Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:59, курсовая работа
Цель работы – описать суть бюджетного планирования, принципы и последовательность подготовки основного бюджета коммерческой организации для равномерной работы его структурных подразделений. Для этого рассмотрим сущность бюджетного планирования, методологию его разработки, структуру основного бюджета и принципы его формирования, а также кратко опишем достоинства и недостатки применения этого финансового документа.
Основной или общий бюджет состоит из трех обязательных финансовых документов:
Прогноза отчета прибылей и убытков;
Прогноза отчета о движении денежных средств;
Прогноза балансового отчета.
Процесс бюджетирования условно может быть разделен на две составные части:
подготовка операционного бюджета;
подготовка финансового бюджета.
Этот бюджет называется текущим, периодическим бюджетом. Он показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции организации. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений организации.
Операционный бюджет состоит из:
Бюджета реализации;
Бюджет производства;
Бюджета производственных запасов;
Бюджета прямых затрат на материалы;
Бюджета общепроизводственных расходов;
Бюджета прямых затрат на оплату труда;
Бюджета коммерческих расходов;
Бюджета общехозяйственных расходов;
Бюджета прибылей и убытков.
Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования.
Финансовый бюджет состоит из:
инвестиционного бюджета;
плана денежных потоков;
прогнозного баланс.
Логическая схема процесса бюджетирования представлена на рис.3
Рис.3.Схема процесса бюджетирования.
Как и любое явление бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.
-
оказывает положительное
-
позволяет координировать
-
анализ бюджетов позволяет
- позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
-
позволяет усовершенствовать
-
способствует процессам
- помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
- позволяет сотрудникам-новичкам понять "направление движения" предприятия, таким образом помогая им адаптироваться в новом коллективе;
-
служит инструментом сравнения
достигнутых и желаемых
- различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);
-
сложность и дороговизна
-
если бюджеты не доведены до
сведения каждого сотрудника, то
они не оказывают практически
никакого влияния на мотивацию
и результаты работы, а вместо
этого воспринимаются
-
бюджеты требуют от
-
противоречие между
Кроме того, в процессе бюджетирования предприятие могут подстерегать "подводные камни":
- политические интриги, которые могут повлиять на распределений ресурсов;
-
конфликты между менеджерами
подразделений и отделом
-
завышение потребностей в
-
распространение ложной
Но, если бюджетирование выполняется добросовестно и эффективно в период, предшествующий составлению бюджетов, во время их составления и после этого, - то это принесет многочисленные выгоды как организации в целом, так и ее сотрудникам.
Процесс тактического планирования начинается с определения объема продаж. Практически вся система внутрифирменного планирования базируется на этом показателе. Даже незначительное отклонение запланированного объема продаж от фактического может привести к серьезным отклонениям основного бюджета от факта. Чтобы не потерпеть поражение в конкурентной борьбе каждое предприятие должно тщательно прогнозировать потребности рынка и планировать перспективу продаж как минимум на 2-3 года.
Прогноз объема продаж - необходимый предварительный этап работы по подготовке бюджета продаж. Прогноз объема продаж превращается в бюджет продаж в том случае, если руководство считает, что прогнозируемый объем продаж может быть достигнут. Прогноз объема продаж осуществляется на основании анализа и обсуждения различных микро- и макроэкономических факторов, в том числе описываемых статистическими данными. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.
На прогноз объема продаж влияют следующие факторы:
объем продаж предшествующих периодов;
производственные мощности;
зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т.д.;
относительная прибыльность продукции;
изучение рынка, рекламная компания;
ценовая политика, качество продукции;
конкуренция;
сезонные колебания;
долгосрочные тенденции продаж для различных товаров.
Бюджет продаж и его товарная структура, предопределяют уровень и общий характер всей деятельности организации.
Бюджет продаж должен отражать месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях.
Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо соблюдать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д. с учетом безнадежных долгов.
В бюджете коммерческих расходов детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде. Некоторые расходы, такие, как комиссионные и транспортные затраты, могут быть переменными, другие, например расходы на рекламу и заработная плата старших контролеров, являются постоянными.
Расчет коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов, транспортные услуги) должен соотноситься с объемом продаж. Не следует ожидать увеличения объема продаж, одновременно планируя уменьшение мероприятий, направленных на стимулирование сбыта.
Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж, исключение могут составлять арендные платежи за складские помещения. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции.
Коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям, основными из которых являются:
типы продукции;
типы покупателей;
география сбыта.
Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок; поэтому необходимо четко определить где, когда и как должна быть проведена рекламная кампания и сколько потратить на нее, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах.
При
составлении бюджета
После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении можно определить количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов.
На основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции и количестве единиц продаж разрабатывается бюджет производства.
Бюджет
производства - это план выпуска
продукции в натуральных
Бюджет производства учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов (бюджет производственных запасов), а также величину внешних закупок.
Необходимый
объем выпуска продукции
Бюджет производственных запасов содержит информацию необходимую для подготовки двух заключительных финансовых документов основного бюджета:
прогноза отчета о прибылях и убытках - в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции;
прогноза балансового отчета - в части подготовки данных о состоянии нормируемых оборотных средств (сырья, материалов и запасов готовой продукции) на конец планируемого периода;
объем незавершенного производства определяется, исходя из технологических особенностей изготовления продукции.