Только государство способно решить задачи, осуществление которых посредством только рыночных механизмов бесперспективно. Это стабилизация экономики и преодоление колебаний деловой конъюнктуры, защита конкурентной среды и национального производства, обеспечение процесса социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства, выравнивание уровня экономического развития регионов страны.
Так как применяемые методы бюджетного регулирования весьма разнообразны, целесообразно провести их классификацию для обеспечения возможности выбора оптимального сочетания данных методов с целью усиления роли бюджета и повышения его действенности.
Выделяют следующие уровни бюджетного регулирования:
1) общегосударственный – устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общегосударственного воспроизводства в рамках государства;
2) межтерриториальный –
3) межбюджетный – обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
4) межгосударственный –
Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения.
Для регулирования межбюджетных отношений используются:
- межбюджетные трансферты – бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе;
- бюджетный кредит – бюджетные
средства, предоставляемые из
Государство может применять прямые и косвенные методы регулирования, влияя тем самым на экономические интересы субъектов хозяйствования. Прямые методы государственного управления непосредственно воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы в форме бюджетной политики действуют обезличенно и направлены на управление мотивациями и логическими действиями субъектов хозяйствования для достижения поставленных целей экономического развития. Косвенные методы управления экономикой получили широкое распространение.
Задачи бюджетного регулирования:
регулирование народнохозяйственных и отраслевых пропорций;
регулирование доходов населения и уровня жизни;
обеспечение социальных гарантий
выравнивание уровня социально-экономического развития регионов;
предупреждение и ликвидация последствий нежелательных событий, стихийных бедствий, предупреждение диспропорций в развитии экономики путем создания бюджетных резервов и финансирования соответствующих мероприятий;
регулирование сальдо бюджета;
формирование бюджета Союзного государства Беларуси и России и участие в международных общественных и финансовых организациях.
Практическая реализация бюджетной политики требует применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых осуществляется бюджетное регулирование в рыночной экономике.
Выделяют следующие формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета:
1) изъятие части доходов, полученных
в результате первичного
2) предоставление налоговых
- полное освобождение от уплаты
налогов и неналоговых
- предоставление льгот по
- налоговых кредитов;
3) перераспределение
- закрепление за местными
- передача регионам части
- предоставление трансфертов
4) резервирование части
5) регулирование привлечения
К группе форм и методов бюджетного регулирования, действующих в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием расходов бюджета, относятся:
1) финансирование расходов на отрасли экономики на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону:
- прямое финансирование;
- дотация – межбюджетные
- субсидии – бюджетные
- субвенции – межбюджетные
2) выравнивание расходов на
- принятие единого для всех
территорий республики
- предоставление трансфертов из
фонда финансовой поддержки
- финансирование капитальных
3) перераспределение расходов
- передача объекта
- передача трансфертов в
4) регулирование погашения
5) участие в формировании
Эффективность использования бюджетных методов регулирования обуславливается тем, что они гораздо легче поддаются корректированию со стороны государственных органов, чем другие экономические методы, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.
3. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь
За многовековой период своего развития государственный бюджет Беларуси претерпел существенные изменения. Менялись формы и содержание бюджетного фонда, его качественные и количественные характеристики. В историческом процессе развития бюджета Республики Беларусь можно выделить этапы, соответствующие отдельным периодам развития государства.
I этап – с IX в. до конца XII в. –
характеризует зарождение
II этап – с XIII в. до конца XVIII в.
– отражает развитие
III этап – с конца XVIII в. по 1919
г. – связан с формированием
бюджетов белорусских губерний
в составе России. На этом этапе
формируется многоуровневая
IV этап – с 1919 г. по 1990 г. – охватывает
период развития бюджета
V этап – с 1990 г. по настоящее
время – характеризует
В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система в Республике Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов. В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на:
бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.
Различают еще такое понятие, как «консолидированный
бюджет», который представляет собой совокупность
бюджетов Республики Беларусь или соответствующей
административно-
Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:
1. единства;
2. полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
3. сбалансированности бюджетов;
4. гласности;
5. самостоятельности бюджетов;
6. эффективности использования бюджетных средств;
7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
8. достоверности бюджетов;
9. адресности и целевого
10. ответственности участников бюджетного процесса.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., основными направлениями бюджетной политики страны на среднесрочную перспективу являются:
1) повышение эффективности и
результативности бюджетных
2) создание условий для полного
и устойчивого выполнения
3) совершенствование
4) повышение эффективности
5) завершение работы по
6) переход к среднесрочному
7) упорядочение государственной
поддержки реального сектора
экономики за счет сокращения
объема субсидий и льгот, ликвидации
перекрестного субсидирования
8) обеспечение
Динамика консолидированного бюджета Республики Беларусь, его доходной и расходной частей, величины дефицита (профицита) бюджета в абсолютном выражении и в процентах к величине валового внутреннего продукта за 1995-2007 гг. представлена в таблице 1 и приложении В.
Информация о работе Бюджетный механизм в Республике Беларусь