Бюджет и бюджетирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

юджетная система основывается на взаимосвязи бюджетов всех уровней, что происходит при помощи использования регулируемых доходных источников, создания целевых и региональных бюджетных фондов, их частичного перераспределения. Это важное положение реализуется через систему налогов, которые регулируют объемы поступлений финансовых ресурсов, между государством и его регионами, а также в целом по территории России. Необходимость такой системы возникает в результате того, что в рамках страны существует разница в финансовой обеспеченности регионов как последствие ряда объективных причин, связанных с их экономическим и географическим положением. Независимость бюджетов обеспечивается присутствием источников доходов и правом выбирать направление их использования и затрат.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.36 Кб (Скачать файл)

Ведение

В каждой стране основу государственных  финансов составляет бюджет, а точнее - бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты  соответственных административных единиц. Бюджет - это сбалансированная смета, роспись денежных доходов  и расходов на определенный период.

Структура бюджетной системы значительной мерой зависит от государственного устройства страны. Так страна с  федеральным устройством имеет  федеральный (государственный) бюджеты  составных частей федерации (штатов, земель, кантонов, республик), а также  местные бюджеты (районов, городов, сел - в зависимости от административного  разделения). Например, в США центральное  место принадлежит бюджетам штатов, а общегосударственные функции (оборона, внешние связи, общее управление) удовлетворяются за счет федерального бюджета. В государстве без федерального разделения есть только государственный  и местные бюджеты.

Государственный бюджет - наибольший централизованный денежный фонд государства, который находится в распоряжении правительства. В государственном  бюджете концентрируется большая  часть валового национального продукта. Он играет невероятно важную роль в  обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении балансовых связей всех ценностных показателей  социально - экономического развития и  соблюдения пропорций между движением  материальных и финансовых ресурсов. Бюджетные средства направляются на государственное управление, народное хозяйство, социально - культурные мероприятия, оборону, поддержку и развитие науки. Государственный бюджет и местные бюджеты всех уровней составляют финансовую основу для объединения общегосударственных и региональных интересов.

Центральное место бюджета в  финансовой системе, прежде всего, объясняется  тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального  дохода. В странах с развитой рыночной экономикой через бюджет перераспределяется почти половина национального дохода.

В соответствии с действующими в  России законодательными актами в основу функционирования бюджетной системы  заложены два важных принципа. Первый - разделение компетенций между уровнями бюджета. Это дает возможность органам  государственной власти любого уровня маневрировать собственными и привлеченными  в доходную часть бюджета источниками  для совершения социально - экономических  мероприятий. Второй принцип - обеспечение  единой правовой базы, единой формы  бюджетной документации при предоставлении (получении) необходимой статистической и бюджетной информации.

Бюджетная система основывается на взаимосвязи бюджетов всех уровней, что происходит при помощи использования  регулируемых доходных источников, создания целевых и региональных бюджетных  фондов, их частичного перераспределения. Это важное положение реализуется  через систему налогов, которые  регулируют объемы поступлений финансовых ресурсов, между государством и его  регионами, а также в целом  по территории России. Необходимость  такой системы возникает в  результате того, что в рамках страны существует разница в финансовой обеспеченности регионов как последствие  ряда объективных причин, связанных  с их экономическим и географическим положением. Независимость бюджетов обеспечивается присутствием источников доходов и правом выбирать направление  их использования и затрат.

Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов необходимых для  выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникшие, в процессе формирования фондов денежных средств и поступают в распоряжение органов власти.

В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном  государстве доходы центрального (государственного бюджета) и доходы местных бюджетов.

Расходы бюджета. Будучи компонентом  общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие  в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс пользования  средств централизованного фонда  денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая  сущность бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу, позволяет установить назначение государственных  расходов, количественная - их величину.

