Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия Государственный бюджет: его структуры и связи с экономической политикой РФ в целом.
Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.
Введение.
1 Глава. Государственный бюджет:
1.1. Сущность государственного бюджета.
1.2. Доходы бюджета.
1.3. Расходы бюджета.
1.4. Внебюджетные и целевые бюджетные фонды.
1.5. Регулирование дефицита бюджета.
1.6. Регулирование бюджетных потоков.
1.7. Бюджетный процесс и его основные этапы.
2 Глава. Государственный бюджет и экономическая политика РФ:
2.1. Динамика Государственного бюджета за период 2008-2011г.г.
2.2. Факторы, влияющие на составление государственного бюджета.
2.3. Общественные функции бюджета и необходимые свойства бюджета.
2.4. Состояние государственного бюджета за период 2010, 2011г..
Заключение.
Рассмотрим ФЗ «О Федеральном бюджете на 2008г.», а так же 2009, 2010 и 2011годы по основным статьям бюджета: объем ВВП, уровень инфляции, доходы, расходы, внутренний долг, внешний долг, дефицит или профицит бюджета.
Годы Статьи бюджета |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Объём ВВП |
35 000 млрд.руб. |
51 475 млрд.руб. |
43 187 млрд.руб. |
50 389 млрд.руб. |
Уровень инфляции |
7% |
8,5% |
10% |
6,5% |
Доходы (в т.ч. от объем нефтегазовых доходов федерального бюджета) |
6 644 447 448 тыс.руб. |
10 927 137 733 тыс.руб. |
6 950 010 032,5 тыс.руб. |
8 844 554 761 тыс.руб. |
Расходы |
6 570 297 744 тыс.руб. |
9 024 654 998 тыс.руб. |
9 886 920 940 тыс.руб. |
10 658 558 761 тыс.руб. |
Внутренний долг |
1 824 700 718,8 тыс.руб. |
2 119 739 195 тыс.руб. |
3 301 795 464 тыс.руб. |
5 148 390 316,9 тыс.руб. |
Внешний долг |
43,3 млрд.долларов США или 32,1 млрд.евро |
41,4 млрд.долларов США или 27,8 млрд.евро |
63,3 млрд.долларов США или 45,2 млрд.евро |
55,6 млрд.долларов США или 44,9 млрд.евро |
Профицит / Дефицит |
Профицит 74 149 704 тыс.руб. |
Профицит 1 902 482 734,7 тыс.руб. |
Дефицит 2 936 910 907,6 тыс.руб. |
Дефицит 1 814 004 000 тыс.руб. |
Исходя из данных таблицы,
можно сделать вывод о
В 2009 году (по сравнению с 2008г.) наблюдался рост ВВП, повышение доходов и расходов, рост внутреннего долга и снижение внешнего. Бюджет 2008 и 2009г. Оставался профицитным, то есть доходы государства превышали расходы. Можно отметить позитивные тенденции развития.
В 2010 году мы видим резкий спад по многим показателям. Бюджет стал дефицитным, то есть расходы государства превысили доходы. ВВП снизился на 16% по сравнению с 2009годом (на 8 288 млрд.руб.). Внешний долг государства вырос в связи с изменением курса бивалютной корзины. Увеличился внутренний долг.
На момент 2011г. прогнозируется рост ВВП практически до показателей 2009г., снижение уровня инфляции, повышение доходов государства, значительное снижение внешнего долга и сокращение дефицита. Однако, наблюдаются и отрицательные моменты: рост расходов государства, увеличение внутреннего долга.
Влияние бюджетного регулирования
на экономическое развитие страны является
сложным и неоднозначным. Например,
изъятие в бюджет части доходов
граждан и организаций с
Проект бюджета составляется
на основе прогноза социально-экономического
развития в целях финансового
обеспечения расходных
«Кризис заставляет нас извлечь уроки, чтобы предотвратить в будущем подобные шоки для российской экономики.
Во-первых, бюджетное планирование
должно базироваться на консервативных
прогнозах цен на сырье. При этом
необходимо продолжить сбережение части
нефтегазовых доходов в условиях
конъюнктурно высоких цен на сырье.
Кризис показал, что структура российской
экономики обусловливает
Во-вторых, нужна разумная
политика сдерживания роста
В-третьих, при реализации
антикризисных мер нельзя решать
сиюминутные проблемы в ущерб
долговременным приоритетам, принимать
решения, влекущие за собой рост неэффективных
расходов, иждивенчество, консервацию
сложившихся перекосов и
В-четвертых, поддержание макроэкономической стабильности является фундаментальным условием устойчивого развития экономики. Ее нарушение в конечном счете ведет к замедлению экономического роста из-за удорожания кредитных ресурсов для частного сектора, уменьшения частных инвестиций, роста инфляции и возрастания рисков для предпринимательской деятельности.
Нарушение макроэкономической стабильности чревато неисполнением государством принятых обязательств, необходимостью повышения налоговой нагрузки либо масштабным увеличением заимствований.
Учет данных уроков позволит сформировать и реализовать ответственную бюджетную политику, которая будет служить одним из ключевых инструментов достижения наших долгосрочных целей.».
Так же Президент отметил, что Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.
Бюджет составляется под воздействием следующих факторов:
Бюджет РФ тесно связан с понятием государственного долга. Государственный долг — это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Отметим, что в России
сложился отличный от общемирового подход
к такому разделению. Закон РФ "О
государственном внутреннем долге
Российской Федерации", принятый в 1992
г., закрепил деление государственного
долга на внутренний и внешний, проводимое
по валютному критерию. Таким образом,
в настоящее время
В мировой же практике существуют следующие определения:
Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения, которых и предоставляется кредит.
Внутренний долг – это долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.
Нарастание внутреннего
долга менее опасно для национальной
экономики по сравнению с ростом
ее внешнего долга. Утечки товаров и
услуг при погашении
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ — важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
Обычно в государственном долге видят две опасности: во-первых, возможность банкротства нации, и, во-вторых, опасность переложения долгового бремени на будущие поколения.
По поводу первой «опасности»
можно отметить следующее: никто
не может запретить правительству
выполнять свои обязательства по
обслуживанию государственного долга.
Эти финансовые обязательства складываются
из: рефинансирования (при наступлении
срока погашения облигаций
Что касается второй «опасности», то специфика внутреннего долга такова, что страна как бы должна сама себе. В большинстве случаев — внутренний долг это только отношения между гражданами страны. Он является одновременно и государственным кредитом.
Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия: