История бюджета РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет является уникальной по своей сути правовой категорией, играющем определенную роль в экономическом и социальном развитии государства. Это объясняется насыщенностью ее связей, степенью воздействия как на материальную и стоимостную основу экономики, так и на систему взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами и населением. В процессе реализации этих взаимоотношений возникает широкая гамма противоречий между общегосударственными, коллективными и личными интересами. Их разрешение требует создания финансово-правового института, каким является бюджетное право - как отдельная ветвь права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТ БЕЛАРУСИ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВЕКА 5
2 ОБРАЗОВАНИЕ БССР И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 11
3 БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ СУВЕРИНИТЕТА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Вложенные файлы: 1 файл

история бюджета РБ.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

После Февральской революции 1917 г. бюджетное право пришло в расстройство. При Временном правительстве расходы производились на основании отдельных кредитов. До середины 1918г. продолжали действовать кредиты, ассигнованные по сметам 1917 г.

 

2 ОБРАЗОВАНИЕ БССР  И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Белорусская Советская Социалистическая республика была образована в 1919 г. и формально имела право на самостоятельный бюджет. Однако из-за военных действий и оккупации, натурализации хозяйства и отмены денежных налогов бюджет республики не составлялся.

Снабжение денежными ресурсами  государственных предприятий промышленности и транспорта, культурно-просветительных  и медицинских учреждений осуществлялось на основании сметы. Широкое распространение получило финансирование и ассигнования из центра.

С начала 1918 г. подготовка бюджета  были признана срочной задачей и 28 января 1918 года был издан первый акт советского бюджетного права— Правила составления, рассмотрения и утверждения смет на январь—июль 1918 г. В соответствии с ними был составлен первый советский бюджет на январь-июль 1918г., утвержденным СНК 11 июля 1918г. Он положил начало системе полугодовых бюджетов, действовавших в течение 1918—1919г. В 1920—21 гг. происходит возврат к годовым бюджетам. Общие принципы нового бюджетного устройства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918 г., где особый раздел был посвящен бюджетному праву. Бюджета военного коммунизма не имели реального значения. Реальными были ежемесячные планы распределения Эмиссии. В условиях обесценения советских денежных знаков бюджеты носили характер не выполнявшихся планов. К концу 1920 г. денежный бюджет стал отмирать. Планировался переход к материальному Нетто-бюджету.

Первый бюджет БССР был составлен  в 1921 г., но исполнен с огромным дефицитом. За счет эмиссии покрывалось 92 % всех расходов.

Из-за падения уровня промышленного  производства и отсутствия системы  денежных налогов было невозможно мобилизовать существенные денежные ресурсы. Введение промыслового, общегражданского, подоходного, местных налогов и сборов, а также косвенных налогов позволило за счет них уже в 1922 г. покрыть 35,3 % расходов и уменьшить дефицит бюджета до 26,3 %. Согласно официальной статистике, бюджетный период 1922—1923 гг. БССР был завершен без дефицита.

С образованием в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик Государственный бюджет БССР вошел в состав бюджетной системы государства. Следует заметить, что основные направления дальнейшей бюджетной политики БССР во многом определялись решениями и постановлениями центрального правительства.

В 1930 г. в доходной части бюджета  произошли серьезные изменения, вызванные проведением налоговой реформы. Была перестроена система платежей предприятий в бюджет: множественность платежей уступила место двухканальной системе изъятия доходов предприятий в бюджет. Для государственных предприятий устанавливались налог с оборота и отчисления от прибыли, а для кооперативных организаций — налог с оборота и подоходный налог. Сохранились и некоторые прежние платежи.

Для расширения доходной базы республиканских и местных бюджетов законодательными актами были установлены отчисления от налога с оборота в эти бюджеты и закреплены за ними другие доходные источники. Роль налога с оборота в доходах республиканского бюджета республики стала решающей. Если по Союзу в целом его удельный вес в 1933 г. составил 32,3 % от суммы всех доходов, то в БССР—48,8%.

В течение 1930—1931 гг. была определена бюджетная компетенция местных Советов, самостоятельные бюджеты получили сельские Советы. В результате объем местных бюджетов в 1933 г. по сравнению с 1928—1929 гг. увеличился в 3,5 раза.

Реконструкция экономики и высокие  темпы развития хозяйства республики предопределили увеличение доходов  бюджета с 1930 по 1940 г. почти в 13 раз. Наибольший прирост произошел в 1935 г. (40,6 %) и в 1936 г. (35,8 %), что объясняется увеличением поступлений налога с оборота в связи с ростом объема производства и товарооборота. Налог с оборота и отчисления от прибыли в общей сумме доходов бюджетов рассматриваемого периода составляли более 70 %. Заметную роль в формировании бюджета 1940 г. играли поступления от населения в виде налогов и государственных займов: соответственно 18,2 и 6,7%.

