Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:59, курсовая работа
Цель работы – описать суть бюджетного планирования, принципы и последовательность подготовки основного бюджета коммерческой организации для равномерной работы его структурных подразделений. Для этого рассмотрим сущность бюджетного планирования, методологию его разработки, структуру основного бюджета и принципы его формирования, а также кратко опишем достоинства и недостатки применения этого финансового документа.
Плановые потребности закупки материалов и их использования могут быть подготовлены как в одном документе, так и в отдельных самостоятельных бюджетах. Многие предпочитают единый документ.
Все
затраты подразделяются на прямые и
косвенные; к прямым затратам относятся,
например, сырье и материалы, заработная
плата основного
Прямые затраты на сырье и материалы - это затраты на сырье и материалы, из которых производится конечный продукт.
Бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета и бюджета продаж.
В бюджете прямых затрат на материалы определяются сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для выполнения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предлагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на их оценочные закупочные цены, получают бюджет закупки материалов.
Бюджет прямых затрат на материалы, как правило, составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы.
Прямые
затраты на оплату труда - это затраты
на заработную плату основного
Бюджет
прямых затрат на оплату труда подготавливается,
исходя из бюджета производства, данных
о производительности труда и
ставок оплаты труда основного
В
бюджете заработной платы основного
производственного персонала
фиксированную часть оплаты труда;
сдельную часть оплаты труда.
Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения.
График погашения задолженности по заработной плате составляется по тому же принципу, что и график погашения задолженности за материалы.
Бюджет общепроизводственных расходов представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде.
Этот бюджет имеет две цели:
-
интегрировать все бюджеты
-
аккумулируя эту информацию, предоставить
данные для вычисления
Общепроизводственные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть планируется, исходя из потребностей производства, переменная часть - как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих.
Бюджет общих и административных расходов представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, но необходимых для поддержания деятельности в целом в будущем периоде. Разработка такого бюджета нужна для обеспечения информации к подготовке бюджета наличных средств, а также для целей контроля этих расходов. Большую часть элементов этого бюджета составляют постоянные затраты, переменная часть затрат, если она и присутствует, планируется как процент (например, от объема продаж).
На
основе подготовленных периодических
бюджетов можно начать разрабатывать
прогноз себестоимости
Отчет о прибылях и убытках - первый из документов основного бюджета, показывающий, какой доход заработала компания за отчетный период и какие затраты были понесены.
Движение денежных средств - один из наиболее важных аспектов операционного цикла организации. Бюджет денежных средств разрабатывают после того, как все периодические бюджеты и прогнозный отчет о прибылях и убытках уже завершены.
Бюджет денежных средств (прогноз денежных потоков) представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. В нем суммированы все потоки средств как результат планируемых операций на всех фазах формирования общего бюджета. В целом эта смета (бюджет) показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение для каждого месяца, для которого ее разрабатывают.
Таким
образом могут быть запланированы
периоды наибольшего и
Поступления от основной деятельности рассчитываются с учетом изменений в дебиторской задолженности, расходы - с учетом изменений в кредиторской задолженности.
При прогнозе движения денежных средств прямым методом из суммы всех затрат исключается амортизация.
Отдельно
рассчитываются доходы и расходы
от финансовой и инвестиционной деятельности.
Определение направлений
Последним
шагом в процессе подготовки основного
бюджета является разработка прогноза
финансового положения или
Именно на этом этапе руководство должно решить, принять предлагаемый общий бюджет или изменить планы и пересмотреть отдельные его части.
Для прогноза баланса используется величина нормируемых оборотных активов (сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции) и величина дебиторской задолженности, которые рассчитываются при подготовке соответствующих бюджетов.
Инвестиционные проекты служат основой для прогноза стоимости основных средств.
Пассивная часть баланса формируется, исходя из предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов.
В первом приближении никаких изменений в постоянном капитале (кредиты банков плюс собственный капитал) не планируется.
После подготовки бюджета денежных средств, уже зная прогнозное сальдо начальных средств и определив чистый доход и сумму капитальных вложений, можно подготовить прогнозный бухгалтерский баланс, который является конечным продуктом всего процесса составления бюджета.
Расхождение в прогнозах активной и пассивной частей баланса дает представление о нехватке (избытке) финансирования. Решение о способе финансирования принимается на основании дополнительного анализа.
Изменение
структуры баланса сказывается
на потоке денежных средств.
В работе были показаны основные принципы, на основе которых строится система бюджетного планирования. Анализируя объем информации, который формируется в этом документе, можно утверждать, что бюджетирование это не просто инструмент сбора и обработки данных, а метод управления организацией.
Для всех участников бюджетного планирования должны быть абсолютно ясны принципы формирования бюджета предприятия, базовые допущения и условия, на основе которых происходит поиск взаимоприемлемого компромисса. Эти принципы зависят от идеологии управления, от целей и стратегий деятельности компании. С другой стороны, на выбор принципов влияют внешние и внутренние ограничения и условия осуществления хозяйственной деятельности.
Рассмотрев структуру бюджета надо сделать вывод, что очень многое зависит от профессионализма управляющего состава, умения работать в коллективе и идти на уступки.
Очевидно, что полноценное функционирование системы бюджетного планирования тесно увязано с оптимизацией информационных потоков на предприятии, а следовательно, с автоматизацией финансово-хозяйственной деятельности предприятия с использованием современных информационных технологий.
В
настоящее время на большинстве
предприятий основной период планирования
и учета - это месяц. Однако современные
условия хозяйствования диктуют
необходимость получения
Для того, чтобы контролировать выполнение плана, собирать затраты и сводить баланс каждый день, требуется принципиально новый уровень автоматизации учета и планирования. Автоматизированный сбор аналитической информации поможет избежать искажений, ошибок и злоупотреблений.
В
рамках постановки системы бюджетного
планирования необходимо решать задачу
автоматизации в масштабе предприятия,
а не отдельных служб. Трудоемкость
обработки детализированной информации
по центрам затрат огромна, вручную ее
обработать сложно; для экономистов цехов,
филиалов, складов, магазинов работа в
системе бюджетного планирования - это
большая дополнительная нагрузка даже
в том случае, если сбор плановой и фактической
информации происходит раз в месяц. Если
принять решение о сборе информации раз
в неделю, то подразделения физически
не успеют обработать и предоставить всю
информацию в планово-экономическую службу,
которая в свою очередь не успеет свести
данные по предприятию. Поэтому работу
в системе бюджетного планирования не
менее целесообразно автоматизировать,
чем бухгалтерскую.
На данной фазе предметной областью работ является – система учета и распределения затрат в филиалах основной деятельности (УМГ) ООО «Трансгаз» (далее по тексту – Общества) с точки зрения:
Организационно-
Видов деятельности, работ (услуг) выполняемых филиалами как внутри Общества, так и на сторону;
Элементов и статей затрат;
Процедур распределения затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг.