Государственные и местные бюджеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ законодательства, регулирующего формирование и исполнение республиканского и местного бюджета Республики Беларусь. В соответствии с указанной целью решались следующие задачи дипломной работы:
- изучить теоретические и нормативные основы регулирования государственного и местного бюджетов, бюджетно-правового статуса Республики Беларусь и бюджетного устройства Республики Беларусь;
- исследовать особенности формирования местных бюджетов, в том числе составление проектов местных бюджетов, порядок рассмотрения и утверждения местных бюджетов;
- рассмотреть порядок исполнения местных бюджетов, а именно органы, осуществляющие исполнение местных бюджетов, исполнение местных бюджетов по доходам и расходам, отчеты об исполнении местных бюджетов

Содержание

Введение
Глава 1 Государственные и местные бюджеты
1.1 Понятие, назначение и содержание государственного и
местного бюджетов
1.2 Бюджетно-правовой статус Республики Беларусь.
Особенности бюджетных прав местных советов
1.3 Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная
система и принципы его построения.
1.4 Понятие и основные виды бюджетных дефицитов
Глава 2 Порядок формирования местных бюджетов
2.1. Составление проектов местных бюджетов
2.2. Порядок рассмотрения и утверждения местных бюджетов
Глава 3 Порядок исполнения местных бюджетов
3.1. Органы, осуществляющие исполнение местных бюджетов
3.2. Исполнение местных бюджетов по доходам и расходам
3.3. Отчеты об исполнении местных бюджетов
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

В бывшем Советском Союзе  бюджетное устройство базировалось на принципе демократического централизма. Традиционно государственный бюджет состоял из союзного бюджета, бюджетов союзных республик и бюджета государственного социального страхования. Большая доля поступлений централизовалась в союзном бюджете, а затем распределялась между республиками и ведомствами.

В настоящее время  бюджетная система Республики Беларусь включает в себя республиканский бюджет и местные бюджеты. Наша бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов; государство должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает установление более эффективного контроля за финансами со стороны законодательных органов.

Требование единства дополняется принципом полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений.

Принцип правдивости  и реальности направлен против фальсификации  бюджетных росписей, на соблюдение утвержденных статей расходов.

Принцип гласности обязывает  правительство публиковать бюджет, его основные расходы и источники  доходов.

Таким образом, все принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны  и дополняют друг друга, они нашли  свое правовое отражение в Конституции  нашей республики, Бюджетном кодексе  и других законодательных актах.

Совокупность юридических  норм, регулирующих бюджетное устройство, образует бюджетное право. Развитие бюджетного права связано с приобретением независимости Беларуси, расширением прав местных Советов народных депутатов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий по повышению уровня жизни населения.

Раскрывая подробнее  источники, которые регулируют бюджетное  устройство, следует в первую очередь  отметить Конституцию Республики Беларусь. Раздел VII Конституции определяет основы построения финансово-кредитной системы  Республики Беларусь. Финансово-кредитная система представляет собой совокупность взаимоувязанных между собой систем - бюджетной, банковской, а также включает финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. Одним из составных элементов финансово-кредитной системы является бюджетная система, в которую включаются республиканский и местные бюджеты.

Статьи 133-135 Конституции  посвящены непосредственно бюджетному процессу. Статья 133 определяет порядок  построения бюджетной системы. Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды. Статья 134 устанавливает порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов (определяются законом). Согласно статьи 135 по результатам исполнения бюджетов составляется отчет об исполнении республиканского бюджета, который представляется на рассмотрение Парламента не позднее 5 месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в определенный законодательством срок. Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются.

Следующим основным нормативным  правовым актом в сфере регулирования бюджетных правоотношений является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Бюджетные отношения - отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Бюджетный кодекс имеет  Общую и Особенную часть. Общая  часть посвящена таким областям регулирования как общие положения, бюджетная система Республики Беларусь, государственные внебюджетные фонды, доходы и расходы бюджетов, сбалансированность бюджетов, межбюджетные отношения. Особенная часть раскрывает круг участники бюджетного процесса и их полномочия, определяет порядок составления проектов республиканского бюджета и местных бюджетов, их рассмотрения, утверждения и исполнения, устанавливает основы контроля за соблюдением бюджетного законодательства и ответственность за его нарушение.

Бюджетное устройство Республики Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь.

Все названные элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

Как уже отмечалось выше, с обретением независимости государственный бюджет Республики Беларусь получил новое назначение, произошли изменения в его структуре, содержании доходов и расходов.

