История бюджета РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет является уникальной по своей сути правовой категорией, играющем определенную роль в экономическом и социальном развитии государства. Это объясняется насыщенностью ее связей, степенью воздействия как на материальную и стоимостную основу экономики, так и на систему взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами и населением. В процессе реализации этих взаимоотношений возникает широкая гамма противоречий между общегосударственными, коллективными и личными интересами. Их разрешение требует создания финансово-правового института, каким является бюджетное право - как отдельная ветвь права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТ БЕЛАРУСИ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВЕКА 5
2 ОБРАЗОВАНИЕ БССР И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 11
3 БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ СУВЕРИНИТЕТА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Вложенные файлы: 1 файл

история бюджета РБ.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджет является уникальной по своей сути правовой категорией, играющем определенную роль в экономическом и социальном развитии государства. Это объясняется насыщенностью ее связей, степенью воздействия как на материальную и стоимостную основу экономики, так и на систему взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами и населением. В процессе реализации этих взаимоотношений возникает широкая гамма противоречий между общегосударственными, коллективными и личными интересами. Их разрешение требует создания финансово-правового института, каким является бюджетное право - как отдельная ветвь права.

Бюджет - это основной финансовый план для каждого уровня территориального управления, важнейший инструмент государственного регулирования экономики, центральное звено финансовой системы и, наконец, - закон, обязательный для исполнения всеми участниками бюджетных правоотношений.

Бюджет - категория экономическая, присущая любому государству. Его истоки уходят в многовековую историю гражданского общества. Уже в ранних рабовладельческих государствах существовал фонд денежных средств, которым распоряжалась власть, существовали определенные нормативные предписания относительно принципов его формирования и использования. С самого начала бюджет охватывал круг отношений между государством и его подданными по поводу централизации в руках государства определенных денежных средств для обеспечения функциональности государственной власти.

  Независимо от политической  обстановки и экономической конъюнктуры,  гражданское общество, чтобы обеспечить  свое воспроизводство, в обязательном порядке должно при организации своих экономических отношений устанавливать принципы распределения создаваемого чистого дохода. Многовековой опыт показывает, что реализовать свое право распределения и перераспределения оно может исключительно посредством бюджета, присущей ему распределительной фикции.

Существует ряд общих независимых  от конкретных условий положений, определяющих роль бюджета в обеспечении экономического и социального развития государства. Прежде  всего он призван играть ключевую роль в регулировании народнохозяйственных пропорций.

Бюджет - это основной финансовый план формирования расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Для более детального и полного  понимания значения и роли бюджета в экономике необходимо рассмотреть предпосылки возникновения и развития государственного бюджета. Это и является целью данной курсовой работы.

 

1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ БЮДЖЕТА  И БЮДЖЕТ БЕЛАРУСИ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВЕКА

Бюджет — слово английского происхождения, которое означало мешок. Когда палата общин в Англии в XVI-XVII вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на самый документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства.

Глубокие перемены, которые произошли в конце XVIII и в начале XIX столетий в области политики, в социальных отношениях (образование США как не зависимого от Англии государства, Великая французская революция и военные события) и в сфере экономической (отмена различных привилегий, применение пара в производстве, другие важные технические изобретения и т.д.), вызвали сильное напряжение в финансовой сфере и повлекли за собой коренные перемены и государственном хозяйстве.

Одним из общих признаков новых  условий государственной жизни было быстрое увеличение государственных бюджетов и долгов. Этот рост считался вначале явлением исключительным. Финансисты начала XIX в. считали, что с наступлением спокойных времен бюджет уменьшится, но рост бюджетов к концуХ1Х в. превзошел все ожидания. В этих условиях по аналогии с частным хозяйством возник вопрос о планомерной деятельности. Средством достижения такой планомерности явился госбюджет, нашедший свое цифровое выражение в форме государственной росписи доходов и расходов. С этой точки зрения бюджет превратился в необходимое условие развитого государственного хозяйства.

Итак, существенный признак бюджета - его плановость. Бюджет (в теории и практике) - это план государственного хозяйства на предстоящий период. Момент плановости есть родовой признак, объединяющий бюджет с другими видами финансовых планов. Плановая природа бюджета хорошо просматривается на фоне нерегулируемого народного хозяйства, каким оно было до 1-й половины XX в. Профессор М.И. Фридман, ссылаясь на М.И. Туган - Барановского, писал: «От народного хозяйства - этой сферы бессознательного, неурегулированного - финансовое хозяйство отличается как область планомерного и организованного хозяйства».

