Государственные и местные бюджеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ законодательства, регулирующего формирование и исполнение республиканского и местного бюджета Республики Беларусь. В соответствии с указанной целью решались следующие задачи дипломной работы:
- изучить теоретические и нормативные основы регулирования государственного и местного бюджетов, бюджетно-правового статуса Республики Беларусь и бюджетного устройства Республики Беларусь;
- исследовать особенности формирования местных бюджетов, в том числе составление проектов местных бюджетов, порядок рассмотрения и утверждения местных бюджетов;
- рассмотреть порядок исполнения местных бюджетов, а именно органы, осуществляющие исполнение местных бюджетов, исполнение местных бюджетов по доходам и расходам, отчеты об исполнении местных бюджетов

Содержание

Введение
Глава 1 Государственные и местные бюджеты
1.1 Понятие, назначение и содержание государственного и
местного бюджетов
1.2 Бюджетно-правовой статус Республики Беларусь.
Особенности бюджетных прав местных советов
1.3 Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная
система и принципы его построения.
1.4 Понятие и основные виды бюджетных дефицитов
Глава 2 Порядок формирования местных бюджетов
2.1. Составление проектов местных бюджетов
2.2. Порядок рассмотрения и утверждения местных бюджетов
Глава 3 Порядок исполнения местных бюджетов
3.1. Органы, осуществляющие исполнение местных бюджетов
3.2. Исполнение местных бюджетов по доходам и расходам
3.3. Отчеты об исполнении местных бюджетов
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1 Государственные  и местные бюджеты

1.1 Понятие, назначение  и содержание государственного  и 

местного бюджетов

1.2 Бюджетно-правовой  статус Республики Беларусь.

Особенности бюджетных  прав местных советов

1.3 Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная

система и принципы его  построения.

1.4 Понятие и основные  виды бюджетных дефицитов

Глава 2 Порядок формирования местных бюджетов

2.1. Составление проектов  местных бюджетов

2.2. Порядок рассмотрения  и утверждения местных бюджетов

Глава 3 Порядок исполнения местных бюджетов

3.1. Органы, осуществляющие  исполнение местных бюджетов

3.2. Исполнение местных  бюджетов по доходам и расходам

3.3. Отчеты об исполнении  местных бюджетов

Заключение

Список использованных источников

Приложения

3

7

7

 

10

 

16

 

27

35

35

45

54

54

65

69

72

76

79


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях переходной экономики  усиливается роль бюджета в регулировании  воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных  отношений. Бюджет становится одним  из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.

Путем бюджетного перераспределения  валового внутреннего продукта формируется  структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

Управляя бюджетным  процессом, государство выстраивает  бюджетные отношения, направляет бюджетные  потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный  инструмент, посредством которого государство  перераспределяет более третьей  части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального положения страны. Он может влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальную сферу.

Центральным показателем  государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов  определяет расходы государства  на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния страны.

Сопоставление доходов  государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита. Такая роль доходов государственного бюджета в жизни общества и государства обуславливает необходимость совершенствование методологии их формирования и прогнозирования разработки новых подходов в этом направлении.

На современном этапе  в Беларуси повышается роль местных  органов власти в хозяйственном  и культурном строительстве. Они  получили большие права в области  руководства хозяйственным и  социально-культурным строительством на подведомственной территории, что позволило осуществлять управление жилищным строительством, коммунальным хозяйством, народным образованием и здравоохранением, проводить мероприятия по благоустройству сел и городов, организовать работу в области дорожного строительства и др. Вопрос состояния местных финансов затрагивает прежде всего интересы населения страны и поэтому является не локальным, а общегосударственным. Изучение местных финансов, знание проблем в этой области помогает их решению, укреплению на этой основе региональной экономики, а значит, и поступательному развитию экономических и социальных процессов в стране. Для выполнения возложенных на местные органы власти функций они наделялись соответствующими правами, имущественной базой, материальными и финансовыми ресурсами. Наличие у каждого из местных органов власти бюджета укрепляет их экономическую самостоятельность, активизирует хозяйственную деятельность, позволяет им развивать инфраструктуру на подведомственной территории, расширять ее экономический потенциал, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов. В конечном итоге все это расширяет возможности местных органов власти в наиболее полном и всестороннем удовлетворении нужд населения. Таким образом, местные бюджеты можно охарактеризовать как совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода страны, обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти.

Сбалансированность всех бюджетов является необходимым условием успешного выполнения задач и функций самого государства и регионов.

