Государственные и местные бюджеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ законодательства, регулирующего формирование и исполнение республиканского и местного бюджета Республики Беларусь. В соответствии с указанной целью решались следующие задачи дипломной работы:
- изучить теоретические и нормативные основы регулирования государственного и местного бюджетов, бюджетно-правового статуса Республики Беларусь и бюджетного устройства Республики Беларусь;
- исследовать особенности формирования местных бюджетов, в том числе составление проектов местных бюджетов, порядок рассмотрения и утверждения местных бюджетов;
- рассмотреть порядок исполнения местных бюджетов, а именно органы, осуществляющие исполнение местных бюджетов, исполнение местных бюджетов по доходам и расходам, отчеты об исполнении местных бюджетов

Содержание

Введение
Глава 1 Государственные и местные бюджеты
1.1 Понятие, назначение и содержание государственного и
местного бюджетов
1.2 Бюджетно-правовой статус Республики Беларусь.
Особенности бюджетных прав местных советов
1.3 Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная
система и принципы его построения.
1.4 Понятие и основные виды бюджетных дефицитов
Глава 2 Порядок формирования местных бюджетов
2.1. Составление проектов местных бюджетов
2.2. Порядок рассмотрения и утверждения местных бюджетов
Глава 3 Порядок исполнения местных бюджетов
3.1. Органы, осуществляющие исполнение местных бюджетов
3.2. Исполнение местных бюджетов по доходам и расходам
3.3. Отчеты об исполнении местных бюджетов
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Составление проектов бюджетов начинается с принятия постановления  Совета Министров о начале составления  проектов бюджетов с 1 июня текущего года. На основании этого постановления Министерство финансов утверждает Правила составления проектов бюджетов на будущий год.

Правила доводятся до всех субъектов бюджетного процесса, и, прежде всего, до местных финансовых органов.

Эти правила устанавливают:

1. сроки составления проектов бюджетов;

2. уточнение закрепленных источников доходов;

3. проектные отчисления из республиканского бюджета;

4. дополнительные источники, устанавливаемые местным Советом;

5. проекты сумм дотаций, субвенций и субсидий, заемных средств;

6. нормативность бюджетной обеспеченности на одного жителя Республики Беларусь [Куликова, М.А. Гадалки под запретом / М.А. Куликова // Белорусы и рынок. – 2008. - № 25. С. 6-7.32, с. 6].

Получив Правила составления проектов бюджетов, местные финансовые органы начинают составлять местные бюджеты. Составление проектов бюджетов идет снизу вверх.

Финансовые органы собирают по два  важных документа:

1. проекты смет бюджетных учреждений;

2. проекты балансов доходов и расходов хозяйствующих субъектов.

Кроме того, финансовые органы ведут так называемые собственные  записи. На основании этих трех документов, районные (городские) финансовые органы составляют проекты бюджетов районов  и городов, К этим проектам районов  присоединяются проекты бюджетов сельских и поселковых Советов, которые составляются соответствующими исполкомами.

Таким образом, расчетные  финансовые отделы составляют консолидируемые  бюджеты районов и представляют их в районные исполкомы, где они  утверждаются. При утверждении этих консолидированных проектов бюджетов рассматриваются все спорные вопросы, которые возникают между финансовыми органами, с одной стороны, бюджетными учреждениями, хозяйствующими субъектами и сельскими, поселковыми исполкомами - с другой.

Решения исполкомов принимаются  окончательно и обжалованию не подлежат. После утверждения консолидированные бюджеты районов и городов областного подчинения, передаются в финансовые органы областей.

Решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной  финансовый год устанавливаются  и утверждаются следующие основные показатели:

- предельный размер дефицита бюджета, источники его финансирования или размер профицита бюджета;

- предельный уровень дефицита нижестоящего местного бюджета по отношению к его доходам;

- доходы местного бюджета в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета;

- нормативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты;

- размер межбюджетных трансфертов;

- нормативы бюджетной обеспеченности для нижестоящих бюджетов;

- расходы местного бюджета в общей сумме, а также по функциональной классификации расходов бюджета;

- доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав местного бюджета, в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета по каждому из фондов;

- расходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав местного бюджета, в общей сумме и в соответствии с ведомственной классификацией расходов местных бюджетов по программам (подпрограммам) и (или) мероприятиям по каждому из фондов, если иное не установлено законодательством;

- распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов местных бюджетов и функциональной классификацией расходов бюджета;

- перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств местного бюджета;

- размер оборотной кассовой наличности по местному бюджету;

- лимит долга органов местного управления и самоуправления;

- иные показатели [ Бюд. Код. ст. 93].

Проекты местных бюджетов формируются на основе основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год; прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь и важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь; нормативов бюджетной обеспеченности; плана социального и экономического развития административно-территориальной единицы; собственных доходов; нормативов отчислений от регулирующих доходов, размеров межбюджетных трансфертов, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями вышестоящих местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Порядок и сроки составления проекта местного бюджета устанавливаются местными исполнительными и распорядительными органами. Составление проекта местного бюджета производится местным финансовым органом (бюджетов первичного уровня – соответствующими исполнительными и распорядительными органами) на основе ожидаемого исполнения местного бюджета за текущий финансовый год.

Областными (Минским городским) исполнительными комитетами устанавливаются  для местных финансовых органов  сроки составления расчетных  показателей по консолидированным  бюджетам соответствующих административно-территориальных единиц, местным бюджетам. При этом окончательное составление местных бюджетов на очередной финансовый год осуществляется после утверждения вышестоящими местными Советами депутатов нормативов отчислений от регулирующих доходов в соответствующие местные бюджеты.

После утверждения республиканского бюджета и нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные  бюджеты областей и бюджет г. Минска осуществляется окончательное составление  областных бюджетов, бюджета г. Минска и расчетных показателей по консолидированным бюджетам районов, бюджетам городов областного подчинения и областным бюджетам для определения нормативов отчислений от регулирующих доходов в эти бюджеты и сумм межбюджетных трансфертов.

После утверждения областных  бюджетов и нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные  бюджеты районов осуществляется окончательное составление районных бюджетов и расчетных показателей  по бюджетам сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения для определения нормативов отчислений от регулирующих доходов в эти бюджеты и сумм межбюджетных трансфертов с их последующим утверждением.

Проекты местных бюджетов представляются для рассмотрения в  соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы.

Местные исполнительные и распорядительные органы рассматривают  проекты местных бюджетов и нормативы  отчислений от регулирующих доходов  в нижестоящие бюджеты и вносят их для утверждения в соответствующие  местные Советы депутатов.

Областные финансовые органы готовят проекты бюджетов области  на основании:

а) проектов смет бюджетов учреждений областного подчинения;

б) проектов, балансов доходов  и расходов хозяйствующих субъектов  областного подчинения;

в) собственных записей.

На основании этих трех документов и консолидированных  бюджетов районов финансовые органы составляют консолидированные проекты  областей и бюджета г. Минска и  передают на утверждение облисполкомов, Мингорисполкома, где также решаются споры между финансовыми органами, с одной стороны, и бюджетными учреждениями, хозяйствующими субъектами и районными, городскими исполкомами. Решения по этим вопросам принимаются окончательно, и все шесть консолидированных бюджетов областей и г. Минска передаются в Министерство финансов Республики Беларусь. К этому времени министерство составляет проект, республиканского бюджета на основании тех же показателей. Затем, получив консолидированные, бюджеты областей и г. Минска, составляет консолидированный бюджет Республики Беларусь.

Проекты республиканского и консолидированного бюджетов утверждаются Правительством и предоставляются  на рассмотрение Президенту Республики Беларусь. Вместе с проектами Президенту предоставляется:

- пояснительная записка к проекту бюджета;

- основные направления бюджетной и налоговой политики за очередной бюджетный год;

- основные показатели взаимоотношений республиканского и консолидированного бюджетов областей и бюджета г. Минска;

- оценки ожидаемого исполнения республиканского и консолидированного бюджетов текущего года;

- прогнозные расчеты по доходам и расходам республиканского бюджета на планируемый бюджетный год [Хотько, А.В. Об основном финансовом плане страны на 2009 год / А.В. Хотько // Экономика. Финансы. Управление. – 2008. - № 12. – С. 16.34, с. 16].

