Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:38, курсовая работа
Целью дипломной работы является анализ законодательства, регулирующего формирование и исполнение республиканского и местного бюджета Республики Беларусь. В соответствии с указанной целью решались следующие задачи дипломной работы:
- изучить теоретические и нормативные основы регулирования государственного и местного бюджетов, бюджетно-правового статуса Республики Беларусь и бюджетного устройства Республики Беларусь;
- исследовать особенности формирования местных бюджетов, в том числе составление проектов местных бюджетов, порядок рассмотрения и утверждения местных бюджетов;
- рассмотреть порядок исполнения местных бюджетов, а именно органы, осуществляющие исполнение местных бюджетов, исполнение местных бюджетов по доходам и расходам, отчеты об исполнении местных бюджетов
Введение
Глава 1 Государственные и местные бюджеты
1.1 Понятие, назначение и содержание государственного и
местного бюджетов
1.2 Бюджетно-правовой статус Республики Беларусь.
Особенности бюджетных прав местных советов
1.3 Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная
система и принципы его построения.
1.4 Понятие и основные виды бюджетных дефицитов
Глава 2 Порядок формирования местных бюджетов
2.1. Составление проектов местных бюджетов
2.2. Порядок рассмотрения и утверждения местных бюджетов
Глава 3 Порядок исполнения местных бюджетов
3.1. Органы, осуществляющие исполнение местных бюджетов
3.2. Исполнение местных бюджетов по доходам и расходам
3.3. Отчеты об исполнении местных бюджетов
Заключение
Список использованных источников
В бывшем Советском Союзе
бюджетное устройство базировалось
на принципе демократического централизма.
Традиционно государственный
В настоящее время бюджетная система Республики Беларусь включает в себя республиканский бюджет и местные бюджеты. Наша бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов; государство должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает установление более эффективного контроля за финансами со стороны законодательных органов.
Требование единства дополняется принципом полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений.
Принцип правдивости и реальности направлен против фальсификации бюджетных росписей, на соблюдение утвержденных статей расходов.
Принцип гласности обязывает
правительство публиковать
Таким образом, все принципы
построения бюджетной системы
Совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, образует бюджетное право. Развитие бюджетного права связано с приобретением независимости Беларуси, расширением прав местных Советов народных депутатов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий по повышению уровня жизни населения.
Раскрывая подробнее источники, которые регулируют бюджетное устройство, следует в первую очередь отметить Конституцию Республики Беларусь. Раздел VII Конституции определяет основы построения финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Финансово-кредитная система представляет собой совокупность взаимоувязанных между собой систем - бюджетной, банковской, а также включает финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. Одним из составных элементов финансово-кредитной системы является бюджетная система, в которую включаются республиканский и местные бюджеты.
Статьи 133-135 Конституции
посвящены непосредственно
Следующим основным нормативным правовым актом в сфере регулирования бюджетных правоотношений является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Бюджетные отношения - отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Бюджетный кодекс имеет
Общую и Особенную часть. Общая
часть посвящена таким областям
регулирования как общие
Бюджетное устройство Республики
Беларусь основывается на принципах единства бюджетной
системы, полноты, реальности, гласности
и самостоятельности всех бюджетов, входящих
в бюджетную систему Республики Беларусь,
и определяется административно-
Все названные элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.
Как уже отмечалось выше, с обретением независимости государственный бюджет Республики Беларусь получил новое назначение, произошли изменения в его структуре, содержании доходов и расходов.
В целом, основные черты
бюджета Республики Беларусь в переходном
периоде характеризуются
1. Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части произведенного национального дохода и перераспределения его на общественные нужды.
2. Доходная часть бюджета формируется, в основном, за счет налогов и сборов с юридических и физических лиц.
3. Расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызвано расширением функций государства, появлением новых общественных затрат.
4. В некоторые годы дефицит бюджета достигает огромных размеров в абсолютных цифрах и относительных показателях к внутреннему национальному продукту, произведенному национальному доходу, что затрудняет управление данным процессом и оказывает негативное влияние на сбалансирование и развитие экономики.
5. Серьезные изменения происходят в бюджетном устройстве, и, прежде всего, в бюджетной системе Республики Беларусь, усиливается самостоятельность всех видов бюджетов. Но по-прежнему решающее место в выполнении общегосударственных экономических и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету [Сорокина, Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2008. – 798 с.18, с. 241].
Процесс консолидации в бюджете ряда государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства.
Напряженная и целенаправленная работа дала свои результаты. Впервые в Республике Беларусь в 1993 году был принят Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», который заложил основы функционирования бюджетной системы страны. Соответственно впервые был принят Закон «О внешнем государственном долге Республики Беларусь». Также в 1998 году был принят Закон о «О бюджетной классификации Республики Беларусь», который установил основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. С 01 января 2009 года указанные нормативные акты утратили силу в связи с вступлением в действие Бюджетного кодекса Республики Беларусь, который систематизировал вышеуказанные нормативные акты и определил основы построения и функционирования бюджетной системы Республики Беларусь в едином акте.
Обновление бюджетного законодательства должно способствовать эффективному проведению бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов.
Так как наиболее важными
направлениями бюджетной
В качестве критериев
эффективности бюджетной
- уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
- уровень выполнения бюджетных обязательств;
- величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
- объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
- величину валютных
резервов, используемых для
- динамику валового внутреннего продукта;
- уровень безработицы и др.
Таким образом, анализ бюджетной политики, являющейся одним из основных направлений экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.
Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:
Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.
Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов.
Привлеченные ресурсы
в форме государственных
В свою очередь, доходы бюджета
подразделяются на такие виды как: налоговые,
неналоговые, безвозмездные перечисления,
а также обособленно
К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на прибыль и доходы;
- экологический налог;
- налог на недвижимость;
- таможенные экспортные и импортные пошлины;
- чрезвычайный налог
для ликвидации последствий
К неналоговым доходам относятся доходы:
- от использования,
продажи и иного возмездного
отчуждения имущества,
- от платных услуг,
оказанных государственными
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
- финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др. [Финансово-бюджетная политика государства / Под ред. А.С.Головачева, Н.Березиной. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 132 с. 22, с. 57].
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
В доходах бюджета
находят выражение
В любом государственном образовании выделяется внутренняя структура бюджета по доходам и расходам.
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, и так же состоянием международных отношений и рядом других факторов.