Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:26, курсовая работа
Бюджет является уникальной по своей сути правовой категорией, играющем определенную роль в экономическом и социальном развитии государства. Это объясняется насыщенностью ее связей, степенью воздействия как на материальную и стоимостную основу экономики, так и на систему взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами и населением. В процессе реализации этих взаимоотношений возникает широкая гамма противоречий между общегосударственными, коллективными и личными интересами. Их разрешение требует создания финансово-правового института, каким является бюджетное право - как отдельная ветвь права.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТ БЕЛАРУСИ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВЕКА 5
2 ОБРАЗОВАНИЕ БССР И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 11
3 БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ СУВЕРИНИТЕТА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
В разрезе основных налогов структура консолидированного бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) за 2001-2005 годы по основным налогам представлена в табл. 4. В 2005 году по сравнению с 2004 годом удельный вес НДС в структуре консолидированного бюджета увеличился с 27,9% до 32,1%, прямые налоги на доходы и прибыль – с 15,6% до 16,1%, подоходный налог не изменился – 10,3%, акцизы сократились – с 8,2% до 7,5%. Удельный вес доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций также вырос - с 8% до 9,2%, а вот доли текущих и капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей сократились на 0,2 и 0,1 п.п.
Таблица 4 Динамика структуры доходов консолидированного бюджета
за 2001-2005 гг., %
Показатели |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
НДС |
30,7 |
30,2 |
28,8 |
27,9 |
32,1 |
Налоги на доходы и прибыль |
16,6 |
12,7 |
13,4 |
15,6 |
16,1 |
Подоходный налог |
11,3 |
10,8 |
10,2 |
10,3 |
10,3 |
Акцизы |
9,4 |
8,3 |
8,4 |
8,2 |
7,5 |
Доходы от внешней торговли |
6,4 |
7,3 |
9,6 |
8 |
9,2 |
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи |
5,3 |
5,3 |
6 |
6,9 |
6,7 |
Капитальные неналоговые доходы |
1,3 |
6,3 |
0,5 |
0,2 |
0,1 |
Прочие поступления в бюджет |
19,1 |
19,1 |
23,1 |
22,9 |
18 |
Итого доходов (без доходов гос. целевых бюджетных и внебюджетных фондов и ФСЗН) |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Для того, чтобы показать количественное влияние основных налогов на величину общей налоговой нагрузки, были проведены расчеты их удельного веса в текущем и реальном выражении в соответствующих налоговых базах за январь-декабрь 2005 г. по сравнению с январем-декабрем 2004 года, табл. 5.
Таблица 5 Динамика налогового бремени по основным поступлениям в бюджет за январь-декабрь 2004-2005 гг.
В текущих ценах |
2005 г. к 2004 г., % (реал. выр.) | |||
2004 год млрд. руб. |
2005 год млрд. руб. |
2005 г. к 2004 г., % | ||
НДС |
3814,6 |
5892,3 |
154,5 |
140 |
Удельный вес в ВВП, % |
7,6 |
9,3 |
||
Удельный вес в выручке от реализации, % |
2,6 |
4,9 |
||
Акцизы |
1121,6 |
1367,8 |
121,9 |
110,6 |
Удельный вес в ВВП, % |
2,2 |
2,1 |
||
Удельный вес в выручке от реализации, % |
0,8 |
1,1 |
||
Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических |
1094,8 |
1682,3 |
153,7 |
139,3 |
операций |
||||
Удельный вес в ВВП, % |
2,2 |
2,6 |
||
Удельный вес в выручке от реализации, % |
0,7 |
1,4 |
||
Прямые налоги на доходы и |
2135 |
2944,5 |
137,9 |
125 |
прибыль с юридических лиц |
||||
Удельный вес в ВВП, % |
4,3 |
4,6 |
||
Удельный вес в выручке от реализации, % |
1,4 |
2,5 |
||
Удельный вес в прибыли до налогообложения, % |
30,6 |
29,6 |
||
Чрезвычайный налог |
391,2 |
401,5 |
102,6 |
93 |
Удельный вес в ВВП, % |
0,8 |
0,6 |
||
Удельный вес в выручке от реализации, % |
0,3 |
0,3 |
||
Удельный вес в фонде оплаты труда, % |
2,4 |
1,8 |
||
Подоходный налог |
1403,8 |
1882,8 |
134,1 |
121,6 |