Государственный бюджет Белорусской  ССР на 1945 г. был подчинен решению важнейшей задачи — ликвидации последствий оккупации и восстановлению разрушенного хозяйства республики. Его объем превышал объем довоенного бюджета 1940 г. на 20,7 млн. р. Почти третья часть всех расходов направлялась на финансирование народного хозяйства, в которой около 50 % приходилось на капитальные вложения в промышленность и жилищный фонд.

Объем бюджета по доходам за 1950 г. составил 382,6 млн. р., или в два  с лишним раза превысил доходы бюджета 1945 г. Доходная часть бюджета в  течение данного периода ежегодно увеличивалась почти на 20 %. Систематическое нарастание бюджетных ресурсов обеспечивалось восстановлением народного хозяйства.

Перевод экономики на рельсы мирного  строительства позволил увеличить, расходы на народное хозяйство и  социально-культурные.

 В 50—60-е годы усиливается воздействие финансов и бюджета, в частности, на количественные и качественные параметры экономического и социального развития страны. С повышением закупочных цен на все виды сельскохозяйственной продукции, сдаваемой государству, изменилось обложение колхозов подоходным налогом, установлен новый порядок взимания сельскохозяйственного налога. Значительно увеличились ассигнования из государственного бюджета на развитие сельского хозяйства, введено социальное обеспечение колхозников.

Этот период отмечен расширением бюджетных прав БССР. Доходы и расходы республики в Законе о Государственном бюджете СССР с 1955 г. стали предусматриваться лишь в общих объемах. Распределение их между республиканским и местными бюджетами осуществлялось самой союзной республикой.

За период с 1959 по 1965 г. в централизованный фонд республики было мобилизовано свыше 10,5 млрд. р., или почти в 1,5 раза больше, чем за все годы с момента образования  БССР.

В структуре доходов произошли  некоторые изменения. Уменьшение процента отчислений налога с оборота в бюджет республики вызвало сокращение доли данного платежа в доходах от государственного сектора.

На финансирование народного хозяйства  республики в 1959— 1965 гг. направлялась половина всех ресурсов Государственного бюджета. Относительно медленное увеличение бюджетных ассигнований на эти цели по сравнению с темпами роста расходов на социально-культурные мероприятия компенсировалось ростом вложений собственных средств предприятий (прибыль, амортизация и др.).

Одним из важнейших направлений финансовой политики в этот период явилось совершенствование экономических методов управления народным хозяйством. Введение во второй половине 60-х годов новых принципов планирования и экономического стимулирования производства стало основой изменения состава финансовых ресурсов государства, организации их планирования, взаимоотношений между бюджетом и хозяйством. Взамен отчислений от прибыли были введены плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли.

В конце 70-х годов была разработана  экономическая модель отраслевого хозрасчета и самоокупаемости. Она включала, в частности, нормативный метод распределения прибыли между министерством и бюджетом, гарантирование министерством взносов в бюджет в виде платы за производственные фонды, фиксированных (рентных) платежей, отчислений от прибыли.

В первой половине 80-х годов начался  направленный на перестройку хозяйственного механизма "широкий масштабный эксперимент". Несколько позже стали внедрять полный хозрасчет и самофинансирование.  Производственные объединения  (предприятия) вносили в бюджет плату за производственные фонды с широкой дифференциацией ставок, делали отчисления от прибыли или дохода, за трудовые и природные ресурсы на основе стабильных долговременных нормативов. Принцип самофинансирования предполагал также ограничение или полный отказ от бюджетных ассигнований.

Однако на практике не всегда удавалось  учесть одновременно экономические интересы как производителей, так и государства.

Бюджет Республики Беларусь в 1990 г. имел рад особенностей. Во-первых, резкое увеличение его объема (почти в 2 раза по сравнению с 1985 г.), вызванное  прежде всего повышением цен на многие товары не первой необходимости и длительного пользования. Во-вторых, появление некоторых новых черт вследствие перехода республики на самоуправление и самофинансирование. В условиях территориального самофинансирования существенно расширились права отдельных регионов и изменились подходы к формированию и использованию бюджетов местных Советов. Произошел структурный сдвиг в перераспределении средств между республиканским и местным уровнями власти и управления. Удельный вес бюджетов областей и г. Минска в Государственном бюджете Республики на 1990 г. вырос и составил 57,1 % по сравнению с 27,9 % в 1988 г.

