Методологические подходы к проблеме бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 23:54, курсовая работа

Краткое описание

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Тем не менее, мировой опыт показывает, что некоторые страны успешно решают проблему сбалансированности бюджета государства, его доходов и расходов. В первую очередь это страны с развитыми рыночными отношениями. Хотя и из этого правила есть исключения, которые в последнее время появляются всё чаще.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.Управление бюджетным дефицитом…………………………………………..4
1.1.Значиние бюджетного дефицита……………………………………………..4
1.2.Текущая задача, ведущая к безубыточной экономике…………………...…6
1.3.Финансовое планирование и источники финансирования бюджетного дефицита…………………………………………………………………………...6
2.Методологические подходы к проблеме бюджетного дефицита…………..10
2.1.Функционирование и развитие экономической системы……………...….10
2.2.Дефицит бюджета как составляющая часть модели экономики………....12
2.3.Методы стабилизации дефицита бюджета…………………………….......13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...……...17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по бюджетной системе Рф.docx

— 35.26 Кб (Скачать файл)

Если всех перечисленных  каналов дополнительных налоговых  поступлений бывает недостаточно, то надо считать, что степень влияния  инфляции на дефицит государственного бюджета весьма значима. Дело в том, что инфляция, помимо роста цен  на товары и услуги, обесценивает сами деньги. Инфляция переполняет каналы денежного обращения неподкрепленной  денежной массой. Самым опасным проявлением  инфляции является то, что она занижает реальную стоимость товаров и  услуг.

На бюджетный дисбаланс  и на бюджетный дефицит влияет любая форма инфляции: административная инфляция, встроенная инфляция, инфляция издержек, импортируемая инфляция, кредитная инфляция, индуцированная инфляция. Но особую опасность вызывает проявление такой формы инфляции, при которой дефицит бюджетного финансирования покрывается обесцененными  деньгами. [7]

В основе вышеприведенного утверждения лежит то, что инфляция поглощает любую эмиссию, любые  заемные средства. Она нарушает эластичное денежное обращение. При галопирующей инфляции за имеющуюся на руках наличность утром можно купить на рынке 1 кг мяса, а вечером за те же деньги - только 0,5 кг.

Только дополнительные усилия по стабилизации производства и существенное повышение ее эффективности, а также  стабилизация всей финансово-кредитной  системы могут дать положительные  результаты по стабилизации бюджетной  системы.

 

2. Методологические  подходы к проблеме бюджетного  дефицита

2.1. Функционирование  и развитие экономической системы

Объем бюджетного дефицита зависит от большого количества макроэкономических факторов, которые с разных сторон характеризуют развитие экономики. Дефицит бюджета не может рассматриваться  иначе, как в контексте макроэкономического  развития и экономической политики государства в сфере доходов  и расходов государственного бюджета. Следовательно, при моделировании  бюджетного дефицита блок доходов и  расходов государственного бюджета  должен быть вписан в общую систему  экономического развития страны.

Функционирование и развитие экономической системы государства  характеризуется следующими особенностями:

    • сложный и неоднозначный характер экономических процессов и явлений;
    • недостаточная определенность и обусловленность ряда экономических процессов и явлений;
    • большое количество экономических показателей, которые отображают различные стороны экономического развития;
    • наличие большого количества одновременных прямых и обратных взаимосвязей между экономическими показателями, которые носят как детерминированный, так и стохастический характер;
    • наличие определенных допущений и приближений при количественном определении показателей, которые отображают различные экономические процессы и явления;
    • невозможность детерминировать (определить количественно) ряд экономических процессов и явлений.

Все вышеприведенные особенности, которые присущи сложным экономическим  системам, предопределяют необходимость  применения системного подхода к  изучению экономики. Системный подход предусматривает в качестве методологической базы формально-теоретического анализа  экономической системы использовать системный анализ и теорию систем с целью объединения на единой методологической основе всего многообразия методов исследования экономических  процессов.

С позиций системного анализа  экономика может быть представлена как большая и сложная экономическая  система, которая включает множество  взаимосвязанных между собою  элементов. То есть, экономика как сложная система, отличается такими свойствами, как иерархия, структура, целостность, функциональность, целеустремленность, управляемость и тому подобное.[8]

Отметим, что процедура  системного исследования сложных экономических  систем включает такие последовательные этапы:

- постановка проблемы (формулирование  цели исследования);

- структуризация и описание  исследуемой экономической системы;

- определение целевых  функций;

- формализованное описание  моделей системы;

- выбор математического  и программного обеспечения;

- математическая интерпретация  модели;

- формирование альтернатив  поведения системы (сценариев  поведения);

- моделирование развития  экономической системы;

- анализ множества прогнозно-имитационных  решений по модели;

- выбор наиболее вероятных  альтернатив развития экономической  системы;

- реализация возможных  (вероятных) альтернатив развития  системы.

 

2.2. Дефицит бюджета  как составляющая модели экономики

Модель экономики, исходя из принципов системного подхода, должна быть представлена отдельными блоками, которые отображают различные стороны процесса общественного воспроизводства. «Структура модели должна основываться на структуре статистической базы данных, которая может быть использована для генерации уравнений модели»[4]. Кроме того, структура модели должна быть определена таким образом, чтобы обеспечить достижение поставленной цели исследования. Так, при прогнозировании бюджетного дефицита и государственного долга могут быть выделены следующие блоки:

1. Блок доходов государственного  бюджета.