Удельный вес в ВВП, % |
2,8 |
3 |
||
Удельный вес в выручке от реализации, % |
0,9 |
1,6 |
||
Удельный вес в фонде оплаты труда, % |
8,5 |
8,5 |
||
Итого доходов (без доходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов) |
13677,9 |
18345,1 |
134,1 |
121,6 |
Удельный вес в ВВП, % |
27,4 |
28,8 |
||
Доходы госуд. целевых фондов |
2991,1 |
5068,5 |
169,5 |
153,6 |
Удельный вес в ВВП, % |
6 |
8 |
||
Итого доходов (с доходами государственных |
16669,1 |
23413,6 |
140,5 |
127,3 |
целевых фондов, без ФСЗН) |
||||
Удельный вес в ВВП, % |
33,3 |
36,8 |
||
Налогооблагаемые базы: |
||||
ВВП |
49991,8 |
63678,9 |
127,4 |
109,2 |
Выручка от реализации |
148319,4 |
119805,7 |
123,8 |
112,2 |
Прибыль до налогообложения |
6979,8 |
9958 |
142,7 |
129,3 |
Фонд оплаты труда |
16460,7 |
22076,4 |
134,1 |
121,6 |
Напомним, что реальный рост доходов консолидированного бюджета в 2005 году по сравнению с 2004 годом составил 26,4%. При этом в реальном выражении доходы бюджета (без доходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов) увеличились на 21,6%. Реальный рост наблюдался по всем выбранным налогам за исключением чрезвычайного: по НДС - на 40%, по акцизам – на 10,6%, прямым налогам на доходы и прибыль с юридических лиц - на 25%, по подоходному - на 21,6%, по доходам от ВЭД - на 39,3%. В реальном исчислении по сравнению с 2004 годом сократились поступления в 2005 году по чрезвычайному налогу - на 7% (при сокращении номинальной ставки этого налога на четверть - с 4% в 2004 году до 3% в 2005 году). Увеличение доли доходов бюджета в ВВП за 2005 год наряду с включением в его состав инновационных фондов (в составе государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов) обусловлено ростом удельных весов поступлений доходов от НДС, внешней торговли и внешнеэкономических операций, прямых налогов на доходы и прибыль, подоходного налога.
Расходы консолидированного бюджета за 2005 год профинансированы в сумме 31 181,6 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 6 718 млрд. рублей. Государственная политика страны в плане распределения финансовых ресурсов в 2005 году была направлена на поддержание устойчивого экономического роста при реализации социальных потребностей общества. Для бюджета была характерна, в первую очередь, социальная направленность его расходов – значительные бюджетные средства направлялись на развитие здравоохранения, образования, культуры и другие расходы социального характера. В последние годы их доля в бюджетных расходах оставалась на высоком уровне, и в целом расходы на социально-культурную сферу, социальную политику и поддержку населения заняли в 2005 году свыше 60 процентов.
Приоритетным направлением являлись расходы на оплату труда в бюджетной сфере. В 2005 году они возросли по сравнению с 2004 годом на 23,7% и заняли 21,6% в расходах консолидированного бюджета. Это позволило увеличить заработную плату работников бюджетной сферы (включая военнослужащих) на конец 2005 года до 269,2 доллара США в эквиваленте, что выше запланированного уровня на 19,7 процента.
Одновременно за счет средств бюджета оказывалась значительная государственная поддержка реальному сектору экономики (его финансирование из бюджета увеличилось в 2005 году по сравнению с 2004 годом в 1,3 раза), что способствовало стимулированию экономического роста и улучшению финансовых результатов работы предприятий. Основная часть расходов на реальный сектор экономики (45-55 процентов от всех расходов на поддержку реального сектора в течение последних трех лет) направлялась на развитие сельского хозяйства – одного из общегосударственных приоритетов.
Удельный вес расходов, направленных на поддержку отраслей реального сектора экономики (без жилищно-коммунального хозяйства) составил 18,3% (без капитальных вложений) от всех расходов консолидированного бюджета. Из них 5,4% приходилось на прямое финансирование из бюджета, 12,9% - на расходы целевых бюджетных фондов.