В целом, основные черты  бюджета Республики Беларусь в переходном периоде характеризуются следующим  образом:

1. Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части произведенного национального дохода и перераспределения его на общественные нужды.

2. Доходная часть бюджета формируется, в основном, за счет налогов и сборов с юридических и физических лиц.

3. Расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызвано расширением функций государства, появлением новых общественных затрат.

4. В некоторые годы дефицит бюджета достигает огромных размеров в абсолютных цифрах и относительных показателях к внутреннему национальному продукту, произведенному национальному доходу, что затрудняет управление данным процессом и оказывает негативное влияние на сбалансирование и развитие экономики.

5. Серьезные изменения происходят в бюджетном устройстве, и, прежде всего, в бюджетной системе Республики Беларусь, усиливается самостоятельность всех видов бюджетов. Но по-прежнему решающее место в выполнении общегосударственных экономических и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету [Сорокина, Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2008. – 798 с.18, с. 241].

Процесс консолидации в  бюджете ряда государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства.

Напряженная и целенаправленная работа дала свои результаты. Впервые  в Республике Беларусь в 1993 году был  принят Закон «О бюджетной системе  Республики Беларусь и государственных  внебюджетных фондах», который заложил основы функционирования бюджетной системы страны. Соответственно впервые был принят Закон «О внешнем государственном долге Республики Беларусь». Также в 1998 году был принят Закон о «О бюджетной классификации Республики Беларусь», который установил основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.  С 01 января 2009 года указанные нормативные акты утратили силу в связи с вступлением в действие Бюджетного кодекса Республики Беларусь, который систематизировал вышеуказанные нормативные акты и определил основы построения и функционирования бюджетной системы Республики Беларусь в едином акте.

Обновление бюджетного законодательства должно способствовать эффективному проведению бюджетной  политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов.

Так как наиболее важными  направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним из критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев  эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

- уровень собираемости  бюджетных доходов в целом,  налогов в частности; 

- уровень выполнения  бюджетных обязательств;

- величину бюджетного  дефицита и скорость роста  государственного долга; 

- объем финансовых  ресурсов, отвлекаемых на обслуживание  государственного бюджета;

- величину валютных  резервов, используемых для финансирования  бюджетного дефицита;

- динамику валового  внутреннего продукта;

- уровень безработицы  и др.

Таким образом, анализ бюджетной  политики, являющейся одним из основных направлений экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.

Центральным показателем  государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.

Доходы бюджета - это  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня.

Анализ формирования доходов бюджетов различных стран  показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:

Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование  ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.

Обязательные платежи  физических и юридических лиц, взимаемые  в виде различных налогов и  сборов.

Привлеченные ресурсы  в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в  государственные банки и др.

В свою очередь, доходы бюджета  подразделяются на такие виды как: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются  доходы целевых бюджетных фондов.

К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как:

- налог на добавленную  стоимость; 

- акцизы;

- налог на прибыль  и доходы;

- экологический налог; 

- налог на недвижимость;

- таможенные экспортные  и импортные пошлины; 

- чрезвычайный налог  для ликвидации последствий катастрофы  на ЧАЭС и другие [Финансово-бюджетная политика государства / Под ред. А.С.Головачева, Н.Березиной. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 132 с. 22, с. 56].

К неналоговым доходам  относятся доходы:

- от использования,  продажи и иного возмездного  отчуждения имущества, находящегося  в государственной собственности;

- от платных услуг,  оказанных государственными или  местными органами власти и  учреждениями;

- средства, полученные  в результате применения мер  гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности  (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

- финансовая помощь  и бюджетные ссуды от бюджетов  других уровней и др. [Финансово-бюджетная политика государства / Под ред. А.С.Головачева, Н.Березиной. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 132 с. 22, с. 57].

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В доходах бюджета  находят выражение экономические  отношения, которые возникают между  плательщиками и государством. Проявляются  эти экономические отношения при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства. Создание рыночной экономики диктует необходимость использования в качестве основных методов формирования доходов установление различных налогов. Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов. Любой налог рассматривается в качестве экономической категории, которая выполняет две основные функции: фискальную, при помощи которой формируется бюджетный фонд, и экономическую, оказывающую влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая накопление капитала, расширяя или сокращая платежеспособность населения.

В любом государственном  образовании выделяется внутренняя структура бюджета по доходам  и расходам.

В каждой стране структура  бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, и так же состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Информация о работе Государственные и местные бюджеты