Доходы бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются изучение следующих вопросов социально-экономической сущности, источников и механизмов формирования доходной части бюджетов; анализа состава, структуры и динамики доходной части бюджетов разных уровней; проблем исполнения доходной части бюджетов разных уровней и путей их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

Формирование рыночных отношений  в России потребовало коренного  и

быстрого изменения  форм мобилизации доходов бюджетов разных уровней.

Налоговые доходы подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов — доходы, закрепленные законодательно на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Финансовая помощь бюджетам не относится к собственным доходам бюджета.

Регулирующие доходы бюджетов —  виды доходов, получаемые бюджетами  в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

Нормативные отчисления определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет доходы бюджета другого уровня.

Установлены базовые нормативы  отчислений в бюджеты субъектов  Российской Федерации от таких налогов, как:

  • налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ;
  • налога на прибыль предприятий (организаций);
  • подоходного налога с физических лиц;

По территориальному уровню налоги подразделяются на:

  • Федеральные налоги и сборы;
  • Региональные налоги и сборы;
  • местные налоги и сборы (городов, районов и входящих в них административно территориальных образований).

Федеральные налоги — основа налоговой  системы. Перечень федеральных налогов, объекты налогообложения, виды льгот  и ставок, плательщики, порядок взимания налогов и зачисления их в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательными органами Российской Федерации в порядке, предусмотренном соответствующими процедурами принятия законодательных актов Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ и Президентом РФ.

В состав федеральных налогов и сборов входят:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на доходы физических лиц;
  • государственная пошлина;
  • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • платежи за пользование недрами;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • водный налог;
  • федеральные лицензионные сборы.

Федеральные налоги и сборы вводятся в обязательном порядке и должны взиматься на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем в отношении этих налогов определенные права предоставлены не только федеральным органам, но и субъектам Федерации. Это касается регулирующих налогов. Однако компетенция субъектов Федерации ограничивается рамками той доли ставки, которая приходится данному субъекту Федерации. Так, по налогу на прибыль с юридических лиц определена ставка до 20%, которая распределяется между федеральным и региональными бюджетами следующим образом: 2% — федеральный бюджет и не свыше 18% — бюджеты регионов. В пределах закрепленной за ними ставки субъекты Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.

Большинство федеральных налогов и сборов являются регулирующими

бюджетными доходами.

Порядок бюджетного регулирования  может быть установлен непосредственно  в налоговых законах, специальным  законодательством и путем установления нормативных отчислений от регулирующих доходов по каждому субъекту Федерации при утверждении федерального бюджета. Кроме того, в соответствии с отдельными соглашениями между федеральным центром и регионами для некоторых субъектов Российской Федерации (например, Татарстан, Башкортостан) могут быть установлены иные правила организации межбюджетных отношений, в том числе специальные налоговые режимы.

Между федеральным и региональными  бюджетами распределяются:

  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья;
  • налог на доходы физических лиц.

Региональные налоги и сборы  обеспечивают региональные бюджеты (республики, края, области, АО) собственными источниками  финансирования своих расходов. Региональными  налогами и сборами являются:

  • налог на имущество организаций;
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы  устанавливаются законодательными органами субъектов РФ. Субъектам  РФ предоставлены широкие полномочия в сфере установления конкретных элементов налогообложения: налоговых льгот, налоговых ставок, порядка и сроков уплаты. Кроме того, субъект РФ вправе устанавливать свои собственные формы отчетности по конкретным региональным налогам и сборам. Если субъект Федерации по какой-либо причине не реализует свои права, то, как правило, применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.

Местные налоги и сборы представляют собой обязательные платежи юридических  и физических лиц, поступающие в местные бюджеты. Они являются методом мобилизации финансовых ресурсов местных органов управления и поступают в местные бюджеты и специальные фонды.

В Российской Федерации поступление  местных налогов и сборов в  доходную часть бюджетов городов  и районов не одинаково и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития. Доля местных налогов и сборов колеблется от 0, 7 до 17%, и они не способны полностью покрыть финансовые потребности территорий.

