Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 20:51, контрольная работа
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Введение……………………………………………………………... …... 3
1. Государственный бюджет: сущность, структура, функции. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета .. 4
2. Роль государственного бюджета в регулировании экономики …. 14
3. Бюджетный дефицит, государственный долг, способы их регулирования. Основы бюджетной системы России ……………….. 16
Заключение………………………………………………………………. 24
Список использованной литературы ……………………………… …… 26
Структура бюджетных расходов подвержена
ещё более частым изменениям, чем
структура бюджетных фондов. Изменение
соотношения между расходами
на военные и социальные нужды
в пользу первых отчетливо свидетельствует
о тенденции спада
Контрольная функция бюджета предполагает
создание условий для осуществления
контроля. Эта функция сосуществует
одновременно либо с первой функцией,
либо со второй. Контрольная функция
обуславливает возможность
Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рента-бельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы.
Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями.
И наконец, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Таким образом, через бюджет перераспределяется 30-40% национального дохода.
Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в наше стране, следует отметить задачи, которые выполняет российский бюджет на данном этапе развития экономики:
Доходы и расходы
Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов государственного бюджета являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. С первой трети двадцатого века повышается роль государства, а следовательно, и расходная часть госбюджета в экономическом регулировании.
При составлении проектов
бюджетов, уточнении бюджетов в ходе
их исполнения, при рассмотрении проектов
бюджетов, утверждении бюджетов: ·
определяется объем финансирования
мероприятий по социально-экономическому
развитию соответствующих национально-
· определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели;
· определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;
· определяются размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего территориального уровня и их целевое назначение[1].
Расходы бюджета, предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.
К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно второй бюджет - развития - определяет масштабы и скорость перевооружения производства.
Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.
Порядок и условия предоставления
и использования дотаций и
субвенций из государственного бюджета
Российской Федерации устанавливаются
законодательными актами Российской Федерации,
а порядок и условия
При недостаточности бюджетных
средств для покрытия расходов, превышающих
минимальный бюджет, или в случаях
временных финансовых затруднений
в процессе исполнения утвержденного
бюджета возможно получение процентных
или беспроцентных ссуд, а также
выпуск займов на инвестиционные цели.
Максимальный размер соотношения общей
суммы займов, кредитов, иных долговых
обязательств бюджета и объема его
расходов устанавливается законами
Российской Федерации[2].
Вместе с тем, основной статьей дохода
государственного бюджета (около 95% в РФ)
являются налоги. Основы налоговой системы
России установлены в различных нормативных
актах, в частности, в Законе "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации".
Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи[3].
Состав защищенных статей определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.
2. Роль государственного
бюджета в регулировании
Бюджет — это фонд,
через который государство
Например, предоставление общественных услуг в образовании, здравоохранении может осуществляться как государством через бюджетную систему, так и рынком, некоммерческими организациями в рамках
[1] Гикиш Л.В. Финансы. Таганрог: МАУП, 2003, с.53
[2] Иванов А.С. Денежно-кредитная система России: состояние и пути выхода из кризиса // Деньги и кредит. 2002. № 2. С. 3 - 6.
[3] Иванов А.С. Денежно-кредитная система России: состояние и пути выхода из кризиса // Деньги и кредит. 2002. № 2. С. 3 - 6.
негосударственных образовательных
и здравоохранительных
Вопрос об оптимальной роли государственных расходов в экономике не имеет однозначного ответа. Каждая страна отвечает на него по-своему, в соответствии с собственной моделью развития. Как в экономической теории, так и на практике существуют различные модели, обосновывающие роль государства и масштабы государственного сектора в экономике.
Сторонники либерального подхода выступают за снижение роли государственного регулирования и государственных расходов, в то время как «государственники», последователи экономики общественного сектора, считают необходимым выполнение государством многих социальных функций, и соответственно, обеспечение высокой доли бюджетной системы по отношению к ВВП. Дискуссии об оптимальных размерах государственного бюджета ведутся во всех странах, обостряясь в периоды предвыборных кампаний.
Искусство управления государственными
финансами как раз состоит
в том, чтобы обеспечить разумный
компромисс: бюджет должен быть таким,
чтобы обеспечит низкую налоговую
нагрузку на экономику, и в то же
время достаточным для
Можно предположить, что
в стабильно развивающейся
3. Бюджетный дефицит,
государственный долг, способы их
регулирования. Основы
Бюджетный дефицит -это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он может быть вызван следующими причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доходы. Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком. Уровень дефицита госбюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. Финансовое положение страны нормальное, если бюджетный дефицит не превышает 2 — 3 % от ВНП.
Существует четыре варианта финансирования бюджетного дефицита: увеличение налогов; эмиссия необходимого количества денег; выпуск государственных займов; привлечение внешних займов. В странах с рыночной экономикой выбирают, как правило, третий вариант. Для покрытия бюджетного дефицита государство выпускает ценные бумаги (казначейские векселя, облигации и т.д.), которые продает субъектам хозяйствования и населению. По облигациям выплачивается доход в виде процента. По истечении срока, на который они выпущены, облигации погашаются правительством. В условиях перехода к рыночной экономике одним из источников финансирования бюджетного дефицита могут быть денежные средства, вырученные от продажи государственной собственности.