Как любой план госбюджет должен составляться на определенный период. Во многих государствах таким переходом был избран один год, который получил название финансового. Финансовым годом или периодом называется время, протекающее между открытием и закрытием государственного счетоводства. В начале XX в. финансовый год совпадал с календарным во многих странах: во Франции, в Австро-Венгрии, Бельгии, Голландии, Люксембурге, Швеции, России, Финляндии и др. Финансовая наука рекомендовала начинать финансовый год позже января. «Отличие финансового года от календарного объясняется желанием приспособить начало бюджетного периода ко времени наибольшей платежеспособности тех групп населения, с которых собирается большая часть государственных поступлений»2. В связи с этим многие государства стали переносить начало своего финансового года на 1 апреля или на 1 июля.

И в конце XX в. различие дат начала финансового года по странам сохраняется. В США он начинается 1 октября  и заканчивается 30 сентября следующего календарного года, соответственно: в Швеции 1 июля - 30 июня, в Японии 1 апреля — 30 марта. До сих пор сохраняет старую традицию только Россия, в которой начало финансового года совпадает с календарным.

Становление бюджета, как никакого другого финансового института, связано с правом, что нашло свое отражение в развитии бюджетного права. «Под бюджетным правом разумеется совокупность прав народа как высшего субъекта государственного хозяйства через своих представителей (депутатов) определять весь государственный бюджет и контролировать его правильное исполнение, или ведение государственного хозяйства. В это право входит не только окончательное рассмотрение росписи всех государственных расходов и доходов. Но и право финансового законодательствования, как-то: право установления, отмены или изменений налогов, регулирование денежной системы, изыскание чрезвычайных ресурсов в форме государственного кредита».  Короче говоря, право одобрения бюджета представительной властью и есть бюджетное право.

В объективном смысле «бюджетным правом называется совокупность всех тех законов, которые определяют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Бюджетное право определяет, кто должен составлять проект бюджета и каким порядком, кто окончательно сводит его в одно целое, какие учреждения принимают участие в обсуждении этого проекта, кто утверждает и в каком порядке».

По сути это вопрос о разграничении  функций законодательной и исполнительной власти в области финансов. Правительство  разрабатывает бюджет, парламент  утверждает его. Сторонники идеи парламентаризма  последовательно отстаивали эту формулу бюджетных порядков, по которой функция правительства — предлагать, функция парламента — утверждать. Парламентская практика начала XX и. игре росла эту формулу. Правительства были поставлены перед необходимостью выполнять все статьи бюджета в строгом соответствии с принятым в парламенте Законом о бюджете на очередной финансовый год, внесение изменений в бюджет требовало согласования и одобрения парламента.

Таким образом, министерства финансов правительств были поставлены в жесткие рамки соблюдения правил добывания и расходования финансовых ресурсов, утвержденных парламентами, хотя нельзя сказать, что этот процесс развивался равномерно во всех странах. В. Н. Твердохлебов отмечал, что «Америка к истекшему (1921) году получила впервые настоящий бюджет, порвав, по крайней мере в области финансов, с Вредной системой секретного обсуждения в «постоянных комиссиях» и Приблизившись к здоровой английской системе ответственного перед парламентом и страной, но именно потому сохраняющего право инициативы, правительства».

Следовательно, бюджет выступает как  норма, связывающая деятельность государственных финансовых органов, прежде всего Министерства финансов. Вотирование бюджета и разграничение функций между законодательной и исполнительной властью придало бюджету характер политического документа.

По своей природе бюджет —  политический акт. Это план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента. Более того, в некоторых демократиях предварительное утверждение доходов и налогов - это политическое средство, обеспечивающее регулярный созыв парламента и дающее ему орудие для борьбы с исполнительной властью. В парламентарных государствах вотирование бюджета служит выражением доверия правительству со стороны большинства членов парламента, отклонение бюджета есть наиболее резкое выражение недоверия парламента кабинету. Большинство бюджетных правил носят поэтому характер чисто политический.

Бюджетная практика развитых стран в XX в. особенно практика СССР и Российской Федерации не только подтверждает правильность выводов относительно политической природы бюджета, но и привносит новые существенные моменты, усиливающие политический характер бюджета.