Однако наличие целого ряда дотационных  хозяйств, существенные просчеты в инвестиционной политике, необоснованный рост денежных доходов населения дестабилизировали экономическую обстановку и дали толчок развитию инфляционных процессов. В этих условиях достаточно острой стала проблема сбалансированности бюджетных ресурсов.

Бюджет Беларуси до 1991 г. являлся  неотъемлемой частью единого Государственного бюджета Союза. Это выражалось не только в общем подходе к его формированию, но и жестком диктате центральных органов власти при его определении и распределении.

 

3 БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ СУВЕРИНИТЕТА

Первый проект бюджета республики на I991 г. был составлен еще до признания ее суверенитета и поэтому предполагал взаимоотношения с союзным бюджетом путем передачи части налога на прибыль (22 %) предприятий республиканского и союзного значения, налога с продажи (30 %). В нем нашли отражение и другие взаимные расчеты по передаче средств из союзного бюджета в бюджет республики.  Уже в первый год существования независимого государства бюджет Республики Беларусь получает новое назначение, происходят некоторые изменения в его структуре, содержании доходов и расходов.

Главным назначением бюджета становится обеспечение функций государства, начавшего приобретать действительный суверенитет и постепенно сосредоточивающего в своем распоряжении основную часть  экономического потенциала республики. Это дало возможность несколько расширить доходную базу бюджета, поскольку полностью стали зачисляться в государственную казну Беларуси такие крупные источники, как налог с оборота и подоходный налог с населения.

Быстрый рост расходов бюджета был  вызван не только инфляционными процессами, но и переориентацией направления бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности в связи с переходом к рыночным отношениям, а также необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности Республики Беларусь. Существенно увеличилась сумма средств, используемых на выплату разницы в ценах на основные продукты питания, некоторые товары, коммунально-бытовые услуги, для поддержания на неизменном уровне действующих розничных цен и тарифов. По-прежнему планировалась дотация на покрытие убытков и образование хозрасчетных фондов планово-убыточных предприятий за счет бюджета. Появились и такие новые статьи расходов, как средства на индексацию доходов населения; расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью; фонд финансирования специальных программ развития производственной структуры АПК;  расходы по обслуживанию республиканского долга; фонд ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В то же время исчезли такие статьи расходов, как взаимные расчеты с союзным бюджетом, ассигнования на социальное страхование, которые начали финансироваться за счет средств специального внебюджетного фонда.

В 1991 г. наблюдался особенно быстрый  рост расходов на содержание правоохранительных органов и аппарата управления (почти в 3 раза по сравнению с 1990 г.). Это стало следствием увеличения численности соответствующих работников, образования новых структур, комитетов, а также переводом многих из них из союзного в республиканское подчинение. Вместе с тем расходы на социально-культурные мероприятия росли медленнее, чем весь объем бюджета. Их доля в расходной части бюджета фиксируется примерно на 26,6 %.  Итак, первый бюджет суверенного государства Республики Беларусь характеризуется следующими особенностями.

1. Самостоятельность бюджета, базирующегося полностью на мобилизованных на территории республики налогах и неналоговых поступлениях.

2. Усиление социальной направленности  бюджетных ассигнований.

3. Установление ряда фондов и  резервов предупреждения диспропорций в хозяйстве, финансирования не учтенных в бюджете расходов, вызванных переходом к рыночным отношениям.

Более существенные изменения в  структуре и содержании бюджета Республики Беларусь происходят уже в последующие годы в связи с созданием новой налоговой системы, принятием Закона о местном самоуправлении, о бюджетной системе республики и многих других законодательных актов, регулирующих экономические, в том числе и финансовые отношения. Первостепенное значение для формирования бюджета переходного периода имеют проводимые экономические реформы, конкретная хозяйственная и социальная ситуация в республике, а также внутренняя и внешняя политика. Кризисные явления в экономике, расстройство денежного обращения, социальная напряженность в обществе существенно отразились на содержании и структуре бюджетных доходов и расходов.

В отличие от большинства стран  СНГ, не сумевших определить свои бюджета  на 1992 и 1993 гг. Беларусь до начала каждого  года разрабатывала проект своего основного  финансового плана и утверждала его высшим органом власти. В течение года этот план постоянно корректировался исходя из конкретной экономической ситуации. Не случайно объем бюджета за эти годы увеличивался небывалыми темпами: по сравнению с предыдущим годом в 1992 он возрос в 2,5 раза, в 1993 — более чем в 4,4 раза, а в 1994 — в 4 по сравнению с предыдущим годом. Это явилось результатом инфляции, расширения функций белорусского государства и его общегосударственных расходов. Одновременно увеличение объема бюджета отражало несокращающиеся перераспределительные процессы и централизацию в государственной казне более чем половины произведенного национального дохода республики.

Информация о работе История бюджета РБ