Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 17:41, курсовая работа
Главная проблема бюджетной системы Республики Беларусь заключается в отсутствии эффективного методологического и правового ее обустройства. Необходима осознанная управляемость бюджетного процесса, оптимизация и упрощение технологии осуществления бюджетной поддержки территории и финансирования различных сфер деятельности государства. Для этого требуется разработка и реализация концепции построения бюджетной системы, соответствующей экономическим условиям, складывающимся на ближайшие 15-20 лет, и обеспечивающей четкое, согласованное взаимодействие ее элементов. Требуются механизмы бюджетной деятельности, позволяющие достичь ее высокой результативности при минимизации издержек, органичного единства свободы и порядка, рыночных и централизованных регуляторов.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Сущность и структура государственного бюджета……………………………..6
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета…………..6
1.2 Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике………………………...8
1.3 Проблемы сбалансированности государственного бюджета………………..11
2 Бюджетные отношения………………………………….……………………….16
3 Формы и методы бюджетного регулирования………………………………....18
4 Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь…………………..22
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………..….27
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 28 с., 1 схема, 15 источников, 6 приложений.
БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, БЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.
Объект исследования - государственный бюджет.
Предмет исследования - бюджетный механизм в Республике Беларусь.
Цель работы: изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность, бюджетное регулирование.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ, корреляция.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к исследованию государственного бюджета выделены основные факторы, принципы, исследована динамика и структура бюджета Республики Беларусь, а также расходы и доходы страны, изучены проблемы сбалансированности государственного бюджета.
Область возможного практического применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».
_________________
(подпись студента)
REPORT
Term paper: 28 pages, 1 scheme, 15 sources, 6 appendices.
BUDGETARY REGULATION, BUDGETARY RELATIONS, EQUATION OF THE STATE BUDGET, INCOME AND EXPENSES OF THE STATE BUDGET STATE BUDGET.
Object
of research - the state budget.
Object of research
- the budgetary mechanism in Republic of Belarus.
Work purpose:
studying of an economic essence of such concepts as state budget, income
and expenses of the state budget, their equation, budgetary regulation.
Research methods:
analysis and synthesis, generalization, comparative analysis, correlation.
Researches
and development: on the basis of generalization of various theoretical approaches
to research of the state budget major factors, principles are allocated,
dynamics and structure of the budget of Republic of Belarus, and also
expenses and the country income is investigated, problems of equation
of the state budget are studied.
Area of possible
practical application: results received in a term paper can be
used when studying course "macroeconomic".
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Сущность и структура
1.1 Экономическая сущность и
функции государственного
1.2 Доходы и расходы бюджета
в рыночной экономике……………………….
1.3 Проблемы сбалансированности
государственного бюджета………………
2 Бюджетные отношения………………………………….…………………
3 Формы и методы бюджетного регулирования………………………………....
4 Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь…………………..22
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..….
Приложение А Реальные располагаемые
денежные доходы в январе-августе 2012 года……………………………………………………………………
Приложение Б Доходы консолидированного бюджета …………………………29
Приложение В Доходы республиканского бюджета ……………………………30
Приложение Г Доходы местных бюджетов ……………………………………...31
Приложение Д Динамика доходов консолидированного
бюджета за январь-июнь 2008-2012гг.………………………………………………
Приложение Е Структура доходов республиканского
бюджета за январь-июнь 2012г.………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую
роль в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической
Экономические и политические реформы,
проводимые в Беларуси с начала девяностых
годов, также не могли не затронуть сферу
государственных финансов, и, в первую
очередь, бюджетную систему. Государственный
бюджет, являясь главным средством мобилизации
и расходования ресурсов государства,
дает политической власти реальную возможность
воздействовать на экономику, финансировать
ее структурную перестройку, стимулировать
развитие приоритетных секторов экономики,
обеспечивать социальную поддержку наименее
защищенным слоям населения. Очевидно,
что успех экономического реформирования
в нашей стране в большой степени зависит
от того, в каком направлении пойдет преобразование
финансовой системы общества, насколько
бюджетная политика государства будет
отвечать требованиям времени.
Бюджетная политика государства является
важнейшим рычагом воздействия на социально-экономические
процессы. Особенно важно создание современных
механизмов формирования и использования
бюджетных ресурсов в нестабильных условиях
экономики. Нынешние экономические реалии,
во-первых, обусловлены обстоятельствами
финансового кризиса и слабостью банковской
и расчетной систем, а, во-вторых, сопровождаются
недостаточно согласованной финансово-экономической
политикой на различных уровнях власти.
Главная проблема бюджетной системы Республики
Беларусь заключается в отсутствии эффективного
методологического и правового ее обустройства.