Рассматривая проекты  республиканского и консолидированного бюджетов. Президент при необходимости  внесения изменений и дополнений в акты законодательства, регулирующий порядок налогообложения, вносит в  Парламент проекты соответствующих  законов либо до внесения проекта закона о бюджете, либо одновременно с этим проектом.

После рассмотрения проекта  закона о бюджете на очередной  год он передается в Парламент  республики Беларусь. На этом заканчивается  первая стадия бюджетного процесса.

 

 

2.2. Порядок рассмотрения и утверждения местных бюджетов

 

Порядок рассмотрения и  обсуждения проектов бюджетов на местном  уровне регламентируется соответствующими правовыми актами местных органов  управления и самоуправления.

Вторая стадия бюджетного процесса – рассмотрение и обсуждение – состоит как бы из трех подстадий.

Проект закона об утверждении  отчета об исполнении республиканского бюджета за предшествующий финансовый (бюджетный) год рассматривается  Палатой представителей до рассмотрения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Проект закона о бюджете и проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за предшествующий финансовый (бюджетный) год рассматриваются в постоянной комиссии Палаты представителей, к ведению которой отнесены данные вопросы, в порядке, предусмотренном Регламентом. Два этих проекта, а также заключения по ним постоянной комиссии, к ведению которой отнесены данные вопросы, и другие материалы направляются депутатам Палаты представителей не позднее трех дней до их рассмотрения на заседании Палаты представителей. Проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год принимается Палатой представителей ежегодно с соблюдением процедуры согласования изменений и дополнений, предложенных депутатами Палаты представителей и другими субъектами права законодательной инициативы в соответствии с Регламентом. Процедура согласования поручается постоянной комиссии - головной по проекту закона о бюджете Республики Беларусь.

Проект, закона о бюджете  на очередной финансовый год и  проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета  за предшествующий финансовый (бюджетный) год докладываются в Палате представителей Премьер-министром Республики Беларусь или его представителем. Предложения о внесении изменений и (или) дополнений в эти законы могут вноситься субъектами права законодательной инициативы и рассматриваются в порядке, предусмотренном Регламентом.

Изменения и дополнения в закон о бюджете принимаются большинством голосов от полного состава Палаты представителей.

При втором чтении утверждается также проект бюджета в целом  и принимается закон о бюджете, который передается в Совет Республики.

Рассмотрение и одобрение  закона о бюджете - это третья стадия бюджетного процесса. В Совете Республики голосование проводится в целом по закону.

Надо различать понятие  «бюджет» на очередной год и «закон о бюджете».

В бюджете дополнительно  расписаны все источники, которые  планируются получить в наступающем  году и не менее детально все расходы в соответствии с бюджетной классификацией.

В законе о бюджете  даны только важнейшие параметры  бюджета, и по общему объему он в  десятки раз меньше самого бюджета. Однако утверждение его законом  говорит о том, что он приобретает правовой характер и из проекта становится бюджетом – основным финансовым планом государства.

Одобренный Советом  Республики закон о бюджете передается на подпись Президенту Республики Беларусь. Если же Президент отклоняет закон  о бюджете, он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав этой комиссии включается представитель Президента.

При повторном отклонении закона о бюджете Национальное собрание может преодолеть вето Президента путем  повторного голосования по закону не менее 2/3 всего состава Национального собрания.

В случае неутверждения  республиканского и местных бюджетов до начала финансового (бюджетного) года правительство и местные органы управления имеют право в течение  каждого месяца до утверждения соответствующих бюджетов расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнований четвертого квартала предыдущего финансового (бюджетного) года в пределах поступающих доходов.

В принятом республиканском  бюджете предусмотрены следующие  основные показатели:

- общий объем доходов и расходов с указанием дефицита (или профицита);

- размеры основных источников дохода;

Информация о работе Государственные и местные бюджеты