Финансирование капитальных
Расходы целевых бюджетных фондов возросли по сравнению с 2004 годом на 56,7% и составили 15,7% бюджетных расходов.
Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2005 году сложились на 50% из расходов республиканского бюджета и 50% - расходов местных бюджетов, рис. 2.
Рис. 2. Структура расходов консолидированного
бюджета.
Доля местных бюджетов в доходах и расходах консолидированного бюджета страны является одним из критериев бюджетной децентрализации. В последние три года для бюджетного процесса республики было характерно повышение уровня централизации ресурсов в республиканском бюджете, рис. 9. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2005 году составил 59,3% вместо 50,1% в 2003 году. В формировании доходной части местных бюджетов значительную роль играют безвозмездные поступления из республиканского бюджета. В 2005 году финансовая помощь местным бюджетам составила 20,1% всех доходов этих бюджетов.
Рис. 3. Структура доходов
Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) в 2005 году составили 13 888,2 млрд. руб., или 141,9% (в реальном выражении) к уровню 2004 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 14 701,4 млрд. руб., что на 53% больше, чем в 2004 году.
Более четверти (29,6%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. По сравнению с 2004 годом его объем увеличился в 1,5 раза в реальном выражении. В 1,3 раза возросли доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций и налог на прибыль. Удельный вес этих источников доходов республиканского бюджета составил 12,1 и 11,1% соответственно. Доходы государственных целевых бюджетных фондов занимали 28% в общем объеме бюджетных доходов, в том числе республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки – 11,4%, дорожного фонда – 7,8%, инновационных фондов – 7,4%.
Финансирование по всем разделам республиканского бюджета в разрезе функциональной классификации было осуществлено выше уровня 2004 года. Наиболее значительно возросли расходы на социальную политику (в 1,7 раза в реальном выражении), расходы целевых бюджетных фондов (в 1,7 раза), на поддержку реального сектора экономики (в 1,3 раза), на капитальные вложения (в 1,5 раза). Расходы социального характера по разделам: "Социальная политика", "Образование", "Здравоохранение", "Физическая культура и спорт", "Средства массовой информации", "Культура и искусство" составили 19% всех расходов республиканского бюджета. Расходы государственных целевых бюджетных фондов заняли 25,6% расходной части бюджета.
В 2005 году расходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили доходы на 813,2 млрд. рублей, или 1,3% ВВП. С учетом ФСЗН дефицит республиканского бюджета составил 143,9 млрд. рублей, или 0,2% ВВП.
Как видно, госбюджет представляет собой сложное явление. Он одновременно касается и экономики, и финансов, и права, и политики. Эта многосторонность бюджета обусловливала трудности исследования государственного бюджетного устройства и установления самого понятия бюджета.
Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.
С ростом производительных сил, разделением общественного труда, возникновением городов, центров ремесел, расширением обмена начали развиваться товарно-денежные отношения. В этих условиях появляется возможность всевозрастающие расходы государства покрывать денежными налогами, таможенными и другими сборами с товаропроизводителей и отдельных граждан.
На содержание бюджета влияют объективные и субъективные факторы. К объективным относятся прежде всего характер производственных отношений и уровень развития производительных сил, которые оказывают решающее воздействие на сущность бюджета. С развитием общества, изменением способа производства, распределения валового продукта, отношений собственности меняются глубинная суть бюджета, его содержание и основное назначение. К объективным факторам можно отнести также природные, экономические и социальные особенности каждой страны, ее традиции, специфику развития на данном историческом этапе. Вместе с тем бюджет любой страны имеет свои национальные особенности.
К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в соответствующем периоде, приоритеты развития, внешняя и внутренняя экономическая ситуация и др. Следует отметить, что бюджеты разных стран в одном историческом периоде, при едином общественном строе имеют общие черты, похожую структуру доходов и расходов. Их главным назначением является аккумуляция средств в казну для выполнения функций государства. При помощи бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы, совершенствовании стоимостных общеэкономических, народнохозяйственных, внутрихозяйственных, а также региональных пропорций.