Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 13:55, курсовая работа
юджетная система основывается на взаимосвязи бюджетов всех уровней, что происходит при помощи использования регулируемых доходных источников, создания целевых и региональных бюджетных фондов, их частичного перераспределения. Это важное положение реализуется через систему налогов, которые регулируют объемы поступлений финансовых ресурсов, между государством и его регионами, а также в целом по территории России. Необходимость такой системы возникает в результате того, что в рамках страны существует разница в финансовой обеспеченности регионов как последствие ряда объективных причин, связанных с их экономическим и географическим положением. Независимость бюджетов обеспечивается присутствием источников доходов и правом выбирать направление их использования и затрат.
Группа специальных бюджетов достаточно разнообразна, важнейшими из них являются:
• дополнительный бюджет, который предусматривает финансирование мероприятий, не включенных в бюджет;
• приростной бюджет формируемый путем простой индексации (в процентах или денежной оценке) предыдущего бюджета без пересмотра его основ;
• добавочный бюджет который анализирует бюджеты предыдущих лет и корректирует их под текущие параметры, такие как инфляция, изменения в штате, структуре организации;
• модифицированный бюджет используется в случаях проектирования продаж на необычно высоком уровне. Он редко используется для прогноза издержек, поскольку при проектировании затраты в принципе должны соответствовать обычному уровню продаж;
• стратегический бюджет интегрирует элементы стратегического планирования и бюджетного контроля и разрабатывается, как правило, на достаточно длительный период, от трех до десяти лет. Его целесообразно составлять в периоды неопределенности и не стабильности в деятельности предприятия;
• пооперационные бюджеты и бюджетирование предполагают расчет ожидаемых затрат на выполнение отдельных функций и работ.
В целом совокупность разных бюджетов
может образовывать отдельные целостные
перенастраиваемые системы, каждая
из которых соответствует
2.2. Учет в бюджетировании
Основу учета в бюджетировании
составляет учет по центрам
ответственности. В отличие от
аналитического учета по
Руководству предприятия необходима полная сравнительная информация о деятельности центров ответственности, поэтому учет в бюджетировании должен использовать все существующие системы учета затрат, основанные на исчислении полных и переменных издержек, их группировки по носителям и функциям.
Организационное обеспечение процесса
бюджетирования многовариантно и зависит
от многих факторов: масштабов предприятия
целей и задач применяемой
системы управленческого учета,
отраслевой принадлежности, сложившихся
традиций учетно-аналитической практики
в данной стране и т.п.
Бюджетная бухгалтерия обеспечивает
эффективный управленческий контроль
результатов хозяйствования, объединяя
контроль предстоящих затрат и будущих
результатов, связанных с ответственностью,
в момент формирования бюджетов и
контроль в ходе исполнения бюджета,
позволяющий проводить
Современная бюджетная бухгалтерия развивается по двум направлениям:
• в виде интегрированного учета исполнения бюджета в составе финансовой или управленческой бухгалтерии;
• как самостоятельная бюджетная бухгалтерия, построенная на информации управленческого учета.
Исходя из этого возможны три формы связи финансовой, управленческой и бюджетной бухгалтерий.
Первый вариант — автономная
система с выделением бюджетной
бухгалтерии в самостоятельную
подсистему, использующую данные управленческого
учета. При втором варианте существует
обособленный учет исполнения бюджета,
но бюджетная бухгалтерия не выделена
в самостоятельную и находится
в составе управленческой. Третий
вариант предполагает интегрированную
систему, в которой объединены финансовая,
управленческая и бюджетная бухгалтерии.
При этом используется единая система
счетов и бухгалтерских проводок,
связь показателей
Организация управленческого учета в системе бюджетирования во многом зависит от содержания бюджетов и последовательности их формирования. Наиболее распространена следующая последовательность бюджетирования:
• выделение сегментов
• формирование коммерческого бюджета;
• составление бюджета
• формирование бюджета закупок;
• составление бюджета
• формирование бюджета инвестиций;
• составление прогноза (бюджета) движения денежных средств (финансового бюджета);
• формирование прогноза прибылей и убытков, прогнозного баланса.
С точки зрения организации учета процедуры, используемые при формировании главного бюджета, аналогичны тем, что используются при отражении фактических операций, а конечный результат вычислений и обобщений фиксируется в итоговой финансовой отчетности: балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете о движении капитала и денежных средств. Принципиальное различие состоит в том, что, во-первых, бюджетные суммы отражают запланированную деятельность, а не прошедшие события и, во-вторых, запись компонентов бюджетов и их исполнения ведется, как правило, внесистемным методом.