1.Понятие бюджета и  бюджетирования, его сущность и  особенности

1.1. Понятие бюджета и  бюджетирования

Бюджеты — неотъемлемая часть нашей  жизни. Мы сталкиваемся с ними постоянно, на работе и в частной жизни. Почти  все организации и частные  лица имеют свои бюджеты, более или  менее формализованные, разные по объемам  и степени разработанности. Небольшие  организации редко используют формализованную  систему бюджетов, однако и они  вынуждены так или иначе планировать  свою деятельность в рамках имеющихся  бюджетных ограничений. Следует  понимать бюджетирование как основной механизм планирования текущей операционной деятельности. Это важно понимать не только лицам, ответственным за подготовку и выполнение бюджета, но и всем остальным, чья деятельность и ее результаты зависят от эффективной системы  бюджетирования, — сотрудникам, контрагентам и, в конечном итоге, государству  и обществу.

Бюджетирование — это процесс  согласованного планирования и управления деятельностью организации с  помощью бюджетов(смет) и экономических  показателей, позволяющих определить вклад каждого подразделения  и каждого менеджера в достижение общих целей.

В этом определении мы использовали два термина для обозначения  одного и того же документа —  «бюджет» и «смета». Первый из них  означает «план» в смысле финансового  документа. Второе слово — русское  и означает постатейный список доходов  и расходов. Таким образом, имея в  виду финансовое планирование, «бюджет» и «смета» — одно и то же. Однако есть и различие в их употреблении: слово «смета» использовалось в  советской плановой экономике для  обозначения документа, конкретизирующего  на уровне организации «спущенное»  ей сверху (вышестоящими органами) задание  по выпуску продукции с учетом ресурсов, также определяемых централизованно. Смету адаптировали для нужд предприятия  планово-экономические отделы, никак  не связанные с маркетинговыми службами, да и маркетинг как таковой  в плановой экономике не был нужен.

В настоящее время сметами называют постатейные расчеты стоимости  работ в строительстве и некоторых  других отраслях, и, таким образом, термин этот, оставшись в употреблении, стал узкоотраслевым, причем внешним: сметы готовят для заказчиков, для целей же внутреннего оперативного управления многие строительные компании, как и организации прочих отраслей деятельности, разрабатывают бюджеты. Поэтому мы оставим слово «смета»  для экономистов строительных компаний, сами же будем использовать термины  «бюджет» и «бюджетирование» для  характеристики документа и процесса операционного планирования в организациях.

Термин «бюджет» появился в качестве широкоупотребимого в экономической  литературе лишь в первой половине 90-х годов прошлого века, когда  в России начали выходить переведенные с английского языка книги  о бюджетировании в коммерческих организациях. Технология бюджетирования, в отличие от сметного планирования, подразумевает комплексный подход с учетом целей самого предприятия  и маркетинговых возможностей для  их достижения. К настоящему времени  термин «бюджетирование» «прижился» и  в специальной литературе, и, что  важнее, в практике работы российских организаций, пытающихся в новых  экономических условиях буквально  «с нуля» внедрить системы и процедуры  планирования, соответствующие их целям  и масштабам деятельности.

 Вернемся теперь к определению  того, что же такое бюджет.

 Бюджет — это количественно  детализированный план деятельности  организации в целом и отдельных  ее сегментов, направленный на  достижение целей организации.

В этом простом определении затронуты  три основных аспекта бюджетирования. Прежде всего, речь идет о направленности бюджетов в будущее. Прошлое в  системе планирования не имеет никакой  ценности, достигнутые результаты являются лишь ориентирами при формировании системы плановых показателей и  базой для возможных сравнений. Второй аспект касается детализации. Почему бюджет обязательно должен быть количественным? Представьте себе предприятие, план которого выглядит так: «Достигнуть  в следующем году большого объема продаж». Поставленная таким образом  задача не дает возможности определить ресурсы и усилия, которые потребуются  для ее достижения. Кроме того, по истечении бюджетного периода трудно будет определить, достигнута ли такая  цель (большим ли был объем продаж за период или не очень). И третий аспект, содержащийся в определении, касается контроля. Бюджеты не имеют  ценности сами по себе, они ценны  настолько, насколько способствуют достижению целей организации и  позволяют соотнести фактически полученный результат с плановыми  показателями и целями, определенными  в стратегическом плане. С учетом всего этого план упомянутой нами компании должен содержать такой  пункт: «В следующем году достигнуть объема продаж в 1000 изделий».

Рассмотрим теперь принципиальные особенности бюджетов, которые необходимо понимать для построения системы  бюджетирования в конкретной организации.