К местным налогам и сборам относятся :

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • местные лицензионные сборы.

Нормативы отчислений основных налоговых  доходов и сборов приведены в приложении 1.

1.2.2 Неналоговые доходы  бюджета

Доходы бюджетов разных уровней  формируются за счет налоговых и  неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливается в соответствующих бюджетах.

Состав неналоговых доходов  определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

  • средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы, за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
  • средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;
  • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;
  • другие доходы от использования имущества, находящегося в

государственной или  муниципальной собственности.

    1. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
  • средства от продажи уставного капитала организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • средства от продажи акций, находящихся в собственности государства;
  • доходы от реализации государственных запасов и резервов;
  • доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов;
  • иные доходы.
  1. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
  1. Средства, полученные в результате применения мер гражданско- правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
  2. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
  3. Иные неналоговые доходы.

Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия  от налоговых поступлений. Порядок  их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

Как правило, большинство неналоговых  доходов зачисляются в соответствующие  бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным  бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической  деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами.

1.3 Взаимоотношения между  бюджетами разных уровней по  линии доходов. Развитие бюджетного  и налогового федерализма в  РФ

Бюджетно-налоговые отношения между федеральными, региональными и местными органами власти, способствующие или тормозящие экономическое развитие страны, в России, как федеративном государстве, могут строиться только на основе бюджетного федерализма. С одной стороны, бюджетный федерализм является той базой, на которой покоятся межбюджетные отношения — отношения по поводу распределения расходов и доходов по различным уровням бюджетной системы и финансовой помощи из вышестоящих нижестоящим бюджетам. С другой стороны, сам бюджетный федерализм и его основополагающие принципы наиболее четко проявляются и реализуются именно в системе межбюджетных отношений.

Таким образом, бюджетный федерализм на деле проявляется в основном через  эффективную систему межбюджетных отношений, включая бюджетное регулирование. В свою очередь, межбюджетные отношения опосредуют двуединый процесс: распределение доходных полномочий и финансовой помощи (доходов) между звеньями бюджетной системы; распределение расходных полномочий, прав и ответственности (расходов) между различными уровнями власти.

Новая организация межбюджетных отношений  органов государственной власти федерации и её субъектов должна была отвечать федеративным принципам  организации вертикальной структуры  государства, являться одним из главных условий упрочения российской государственности, укрепления целостности экономического и правового пространства страны и преодоления нынешнего социально-экономического кризиса. Базовые принципы её должны соответствовать принципам бюджетного федерализма. Сегодня для бюджетной системы России основными проблемами, от решения которых зависит успех политики в этой сфере, являются следующие:

  • проблема распределения доходных источников между бюджетами разных уровней;
  • проблема выравнивания доходной обеспеченности бюджетов субъектов федерации;

Необходимость разграничения совместных расходных полномочий всех уровней  власти была подтверждена тесной взаимосвязью с достижением реальной самостоятельности  региональных и местных бюджетов, стимулированием повышения уровня мобилизации их собственных доходов и другими факторами.

По моему мнению, в настоящее  время в области межбюджетных отношений назрела необходимость  решения следующих проблемных вопросов.

1) В последние годы, сосредоточившись  на механизме трансфертов, оставлены в стороне вопросы совершенствования другой важной части межбюджетных отношений — распределения налоговых источников между уровнями бюджетной системы. Их удельный вес в общей сумме средств бюджетного регулирования продолжает оставаться сравнительно низким. Здесь наблюдается один из главных недостатков бюджетной системы Российской Федерации - чрезмерно большая сфера межбюджетных отношений как следствие низкого уровня собственных доходов, то есть закреплённых полностью или частично за соответствующим бюджетом, территориальных бюджетов. Если сравнить уровень этих доходов с уровнем отчислений от регулирующих доходов в общей сумме этих двух составляющих доходной части консолидированных бюджетов регионов, то соотношение будет далеко не в пользу собственных доходов территорий.

Информация о работе Доходы бюджетной системы