Коммерческий бюджет, формируемый
для центра дохода, лежит в
основе составления главного
бюджета, так как он оказывает
влияние практически на все
бюджеты, входящие в систему.
Этот бюджет включает доходы
от реализации продукции и
услуг и коммерческие расходы,
связанные с данными продажами.
В коммерческий бюджет
кроме бюджета продаж
Постоянные расходы в основном
связаны с деятельностью
Стандартизированная деятельность носит повторяющийся характер и является предметом исследования для количественного анализа. Но могут обособляться единичные, весьма существенные расходы, такие, например, как на участие в выездных продажах, для которых необходимо составлять отдельный бюджет и затраты классифицировать по функциям.
Бюджет затрат
Бюджет производственных затрат формируется на основе производственной программы, которая составляется в физических единицах измерения с учетом степени использования производственных мощностей либо с учетом запланированных продаж и обеспечения необходимого уровня запасов готовых изделий.
Количество продукции, которое необходимо произвести, вычисляется с учетом переходящих остатков готовых изделий. При данном способе расчета возникает проблема оценки предполагаемых остатков готовой продукции на складе и необходимость учета затрат по складированию. Принимается во внимание и цикличность спроса, возможности складских помещений, периодичность выпуска и реализации продукции.
Все производственные подразделения относятся к центрам затрат, поэтому совокупный производственный бюджет определяется как сумма бюджетов всех производственных подразделений, входящих в организационную структуру предприятия.
Производственный бюджет включает прямые и косвенные затраты. При автоматизированном производстве проблемы планирования и контроля прямых расходов решаются проще, поскольку большую часть затрат можно считать прямыми.
Бюджет косвенных
Бюджет закупок материальных ресурсов занимает важное место в системе бюджетирования, так как он связан со значительным расходованием денежных средств и существенно влияет на эффективность производства, особенно в материалоемких производствах.
Величина затрат на приобретение сырья определяется исходя из планируемой программы производства и необходимых для этого материальных ресурсов с учетом переходящих запасов и создания необходимого резерва, принимая во внимание время доставки и технологические особенности производства.
Структура бюджета закупок включает не только стоимость приобретаемых материалов, но и издержки по снабжению, в которые могут включаться стоимость транспортировки, разгрузки, затраты по складированию и хранению, командировочные расходы, затраты на посреднические услуги, связанные с приобретением материалов, таможенные пошлины, проценты за банковский кредит, а также затраты служб снабжения, разделяемые на переменную и постоянную части, связанные с объемом закупаемых ресурсов.
Бюджет административных расходов составляется для функциональных служб, относящихся к администрации. Данные расходы бюджетируют на основе принятых планов и программ с учетом организационной структуры предприятия. Сложность формирования данного бюджета состоит в том, что затраты по его статьям трудно прогнозируются ввиду их разнообразия и зависимости от различных факторов.
Большинство административных издержек
не поддаются стандартизации. При
необходимости руководители функциональных
подразделений определяют исполнителей,
ответственных за конкретные статьи
издержек. Стоимостные показатели административного
бюджета следует дополнять
Бюджет инвестиций (капиталовложений) — один из самых важных бюджетов, так как залогом успешного функционирования предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы становится эффективно проводимая инвестиционная политика. Инвестиции осушествляются в соответствии с долгосрочными планами организации по капитальным вложениям.
Бюджет текущих затрат и капитальных вложений составляется по каждому проекту инвестиций на период срока его реализации в разрезе ресурсов и функций. Срок реализации проекта может охватывать несколько периодов операционного бюджета.
Бюджетирование
Инвестиции могут
Финансовый бюджет
Финансовый бюджет составляется для
планирования и управления финансовыми
потоками. Он характеризует поступление
и выплату денежных средств в
наличной и безналичной формах в
течение бюджетного периода. Этот бюджет
является сводным, так как в нем
учитываются данные по всем бюджетам
в части движения денежных потоков,
поэтому амортизация и другие
калькуляционные расходы, не требующие
денежных средств, во внимание не принимаются.
Структура бюджета включает три
части: остаток денежных средств
на начало и конец расчетного периода,
ожидаемые поступления денежных
средств и предстоящие платежи.
Трудность при составлении
Значимость данного бюджета двойственная: с одной стороны, расчетный остаток денежных средств является необходимым элементом. При составлении прогнозного баланса, с другой стороны, это инструмент управления финансовыми ресурсами, неотъемлемая часть управленческой деятельности финансового менеджера.