Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 15:15, шпаргалка
Ответы на 22 вопроса.
1. Понятие и роль государственного бюджета.
Одним
из механизмов, позволяющих государству
проводить экономическую и
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.
Бюджет
отражает размеры необходимых
2. Основные функции
государственного
бюджета.
Бюджетное
устройство и бюджетная
система Российской
Федерации
Бюджет выполняет следующие функции:
- перераспределение ВВП;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
-
финансовое обеспечение
-
контроль за образованием и
использованием
1.Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления.
С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отраслей, регионов.
Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:
2.Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь, объединяемых в ней бюджетов.
Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.
Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
Элементами бюджетной системы являются все юридические лица, получающие средства из любого уровня бюджета (федерального, регионального или местного).
Бюджетная система РФ состоит из 3 уровней, она включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и С-Пб, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
3. Основы бюджетного
устройства в унитарном,
федеративном и конфедеративном
государствах.
Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарном (едином –единая конституция, общие для всех права и единые органы власти) государстве бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты). В федеративном государстве из трех звеньев: госуд. бюджет (федер.бюджет или бюджет центрального прав-ва), бюджеты членов федерации (штаты в США, земли (ланды) в ГДР, провинции в Канаде) и местные бюджеты. В конфедеративном (союзном) государстве в постоянном союзе суверенных государств бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
4. Бюджетная система
Российской Федерации
и ее уровни.
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Зачатки бюджетной системы в России зарождались еще в XIII веке. Первыми источниками поступлений в княжескую казну на Руси были дань (в натур. форме), затем подати, местные налоги, подворный налог, подушная подать, мирские повинности, налог с недвижимого имущества, промысловый налог, поземельный налог и пр. Менялся и аппарат управления бюджетами: казенные палаты – на губернском уровне и на казначейства – уездном уровне. Бюджеты были земские, волостные и пр.
Бюджетная система РФ состоит из 3 уровней, она включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и С-Пб, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
5. Принципы построения
бюджетной системы
РФ.
1)принцип
единства бюджетной системы, в
основе системы лежит единое
бюджетное законодательство, единые
принципы бюджетного
2)принцип
разграничения доходов
3)принцип
самостоятельности бюджетов, органы
гос.власти от органов
4)принцип
равенства бюджетных прав
5)принцип
полноты отражения доходов и
расходов и источников
6)принцип
сбалансированности бюджета,
7)принцип
результативности и
8)принцип общего и совокупного покрытия расходов бюджета – расходы не могут быть увязаны с определенными доходами
9)принцип
прозрачности(открытости) – утвержденные
бюджеты и отчеты об их
10)принцип достоверности бюджета
11)принцип
адресности и целевого характера
бюджетных средств: - бюджетное асегнование
доводится до конкретных
12)принцип
подведомственности расходов –
бюджетные асегнования
13)принцип
единства кассы – зачисление
всех поступлений и
6. Бюджетный федерализм как основа межбюджетных отношений
Финансово-бюджетный федерализм — это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
Финансово-бюджетный
федерализм реализуется главным
образом в ходе бюджетного процесса
при мобилизации бюджетных
Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
2)
обеспечении соответствующих
3)
обеспечении вертикального и
горизонтального выравнивания
4)
наличии единых для каждого
звена бюджетной системы
5)
самостоятельности и
7. Модели бюджетного федерализма.
Для государств с федеративным устройством можно выделить три типа организации бюджетной системы: централизованные, децентрализованные и комбинированные1.
При централизованном типе разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов.
Здесь
самостоятельность
Децентрализованные типы организации бюджетной системы строятся на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов.
При этой организации проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства весьма затруднено.
Но децентрализация власти позволяет более чутко улавливать социально-экономические, этнические и культурные особенности населения.
Для комбинированной модели бюджетного федерализма характерны следующие моменты:
8. Бюджетная политика:
критерии эффективности,
направления и
основные задачи.
Финансово-бюджетная политика (ФБП) – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.
ФБП предполагает
определение целей и задач
в области финансов, разработку механизма
мобилизации денежных средств в
бюджет, выбор направлений