Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия Государственный бюджет: его структуры и связи с экономической политикой РФ в целом.
Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.
Введение.
1 Глава. Государственный бюджет:
1.1. Сущность государственного бюджета.
1.2. Доходы бюджета.
1.3. Расходы бюджета.
1.4. Внебюджетные и целевые бюджетные фонды.
1.5. Регулирование дефицита бюджета.
1.6. Регулирование бюджетных потоков.
1.7. Бюджетный процесс и его основные этапы.
2 Глава. Государственный бюджет и экономическая политика РФ:
2.1. Динамика Государственного бюджета за период 2008-2011г.г.
2.2. Факторы, влияющие на составление государственного бюджета.
2.3. Общественные функции бюджета и необходимые свойства бюджета.
2.4. Состояние государственного бюджета за период 2010, 2011г..
Заключение.
Циклический дефицит –
это разница между фактическим
и структурным дефицитом
1.6. Регулирование бюджетных потоков.
Федеральный бюджет является
вершиной бюджетной пирамиды. Он главный
регулятор восходящих и нисходящих
денежных потоков. Можно выделить два
мощных нисходящих денежных потока: обеспечивающий
финансирование предприятий и учреждений
федеральной собственности, социальные
программы, управление, оборону и
т.п.; поток, поступающий в бюджеты
субъектов Федерации в целях
формирования их доходной базы. Разграничение
их принципиально важно для
Денежный поток, направляемый
в предприятия и учреждения федеральной
собственности, зависит от масштабов
этой собственности и темпов ее приватизации,
рентабельности производства, накопления
капитала, потребности в инвестициях.
Минимизация его может
Весьма важным представляется
разработка порядка, при котором
выделение средств из федерального
бюджета на безвозмездной основе
на строительство, техническое перевооружение
и реконструкцию предприятий
и организаций предусматривает
увеличение (оформление) доли федеральной
собственности на таких предприятиях
и в организациях путем получения
дополнительного пакета акций, подлежащего
в дальнейшем обязательной продаже.
Это, по сути, приравнивает бюджетные
ассигнования к широко распространенному
способу инвестирования частного капитала,
сопровождающемуся
Денежный поток, обеспечивающий
поступление финансовых ресурсов из
федерального бюджета в бюджеты
субъектов Федерации (без учета
регулирующих налогов), должен быть обусловлен
только необходимостью развития социальной
сферы и финансирования целевых
и долговременных программ, имеющих
как региональное, так и общегосударственное
значение. Аналогично должны строиться
взаимоотношения между
Самые негативные последствия
связаны с несвоевременным
В странах с рыночной экономикой
несбалансированность доходной и расходной
частей бюджета явление обычное.
Связано это с тем, что существует
рынок капиталов, на котором бюджет
может выступить в роли заемщика
и гаранта по привлекаемым денежным
средствам. Но рынок капиталов функционирует
по своим внутренним законам, один из
которых – прибыльное размещение
средств инвесторами и
В процессе бюджетного регулирования
появляются дополнительные нисходящий
и восходящий денежные потоки. Возникает
альтернатива в решении вопроса
о том, какой из методов их регулирования
более предпочтителен в складывающейся
экономической ситуации, какой подход
может быть реализован, безусловно,
и с наименьшими потерями в
будущем. Следствие функционирования
дополнительного восходящего
Обозначим совокупный восходящий денежный поток поступлений Σ Qij, а совокупный нисходящий поток финансирования Σ Zij.
Если Σ Qij – Σ Zij ≥ 0, то
бюджет имеет дефицит или
Обобщая денежные потоки, модель становится сбалансированной и приобретает следующий вид:
Σ Qij + Σ Xij = Σ Zij + Σ Y ij
Таким образом, сбалансированность достигнута за счет наращивания государственного долга и выхода бюджета на рынок капиталов.
1.7. Бюджетный процесс и его основные этапы.
Процедура разработки и утверждения
бюджета имеет два аспекта. С
одной стороны, она предусматривает
применение технологий бюджетного планирования
для обоснования показателей, характеризующих
отдельные статьи доходов и расходов
исходя из заданных ограничений (фактический
и плановый уровень ВВП, инфляции,
масштабы и эффективность
Качество экономического
обоснования бюджета зависит
от развития теории бюджетного планирования
и его внедрения в практику;
полноты, достоверности и оперативности
статистической информации; использования
современных технологий анализа
данных. Подготовка такого обоснования
является функцией органов государственной
власти. Однако, монополия государства
на проведение планово-прогнозных расчетов
может привести к искажению бюджетных
проектировок. Поэтому в развитых
странах существует большое количество
независимых исследовательских
организаций, делающих собственные
прогнозы развития экономики и дающих
на этой основе заключения на проект бюджета.
Использование принципа разделения
властей также способствует тому,
что различные государственные
органы составляют альтернативные прогнозы
и предложения в области
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетным процессом понимается регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Законодательство страны
устанавливает круг участников бюджетного
процесса, определяет и разграничивает
их полномочия. Основными участниками
бюджетного процесса являются президент
страны или глава субъекта федерации,
органы законодательной и
Для того, чтобы обеспечить эффективность бюджетного процесса, необходимо установить порядок взаимодействия его участников на каждом этапе, четко сформулировать процедуры и правила принятия решений, определить состав разрабатываемых ими документов и сроки их представления. Несмотря на сложность процедуры разработки бюджета, страна должна войти в очередной год с принятым основным финансовым законом. Именно поэтому продолжительность и содержание отдельных этапов бюджетного процесса жестко регулируется законодательством.
Бюджетный процесс включает в себя четыре этапа:
Экономические прогнозы всегда
составляются в нескольких вариантах,
исходя из различных сценариев развития
экономики - благоприятных и
Основное внимание на этапе
составления проекта бюджета
уделяется формулировке целей бюджетной
политики на очередной год и обоснованию
способов их достижения. Эти целевые
установки должны основываться на более
долгосрочных, стратегических приоритетах
социально-экономической
Разработка проекта закона
о бюджете является итеративным
процессом согласования смет отдельных
бюджетополучателей, перечня целевых
программ, планируемых объемов
Подготовленный проект закона
о бюджете, а также ряд сопровождающих
его документов (в том числе
прогноз социально-
Законодательный орган власти рассматривает не только текст проекта закона о бюджете. Ему предоставляется гораздо более широкий пакет документов, включающий прогнозы развития страны, расчеты по отдельным статьям бюджета, план развития государственного сектора, проект программы приватизации, внешних заимствований и т.д., а также ряд законов, требующих утверждения наряду с бюджетом (например, о внесении изменений в налоговое законодательство).
Позиция законодателей в бюджетном процессе зависит от расклада политических сил в парламенте. Если влияние партий, оппозиционных политике правительства, в парламенте достаточно велико, рассмотрение бюджета может быть конфликтным процессом, затягиваться на длительный срок и приводить к существенной корректировке законопроекта. Чтобы обеспечить своевременное принятие бюджета даже в условиях оппозиционности парламента по отношению к политике правительства, его порядок и процедура должны быть четко регламентированы законом.
Обычно рассмотрение бюджета
разбивается на несколько этапов,
именуемых чтениями. В России, согласно
Бюджетному кодексу, проект закона о
бюджете рассматривается
Исполнение бюджета зависит
от ряда внешних обстоятельств, на которые
правительство имеет очень
В процессе исполнение бюджета важную роль играют налоговые органы, администрирующие поступление налоговых доходов в бюджетную систему, а также казначейство - государственный финансовый орган, осуществляющий исполнение государственного бюджета.