1.2. Сущность бюджетирования.

Сущность бюджетирования состоит  в разработке взаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности предприятия и его подразделений  исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за выполнением этих планов, в использовании  корректирующих воздействий на отклонения от параметров их исполнения. В информационном отношении — это система, интегрирующая  результаты процессов планирования, учета, контроля и анализа стоимостных  показателей деятельности организации.

Нельзя ограничивать бюджет планом доходов и расходов, а бюджетирование только планированием. Это часть  общей системы экономической  работы на предприятии. Планирование без  контроля исполнения планов теряет смысл, учет, не используемый для оценки и  контроля деятельности, бесцелен, а  контроль без данных плана и учета  невозможен. Именно поэтому бюджетирование является интегрированной системой, обобщающей данные планирования, учета  и контроля не только доходов и  расходов, но и формирующих их процессов  и величин.

Бюджетирование как система  имеет достаточно глубокие исторические корни. Его происхождение связывают  с возникновением камеральной бухгалтерии, имеющей целью «схематическое, легко  контролируемое определение хода производства и его результатов на основе предварительно составленной сметы и бюджета»'. Уже в то время (камеральная бухгалтерия  появилась в позднем средневековье) считалось, что учету доходов  и расходов должен предшествовать предварительный  расчет их ожидаемой величины и специалисты  по камеральному учету в зарубежных странах уделяли этому большое  внимание.

Российские ученые также внесли определенный вклад в развитие идей бюджетирования. Среди них следует  отметить Л.И. Гомберга, который выделял  в качестве объектов исследования им же сформулированной новой науки  экономологии смету (бюджет), бухгалтерский  учет и контроль. В смете он видел  инструмент планирования, связывая ее с коммерческим расчетом. В основе деятельности бухгалтерии он выделял  причинно-следственные связи, а контроль трактовал как процесс установления соответствия хозяйственной деятельности интересам предприятия, признавая  только предварительный и заключительный контроль. Проф. А.П. Рудановский предлагал  ввести в классификацию счетов счета  бюджета и пытался установить связь каждой операции с бюджетом, называя этот процесс бюджетированием. Он первым ввел это понятие в российскую теорию и практику учета.

Несмотря на свою прогрессивность, идеи бюджетирования в то время оказались  невостребованными ни у нас, ни за рубежом. Они нашли практическое воплощение только в период становления  и развития управленческого учета, когда бюджетирование стало неотъемлемой составной частью теории и практики менеджмента.

Востребованность идеи бюджетирования в XX в. была обусловлена двумя факторами: с одной стороны, новейшие теоретические  исследования, обогатившие теорию и  практику учета для целей управления, создали для этого необходимую  базу, а с другой — сложившиеся  экономические условия, обострившие  внешнюю и внутреннюю конкуренцию  и связанный с ней рост затрат и усилий на реализацию товаров, заставили  искать новые пути их снижения и  контроля.

После Второй мировой войны изменились функции и содержание бюджетирования. Оно стало составной частью управленческого  учета и анализа, где основной упор делался на составление предварительных  смет затрат, оперативное выявление  отклонений от них, систематический  анализ издержек производства и поиск  вариантов управленческих решений  на базе оценки затрат и результатов.

1.3. Особенности бюджета

1. Временная определенность.

Бюджет должен относиться к определенному  периоду времени, а бюджетный  период должен иметь определенные временные  границы. У компаний, чья деятельность носит сезонный характер, началом  бюджетного года удобно считать начало сезона. Например, для образовательных  учреждений — 1 сентября, для предприятий  в курортном бизнесе — 1 апреля или 1 мая. Предприятия с непрерывным  циклом работы обычно выбирают бюджетный  период в соответствии с календарем — с начала года или с начала какого-либо квартала.

Такой подход к определению начала периода противоречит представлениям большинства российских бухгалтеров  о том, что такое финансовый год, который в соответствии с требованиями российского законодательства должен совпадать с календарным. Однако система бюджетирования функционирует  в рамках управленческого учета, и здесь необязательно повторять  все нормативы финансового или  налогового учета.

Информация о работе Бюджет и бюджетирование