Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 13:55, курсовая работа
юджетная система основывается на взаимосвязи бюджетов всех уровней, что происходит при помощи использования регулируемых доходных источников, создания целевых и региональных бюджетных фондов, их частичного перераспределения. Это важное положение реализуется через систему налогов, которые регулируют объемы поступлений финансовых ресурсов, между государством и его регионами, а также в целом по территории России. Необходимость такой системы возникает в результате того, что в рамках страны существует разница в финансовой обеспеченности регионов как последствие ряда объективных причин, связанных с их экономическим и географическим положением. Независимость бюджетов обеспечивается присутствием источников доходов и правом выбирать направление их использования и затрат.
Ведение
В каждой стране основу государственных
финансов составляет бюджет, а точнее
- бюджетная система, которая включает
государственный бюджет и бюджеты
соответственных
Структура бюджетной системы значительной мерой зависит от государственного устройства страны. Так страна с федеральным устройством имеет федеральный (государственный) бюджеты составных частей федерации (штатов, земель, кантонов, республик), а также местные бюджеты (районов, городов, сел - в зависимости от административного разделения). Например, в США центральное место принадлежит бюджетам штатов, а общегосударственные функции (оборона, внешние связи, общее управление) удовлетворяются за счет федерального бюджета. В государстве без федерального разделения есть только государственный и местные бюджеты.
Государственный бюджет - наибольший
централизованный денежный фонд государства,
который находится в
Центральное место бюджета в
финансовой системе, прежде всего, объясняется
тем, что с его помощью
В соответствии с действующими в России законодательными актами в основу функционирования бюджетной системы заложены два важных принципа. Первый - разделение компетенций между уровнями бюджета. Это дает возможность органам государственной власти любого уровня маневрировать собственными и привлеченными в доходную часть бюджета источниками для совершения социально - экономических мероприятий. Второй принцип - обеспечение единой правовой базы, единой формы бюджетной документации при предоставлении (получении) необходимой статистической и бюджетной информации.
Бюджетная система основывается на взаимосвязи бюджетов всех уровней, что происходит при помощи использования регулируемых доходных источников, создания целевых и региональных бюджетных фондов, их частичного перераспределения. Это важное положение реализуется через систему налогов, которые регулируют объемы поступлений финансовых ресурсов, между государством и его регионами, а также в целом по территории России. Необходимость такой системы возникает в результате того, что в рамках страны существует разница в финансовой обеспеченности регионов как последствие ряда объективных причин, связанных с их экономическим и географическим положением. Независимость бюджетов обеспечивается присутствием источников доходов и правом выбирать направление их использования и затрат.
Доходы бюджета - часть централизованных
финансовых ресурсов необходимых для
выполнения его функций. Они выражают
экономические отношения, возникшие,
в процессе формирования фондов денежных
средств и поступают в
В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном государстве доходы центрального (государственного бюджета) и доходы местных бюджетов.
Расходы бюджета. Будучи компонентом
общей финансовой категории - бюджета
- представляют собой затраты, возникающие
в связи с выполнением
1.Понятие бюджета и бюджетирования, его сущность и особенности
1.1. Понятие бюджета и бюджетирования
Бюджеты — неотъемлемая часть нашей
жизни. Мы сталкиваемся с ними постоянно,
на работе и в частной жизни. Почти
все организации и частные
лица имеют свои бюджеты, более или
менее формализованные, разные по объемам
и степени разработанности. Небольшие
организации редко используют формализованную
систему бюджетов, однако и они
вынуждены так или иначе
Бюджетирование — это процесс
согласованного планирования и управления
деятельностью организации с
помощью бюджетов(смет) и экономических
показателей, позволяющих определить
вклад каждого подразделения
и каждого менеджера в
В этом определении мы использовали два термина для обозначения одного и того же документа — «бюджет» и «смета». Первый из них означает «план» в смысле финансового документа. Второе слово — русское и означает постатейный список доходов и расходов. Таким образом, имея в виду финансовое планирование, «бюджет» и «смета» — одно и то же. Однако есть и различие в их употреблении: слово «смета» использовалось в советской плановой экономике для обозначения документа, конкретизирующего на уровне организации «спущенное» ей сверху (вышестоящими органами) задание по выпуску продукции с учетом ресурсов, также определяемых централизованно. Смету адаптировали для нужд предприятия планово-экономические отделы, никак не связанные с маркетинговыми службами, да и маркетинг как таковой в плановой экономике не был нужен.