Необходима осознанная управляемость
бюджетного процесса, оптимизация и упрощение
технологии осуществления бюджетной поддержки
территории и финансирования различных
сфер деятельности государства. Для этого
требуется разработка и реализация концепции
построения бюджетной системы, соответствующей
экономическим условиям, складывающимся
на ближайшие 15-20 лет, и обеспечивающей
четкое, согласованное взаимодействие
ее элементов. Требуются механизмы бюджетной
деятельности, позволяющие достичь ее
высокой результативности при минимизации
издержек, органичного единства свободы
и порядка, рыночных и централизованных
регуляторов.
Эффективность
управления средствами бюджета обеспечивается
рыночными механизмами.
Она выражается социально-экономическим
результатом перераспределения национального
дохода в данных социально-политических
и финансово-экономических условиях Эффективность
бюджетной деятельности может быть измерена
отношением показателей ее социально-экономического
результата к затратам на ее осуществление.
В настоящее
время одним из главных препятствий на
пути преодоления бюджетного кризиса
и затянувшегося процесса реформирования
бюджетной системы Республики Беларусь
является отсутствие соответствующей
нормативно-правовой базы, инструктивные
документы по бюджетным вопросам содержат
существенные пробелы и недоработки.
Целью курсовой работы
является рассмотрение
бюджетной системы, в общем, и государственного
бюджета, в частности, как важнейшего элемента
финансовой системы страны, выражающего
экономические отношения в обществе.
Поставленная цель требует решения ряда задач. Необходимо:
Методами исследования курсовой работы являются сравнительный анализ, обобщение, корреляция государственного бюджета.
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета
Экономическая теория создана и развивается экономистами различных школ и направлений, поэтому ее определения различны. Самым общим может быть такое: экономическая теория — это наука об основах хозяйственной жизни общества. В свою очередь, хозяйственная жизнь — это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.
Хозяйственная жизнь (хозяйственная деятельность, экономическая деятельность) базируется на том, что для получения нужных благ общество использует экономические ресурсы, которые в большинстве случаев ограниченны, и поэтому их надо использовать как можно более эффективно. Как писал лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон, в экономике существуют три ключевые задачи:
1) Какие блага производить и в каких количествах?
2) Как производить блага, т.е. из каких ресурсов и с помощью какой технологии будут их производить?
3) Для кого производить блага?
Экономика - такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей.
Современной экономикой принято называть национальное хозяйство. Оно состоит из различных отраслей (промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и другие виды хозяйственной деятельности), куда входит множество соответствующих предприятий. Все они создают блага и услуги, необходимые для жизнедеятельности людей. Экономика постоянно производит два основных рода богатства: предметы потребления и средства производства.
Значение экономики для общества определяется тем, что она непрерывно обеспечивает его предметами потребления (пищей, одеждой, жилищами и другими полезными вещами), без которых не может существовать ни один человек. Отсюда очевидна главная функция (назначение) народного хозяйства - производить богатство, удовлетворяющее разнообразные потребности людей.
Всякая система является единой совокупностью каких-то элементов, которые определенным образом связаны между собой. Знакомиться с экономической системой мы начнем с исходного вопроса: что является элементом, простейшей составной частью данной системы?
Как известно, хозяйственная деятельность всегда связана с материальными благами - с их производством, распределением, обменом и потреблением. Отсюда можно предположить, что элементом данной деятельности является связь между полезными Предметами типа "вещь - вещь". Скажем, торговля предстает в виде обмена одной вещи (товара) на другую вещь (деньги).
Однако возможен и иной вариант
ответа, если обратить внимание на другую
сторону экономического явления. Этой
стороной являются субъекты, выступающие
как инициаторы самого явления (в
данном случае субъект - человек, занятый
экономической деятельностью). К
хозяйственным субъектам
Бюджет не являлся институтом, присущем государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Бюджет появился не тогда, когда государство начало производить расходы и добывать для этого необходимые средства, а когда было введено плановое начало – составление сметы доходов и расходов на определенный период.
В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.
Различают вышестоящий
и нижестоящий бюджет. Вышестоящий
бюджет – это республиканский
бюджет или бюджет вышестоящей административно-
Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Он рассматривается, во-первых, как финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Во-вторых, как совокупность денежных отношений, имеющих объективный характер, которые складываются у органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и граждан. Указанные выше денежные отношения называются бюджетными. Они являются частью финансовых отношений.
Бюджет выполняет две главные функции:
1) распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества, уровнями государственного управления и т.д.);
2) контрольную (сигнализация обо всех отклонениях движения бюджетных средств).
Проявление присущих бюджету функций, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения доходов. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства.
С юридической точки зрения бюджет
представляет собой основной финансовый
план образования, распределения и
использования
Информация о работе Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь