Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия Государственный бюджет: его структуры и связи с экономической политикой РФ в целом.
Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Содержание

Введение.
1 Глава. Государственный бюджет:
1.1. Сущность государственного бюджета.
1.2. Доходы бюджета.
1.3. Расходы бюджета.
1.4. Внебюджетные и целевые бюджетные фонды.
1.5. Регулирование дефицита бюджета.
1.6. Регулирование бюджетных потоков.
1.7. Бюджетный процесс и его основные этапы.
2 Глава. Государственный бюджет и экономическая политика РФ:
2.1. Динамика Государственного бюджета за период 2008-2011г.г.
2.2. Факторы, влияющие на составление государственного бюджета.
2.3. Общественные функции бюджета и необходимые свойства бюджета.
2.4. Состояние государственного бюджета за период 2010, 2011г..
Заключение.

Вложенные файлы: 3 файла

Бюджет РФ.docx

— 65.97 Кб (Скачать файл)

 

      1. Общественные функции бюджета и необходимые свойства бюджета.

Основное назначение бюджета  заключается в том, что он позволяет  аккумулировать финансовые средства в  руках государства и использовать их для финансирования различных  программ. Однако, помимо этой важнейшей  задачи, бюджет выполняет и ряд  других функций. К их числу относятся:

  1. контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.
  2. информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.
  3. институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.
  4. регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения  страны. С помощью расходов на поддержку  отдельных отраслей экономике обеспечивается производство общественно-значимых товаров  и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств  регионов-доноров осуществляется поддержке  депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический  потенциал или испытывающих последствия  чрезвычайных ситуаций.

Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики  и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают  не только бюджетные расходы, но и  налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или  сфер деятельности.

Названные функции бюджета  носят объективный характер и  имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических  институтов и характера государственной  экономической политики. Некоторые  из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции  бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его  изменение в зависимости от текущих  условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью  или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства, сложившимися традициями и общественными предпочтениями, а также рядом других факторов.

Для того, чтобы бюджетная  система могла эффективно выполнять  возложенные на нее функции, необходимо выполнение ряда обязательных требований, важнейшим из которых является прозрачность бюджета. Оно означает информационную открытость бюджетной системы не только для государственных органов, но и для общества в целом; полноту  отражения доходов и расходов бюджета, открытость методики расчета  отдельных его статей; точность, достоверность и оперативность  отчетов об исполнении бюджета; четкое определение процедур его составления, утверждения и исполнения; наличие  эффективных механизмов контроля на всех этапах бюджетного процесса.

Для повышения прозрачности бюджетного процесса необходима четкая регламентация всех его этапов и  полномочий его участников. Законодательство определяет функции отдельных органов  государственной власти, участвующих  в разработке и исполнении бюджета, порядок их взаимодействия на различных  этапах бюджетного процесса и ряд  других моментов.

Открытость бюджетных  материалов позволяет гражданам  и организациям получить представление  о направлениях социально-экономической  политики государства не только на очередной год, но и на более длительную перспективу. Поэтому важнейшие  документы, сопровождающие бюджетный  процесс, должны обязательно публиковаться  в средствах массовой информации. Это касается не только утвержденного  текста закона о бюджете на очередной  год, но и других материалов: оценок текущего состояния экономики страны и прогнозов ее развития, концепции  государственной политики, отчетов  об исполнении бюджета и т.д.

С прозрачностью бюджета  тесно связано требование его  полноты. Бюджет должен охватывать все  финансовые потоки государственных  учреждений. Различный виды доходов  должны зачисляться на единый бюджетный  счет, с которого финансируются все  предусмотренные расходы. Если это  требование не соблюдается, бюджет не может в полной мере выполнять  свои функции, в первую очередь информирования и контроля.

Инструментом обеспечения  прозрачности и полноты бюджета  является бюджетная классификация. Под бюджетной классификацией понимается законодательно установленная группировка  доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита, видов внутреннего  и внешнего долга, используемая для  составления и исполнения бюджетов всех уровней и обеспечивающая сопоставимость их показателей. Это своего рода универсальный  язык описания бюджета. Бюджетная классификация  позволяет систематизировать информации о состоянии бюджетной системы, она утверждается федеральным законом  и является единой для всех уровней  бюджетной системы. По мере появления  новых видов доходов или направлений  расходов государственных средств  классификация должна пересматриваться.

 

      1. Состояние государственного бюджета за период 2010, 2011г.

В структуре бюджета 2010 года значительно выросли показатели общегосударственных расходов и  межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы  на нац. оборону и нац. безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета 2010 года в сравнении с бюджетом-2009 для  финансирования вышеприведенных увеличившихся  расходов были значительно сокращены  расходы на национальную экономику (-500 млрд. или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному  фонду РФ), а также умеренно (в  пределах 4–9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т.д.

Более 76% суммы дефицита бюджета предполагается покрыть за счет средств стабилизационного фонда и фонда национального благосостояния. Остальные средства, примерно в равной доле, будут привлечены за счет выпуска государственных ценных бумаг, номинированных в рублях и иностранной валюте.

По итогам 2010 г. наибольший объем доходов федерального бюджета обеспечен Федеральной таможенной службой - в сумме 4 трлн. 328,624 млрд. руб., или 105,6% к прогнозным показателям этих доходов федерального бюджета на 2010г.

Федеральная налоговая служба направила в бюджет 3 трлн. 204,854 млрд. руб. (104,8% к прогнозным показателям). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом направило 71,960 млрд. руб. (121,0% к прогнозным показателям). Другие федеральные органы обеспечили поступления 693,421 млрд. руб. (104,8% к прогнозным показателям доходов).

Доходы, без учета доходов от перечисления части прибыли Центрального банка РФ и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, составили 380,322 млрд. руб. (109,1% к прогнозным показателям).

По предварительным данным, дефицит федерального бюджета РФ в 2010г. составил 3,9% ВВП при запланированных 5,4%.

Средняя цена на нефть в 2010г. составила 77,5 долл. за баррель,  при прогнозе в 75 долларов США, что дало бюджету дополнительные 110 млрд. руб. доходов. В результате этого дефицит бюджета снизился на 0,6 процентных пункта. Также часть расходов бюджета в 2010г. была сэкономлена, в частности, за счет взносов в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в сумме 54 млрд. руб., еще 26 млрд. руб. было сэкономлено на обслуживании госдолга.

 

Заключение.

Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования  финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления  властных полномочий, дает государству  реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет  довольно утилитарную функцию - фиксирует  избранный государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по отношению  к осуществляемой властью экономической  политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так  и политическую роль в любом современном  обществе.

Реализация основных идей, заложенных в проекте бюджета  на следующий год, позволит существенно  укрепить всю государственную вертикаль  власти, которая очень пострадала за годы хронического недофинансирования. Если государство начнет выполнять  свои обязательства, станет платить  по долгам, это будет убедительным примером для всего общества.

Процесс преобразования бюджетной  системы – сложный, длительный, порой  весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного  его завершения зависит ни много, ни мало – будущее всей российской экономики, будущее Росси.

 


Список лит.docx

— 12.06 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

оглавление.docx

— 12.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Государственный бюджет