Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:50, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются изучение следующих вопросов социально-экономической сущности, источников и механизмов формирования доходной части бюджетов; анализа состава, структуры и динамики доходной части бюджетов разных уровней; проблем исполнения доходной части бюджетов разных уровней и путей их решения.
Формирование рыночных отношений в России потребовало коренного и
быстрого изменения форм мобилизации доходов бюджетов разных уровней.
Налоговые доходы подразделяются на собственные и регулирующие.
Собственные доходы бюджетов — доходы, закрепленные законодательно на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Финансовая помощь бюджетам не относится к собственным доходам бюджета.
Регулирующие доходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.
Нормативные отчисления определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет доходы бюджета другого уровня.
Установлены базовые нормативы отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации от таких налогов, как:
По территориальному уровню налоги подразделяются на:
Федеральные налоги — основа налоговой системы. Перечень федеральных налогов, объекты налогообложения, виды льгот и ставок, плательщики, порядок взимания налогов и зачисления их в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательными органами Российской Федерации в порядке, предусмотренном соответствующими процедурами принятия законодательных актов Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ и Президентом РФ.
В состав федеральных налогов и сборов входят:
Федеральные налоги и сборы вводятся в обязательном порядке и должны взиматься на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем в отношении этих налогов определенные права предоставлены не только федеральным органам, но и субъектам Федерации. Это касается регулирующих налогов. Однако компетенция субъектов Федерации ограничивается рамками той доли ставки, которая приходится данному субъекту Федерации. Так, по налогу на прибыль с юридических лиц определена ставка до 20%, которая распределяется между федеральным и региональными бюджетами следующим образом: 2% — федеральный бюджет и не свыше 18% — бюджеты регионов. В пределах закрепленной за ними ставки субъекты Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.
Большинство федеральных налогов и сборов являются регулирующими
бюджетными доходами.
Порядок бюджетного регулирования
может быть установлен непосредственно
в налоговых законах, специальным
законодательством и путем
Между федеральным и региональными бюджетами распределяются:
Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты (республики, края, области, АО) собственными источниками финансирования своих расходов. Региональными налогами и сборами являются:
Региональные налоги и сборы
устанавливаются
Местные налоги и сборы представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в местные бюджеты. Они являются методом мобилизации финансовых ресурсов местных органов управления и поступают в местные бюджеты и специальные фонды.
В Российской Федерации поступление местных налогов и сборов в доходную часть бюджетов городов и районов не одинаково и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития. Доля местных налогов и сборов колеблется от 0, 7 до 17%, и они не способны полностью покрыть финансовые потребности территорий.
К местным налогам и сборам относятся :
Нормативы отчислений основных налоговых доходов и сборов приведены в приложении 1.
Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливается в соответствующих бюджетах.
Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
государственной или муниципальной собственности.
Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.
Как правило, большинство неналоговых
доходов зачисляются в
Бюджетно-налоговые отношения между федеральными, региональными и местными органами власти, способствующие или тормозящие экономическое развитие страны, в России, как федеративном государстве, могут строиться только на основе бюджетного федерализма. С одной стороны, бюджетный федерализм является той базой, на которой покоятся межбюджетные отношения — отношения по поводу распределения расходов и доходов по различным уровням бюджетной системы и финансовой помощи из вышестоящих нижестоящим бюджетам. С другой стороны, сам бюджетный федерализм и его основополагающие принципы наиболее четко проявляются и реализуются именно в системе межбюджетных отношений.
Таким образом, бюджетный федерализм
на деле проявляется в основном через
эффективную систему
Новая организация межбюджетных отношений органов государственной власти федерации и её субъектов должна была отвечать федеративным принципам организации вертикальной структуры государства, являться одним из главных условий упрочения российской государственности, укрепления целостности экономического и правового пространства страны и преодоления нынешнего социально-экономического кризиса. Базовые принципы её должны соответствовать принципам бюджетного федерализма. Сегодня для бюджетной системы России основными проблемами, от решения которых зависит успех политики в этой сфере, являются следующие:
Необходимость разграничения совместных
расходных полномочий всех уровней
власти была подтверждена тесной взаимосвязью
с достижением реальной самостоятельности
региональных и местных бюджетов,
стимулированием повышения уров
По моему мнению, в настоящее
время в области межбюджетных
отношений назрела
1) В последние годы, сосредоточившись
на механизме трансфертов, оста