Представители сословий уже в средние века приобрели право утверждать субсидии королю. На этой почве происходила упорная борьба между королевской властью и народным представительством. Англия была первой страной, где были преодолены произвол и усмотрение короля, а после революции 1648 г. был провозглашен принцип, в соответствии с которым все налоги должны вводиться с согласия парламента. Борьба между королем, желавшим самостоятельно назначать и расходовать налоги, и парламентом, который требовал права давать согласие на налоги и проверять расходы, продолжалась и при Карле II и при Якове II. При Вильгельме III билль о правах 1689 г. окончательно закрепляет за парламентом право утверждения всех государственных доходов и расходов. Парламент приобрел господствующее влияние на государственные дела, так как в его руках сосредоточилось самое важное право - утверждать бюджет.

Во Франции бюджетное право  получает свое развитие только со времени Великой французской революции, когда конституция 1791 г. определила порядок утверждения бюджета парламентом. С этого времени утверждение бюджета народным представительством начинает входить в жизнь всех европейских народов.

В России порядок составления государственной  росписи или «сметы доходов и расходов» ведет свое начало с 1863 г. До этого времени бюджетного права в России не существовало, так как бюджетная практика отрицала все его принципы. Значительные отрасли государственных доходов сосредоточились в руках отдельных управлений, которые бесконтрольно ими распоряжались. Остатки от сметных назначений не заносились в сметы следующего года. Сведения об итогах доходов и расходов, которые могло сводить министерство финансов, были неполны.

С наступлением период реформ после  Крымской войны была учреждена специальная комиссия под председательством государственного деятеля В.А. Татаринова, стремящегося ввести рациональные основания, выработанные за Западе, в русский бюджет, насколько было возможно при абсолютизме русского государственного строя. Комиссии была поручена разработка коренных начал государственной отчетности и выработка правил по составлению, утверждению и исполнению государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений.

Бюджетная реформа 1862 г. явилась исходным пунктом для развития Российского  бюджетного законодательства. Введение Конституции и учреждение Государственной Думы повлекли за собой изменение отношений. Государственная Дума наряду с реформированным Государственным Советом была привлечена к рассмотрению государственного бюджета. С изданием Правил (8 марта 1906 г.) о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов в России возникает бюджетное право как таковое.

В состав дореволюционной Беларуси входили пять губерний Северо-западного  края — Минская, Могилевская, Виленская, Витебская и Гродненская. Лишенная государственной самостоятельности, она не имела своего бюджета, однако участвовала в формировании доходов государственного бюджета России.

На основании суммирования государственных  доходов и расходов пяти губерний можно дать оценку их влияния на экономическое и культурное развитие Беларуси.

Для того периода характерным являлось составление двух видов бюджетов: обыкновенного и чрезвычайного.

Основная часть обыкновенных государственных  доходов пяти западных губерний поступала в виде косвенных налогов: от казенной винной монополии, государственных имуществ, пошлин и акцизов.

Небольшими по объему были городские  бюджеты Беларуси, которые в свободном бюджете городов всей России в 1912 г. составили 1,6 % при удельном весе городского населения около 4 %. Большинство бюджетов сводилось с дефицитом, который покрывался за счет займов.

Низшим звеном бюджетной системы  были мирские (волостные и сельские) бюджеты, которые формировались  в основном за счет сборов с крестьян. Эти средства расходовались на выплату жалований волостным и сельским должностным лицам, содержание общественных зданий, сооружений и т. п. Объемы мирских бюджетов Беларуси увеличивались медленно. В 1912 г. они превысили сумму расходов 1895 г. лишь на 23 % и составили 2,6 млн. руб.

Все бюджетные поступления на территории Беларуси (в современных границах) в 1913 г. составили 85,6 млн. руб., в том числе на долю Государственного бюджета пришлось 78,8 %, земских бюджетов — 13,2, городских — 5,0 и мирских — 3,0 %. Расходы определились в сумме 61,2 млн. р., из которых ассигнования по государственному бюджету составили 70,4 %, земским бюджетам — 18,4, городским — 7,0 и мирским — 4,2 %. На долю местных бюджетов приходилось менее 1/16 всех бюджетных расходов.

Информация о работе История бюджета РБ