В настоящее время сметами
Термин «бюджет» появился в качестве
широкоупотребимого в экономической
литературе лишь в первой половине
90-х годов прошлого века, когда
в России начали выходить переведенные
с английского языка книги
о бюджетировании в коммерческих
организациях. Технология бюджетирования,
в отличие от сметного планирования,
подразумевает комплексный
Вернемся теперь к
Бюджет — это количественно
детализированный план
В этом простом определении затронуты три основных аспекта бюджетирования. Прежде всего, речь идет о направленности бюджетов в будущее. Прошлое в системе планирования не имеет никакой ценности, достигнутые результаты являются лишь ориентирами при формировании системы плановых показателей и базой для возможных сравнений. Второй аспект касается детализации. Почему бюджет обязательно должен быть количественным? Представьте себе предприятие, план которого выглядит так: «Достигнуть в следующем году большого объема продаж». Поставленная таким образом задача не дает возможности определить ресурсы и усилия, которые потребуются для ее достижения. Кроме того, по истечении бюджетного периода трудно будет определить, достигнута ли такая цель (большим ли был объем продаж за период или не очень). И третий аспект, содержащийся в определении, касается контроля. Бюджеты не имеют ценности сами по себе, они ценны настолько, насколько способствуют достижению целей организации и позволяют соотнести фактически полученный результат с плановыми показателями и целями, определенными в стратегическом плане. С учетом всего этого план упомянутой нами компании должен содержать такой пункт: «В следующем году достигнуть объема продаж в 1000 изделий».
Рассмотрим теперь принципиальные особенности бюджетов, которые необходимо понимать для построения системы бюджетирования в конкретной организации.
1.2. Сущность бюджетирования.
Сущность бюджетирования состоит
в разработке взаимосвязанных планов
производственно-финансовой деятельности
предприятия и его
Нельзя ограничивать бюджет планом доходов и расходов, а бюджетирование только планированием. Это часть общей системы экономической работы на предприятии. Планирование без контроля исполнения планов теряет смысл, учет, не используемый для оценки и контроля деятельности, бесцелен, а контроль без данных плана и учета невозможен. Именно поэтому бюджетирование является интегрированной системой, обобщающей данные планирования, учета и контроля не только доходов и расходов, но и формирующих их процессов и величин.
Бюджетирование как система
имеет достаточно глубокие исторические
корни. Его происхождение связывают
с возникновением камеральной бухгалтерии,
имеющей целью «схематическое, легко
контролируемое определение хода производства
и его результатов на основе предварительно
составленной сметы и бюджета»'.
Уже в то время (камеральная бухгалтерия
появилась в позднем
Российские ученые также внесли
определенный вклад в развитие идей
бюджетирования. Среди них следует
отметить Л.И. Гомберга, который выделял
в качестве объектов исследования им
же сформулированной новой науки
экономологии смету (бюджет), бухгалтерский
учет и контроль. В смете он видел
инструмент планирования, связывая ее
с коммерческим расчетом. В основе
деятельности бухгалтерии он выделял
причинно-следственные связи, а контроль
трактовал как процесс
Несмотря на свою прогрессивность, идеи бюджетирования в то время оказались невостребованными ни у нас, ни за рубежом. Они нашли практическое воплощение только в период становления и развития управленческого учета, когда бюджетирование стало неотъемлемой составной частью теории и практики менеджмента.
Востребованность идеи бюджетирования в XX в. была обусловлена двумя факторами: с одной стороны, новейшие теоретические исследования, обогатившие теорию и практику учета для целей управления, создали для этого необходимую базу, а с другой — сложившиеся экономические условия, обострившие внешнюю и внутреннюю конкуренцию и связанный с ней рост затрат и усилий на реализацию товаров, заставили искать новые пути их снижения и контроля.
После Второй мировой войны изменились функции и содержание бюджетирования. Оно стало составной частью управленческого учета и анализа, где основной упор делался на составление предварительных смет затрат, оперативное выявление отклонений от них, систематический анализ издержек производства и поиск вариантов управленческих решений на базе оценки затрат и результатов.
1.3. Особенности бюджета
1. Временная определенность.
Бюджет должен относиться к определенному периоду времени, а бюджетный период должен иметь определенные временные границы. У компаний, чья деятельность носит сезонный характер, началом бюджетного года удобно считать начало сезона. Например, для образовательных учреждений — 1 сентября, для предприятий в курортном бизнесе — 1 апреля или 1 мая. Предприятия с непрерывным циклом работы обычно выбирают бюджетный период в соответствии с календарем — с начала года или с начала какого-либо квартала.
Такой подход к определению начала
периода противоречит представлениям
большинства российских бухгалтеров
о том, что такое финансовый год,
который в соответствии с требованиями
российского законодательства должен
совпадать с календарным. Однако
система бюджетирования функционирует
в рамках управленческого учета,
и здесь необязательно