Бюджетное законодательство Республики Беларусь обязывает исполнительные и распорядительные органы страны принимать  все меры по обеспечению сбалансированности соответствующих бюджетов и в  процессе их исполнения производить расходы в пределах поступающих доходов.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования  бюджетов государства и местных  бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право.

Указанные проблемы, а  также некоторые другие составляют объект дипломной работы.

Целью дипломной работы является анализ законодательства, регулирующего формирование и исполнение республиканского и местного бюджета Республики Беларусь. В соответствии с указанной целью решались следующие задачи дипломной работы:

- изучить теоретические и нормативные основы регулирования государственного и местного бюджетов, бюджетно-правового статуса Республики Беларусь и бюджетного устройства Республики Беларусь;

- исследовать особенности формирования местных бюджетов, в том числе составление проектов местных бюджетов, порядок рассмотрения и утверждения местных бюджетов;

- рассмотреть порядок исполнения местных бюджетов, а именно органы, осуществляющие исполнение местных бюджетов, исполнение местных бюджетов по доходам и расходам, отчеты об исполнении местных бюджетов

При решении поставленных целей и задач дипломного исследования автор опирался на комплексное использование  как общенаучных, так и специальных  методов, таких как: диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой, социологический, формально-юридический.

В процессе работы изучено  законодательство Республика Беларусь: Конституция Республики Беларусь, Банковский и Бюджетный кодексы Республики Беларусь, Указ Президента Республики Беларусь, Постановление Совета Министров Республики Беларусь, постановления Министерства финансов и др. акты законодательства Республики Беларусь.

Кроме перечисленных  нормативных источников для написания  данной дипломной работы были использованы и литературные источники, а также  публикации в журналах и газетах. В работе широко используются аналитические научные статьи, монографии таких авторов, как Н.Б. Антонова, А.М. Бабич, Г.М. Бычкова, М.А. Куликова, В.К. Свиридович, Т.В. Сорокина, М.И. Ткачук, Л.А. Ханкевич, А.В. Хотько, О.В. Чекмарева, Н.К. Черноруцкая, А.А. Чернюк и др.

 

ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МЕСТНЫЕ  БЮДЖЕТЫ

 

1.1 Понятие, назначение  и содержание государственного  и местного бюджетов

 

Прежде чем говорить о бюджетном устройстве Республики Беларусь, выявлять его достоинства  и недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии.

Тем не менее, являясь  частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Именно с помощью  бюджета государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства.

Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Составление бюджета, его  обсуждение, утверждение, использование  средств, рассмотрение итогов бюджетной  деятельности - все это представляет собой е6диный бюджетный процесс. Весь бюджетный процесс регламентируется законом, в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами.

В соответствии и законом Президент должен заблаговременно, задолго до начала финансового года принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту. Для этого составляется прогноз социально-экономического развития страны, определяется свободный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры проекта бюджета на следующий бюджетный год. В Республике Беларусь бюджетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Когда проект бюджета составлен, он рассматривается Президентом, который направляет его в парламент для обсуждения и утверждения. В ходе процесса составления и рассмотрения бюджета в него обычно вносятся множество изменений и дополнений.

В утвержденном бюджете  должны быть указаны суммы верхнего предела объема ассигнований бюджета  на текущие расходы и на бюджет развития. Дело в том, что если возникает  бюджетный дефицит, то, прежде всего, должны быть обеспечены соответствующими доходами текущие расходы, а бюджет развития, который связан с направлением средств на увеличение объемов производства, на расширение строительства, должен ограничиваться теми суммами, которые первоначально были утверждены при рассмотрении бюджета. В утвержденном бюджете также должны определяться пределы несбалансированной части бюджета, излишек или дефицит, причем эти суммы определяются как в абсолютных величинах, так и в процентах от прогнозируемых доходов.

Закон о государственном  бюджете после утверждения парламентом подписывается Президентом. В то же время, в случае несогласия Президента с принятым проектом о бюджете, представленного парламентом, он может отклонить его, то есть наложить вето. Пока окончательно бюджет не принят и вето не отменено, правительство имеет право использовать ежемесячно бюджетные ассигнования по спорным статьям в размере 1/12 части их величины в предшествующем году. Контроль за состоянием и ходом выполнения республиканского бюджета осуществляется Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, который в своей деятельности не зависит ни от парламента, ни от других органов власти.

Финансовые органы контролируют исполнение бюджета. В случаях превышения предельного уровня дефицита и значительного  снижения поступления доходных источников вводится механизм секвестра расходов. Секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение расходов на 5, 10, 15 % и т.д. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени всего финансового года. Правда, секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи - это расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание и т.д.

Информация о работе Государственные и местные бюджеты