2. Блок расходов государственного  бюджета (с определением дефицита).

3.Блок государственного  долга (государственные заимствования,  обслуживание и погашение долгов).

4. Блок макроэкономического  развития.

Последний блок можно рассматривать  как такой, который моделирует внешнюю  среду к предыдущим трем блокам. Показатели этого блока (а именно, показатели, которые отображают деятельность экономических агентов) являются базовыми для определения показателей 1-го блока. Блоки 2-й и 3-й также связаны с блоком внешней среды, хотя и менее тесно. Так, отдельные показатели блока 2 (которые касаются государственной помощи отраслям производства) моделируются исходя из перспектив макроэкономического развития. То же касается и ряда показателей блока 3 - в части заимствований производственных отраслей (предприятий) под государственные гарантии. Возможно, в блоке 4 целесообразно отдельно выделить развитие социальной сферы, которая полностью определяется возможностями бюджета (блоком 1 и блоком 2).

Следовательно, прогнозирование  дефицита бюджета и государственного долга не может осуществляться в  отдельности, в отрыве от прогнозирования  макроэкономического развития страны в целом, а лишь как естественная составляющая такого развития. В свою очередь, общее макроэкономическое развитие в значительной степени  зависит от формирования доходов  и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), а также объемов  и характеристик государственного долга.

 

1.3. Методы стабилизации дефицита бюджета.

Для того чтобы исключить  бюджетный дефицит и перейти  к полной бюджетной обеспеченности, необходимо следующее:

  • обеспечить динамизм в развитии всего народного хозяйства;
  • исключить все проявления инфляции;
  • обеспечить бюджетное выравнивание по региональным доходам;
  • через систему казначейства и через другие органы постоянно прослеживать правильность расходования бюджетных средств соответственно их первоначальной направленности;
  • укреплять принципы самостоятельности регионов, всемерно исключая у них иждивенческие настроения;
  • необходимо постоянно обновлять программу по сокращению бюджетного дефицита;

При реализации бюджетных  программ необходимо, прежде всего, определить первостепенные задачи и сконцентрироваться на их решении, а не второстепенных и третьестепенных, и блок финансирования направлять преимущественно в это  же русло.

С целью исключения бюджетного дефицита и перехода к полной бюджетной  обеспеченности возможны и другие варианты, например:

  • привлечение иностранных инвестиций для покрытия бюджетных расходов и проблем бюджетного развития;
  • внедрение и развитие в регионах безубыточных форм хозяйствования;
  • упорная работа над возвратом бюджетных кредитов;
  • дифференцированный подход к использованию налога на добавочную стоимость;
  • сокращение времени движения бюджетных средств согласно их конкретному назначению;
  • контроль за целевым использованием бюджетных потоков.

Наряду с налогом на прибыль большую роль в организации  бездефицитного бюджета играет налог  на доходы с физических лиц. Это так  называемый федеральный налог, собираемый на территории всей страны. По своей  классификации данный налог является регулирующим. Он регулирует отношения  между физическими лицами и местными государственными налоговыми органами по порядку взимания налогов. Объектом налогообложения являются не только граждане России, но и лица других государств, проживающие на территории РФ не менее 183 дней в году.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В экономических отношениях очень важно то, что законодательство помогает решать появляющиеся в экономике  проблемы, причем не через экономические  отношения, а через нормируемое  законодательство.

Получается так, что свод законов, по тем или иным случаям, сам вскрывает возникающие проблемы и сам же их разрешает. Например, в ст.92 Бюджетного кодекса РФ регулируются отношения по принятию бюджета на очередной финансовый год с дефицитом и без дефицита. В статье оговариваются различные случаи, которые могут встретиться при принятии бюджета на очередной финансовый год. И тут же ст.93 Бюджетного кодекса указывает источники финансирования дефицита бюджета, которые утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. А в ст.94 Бюджетного кодекса РФ указываются эти источники финансирования дефицита бюджета:

1) внутренние источники  в следующих формах:

    • кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте;
    • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы страны;
    • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
    • сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
    • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в  следующих формах:

    • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
    • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, представленные в иностранной валюте, привлеченные РФ

На примере вышеотмеченных правовых норм, помимо явно вскрытых у  них признаков регулирующего  характера, мы видим, что надстрочные  правовые отношения, наделенные силой  закона, вторгаются в экономические  распределительные отношения и  регулируют там все проблемы, связанные  с распределением денежных средств. Но все дело в том, что местом накопления этих денежных средств является реальный сектор экономики. Только при таком подходе и таким образом можно понять отличие юридического распределения от распределения экономического. Иначе говоря, прежде чем что-то распределять, это нужно произвести. И если реальный сектор экономики с этим справляется, то действующему регулируемому законодательству легче выполнять свои функции относительно поставленных перед ним задач. А в совокупности реальному сектору экономики и текущему законодательству под силу обеспечить бездефицитный бюджет – основу роста благосостояния народа. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.- М.: Омега-Л, 2012г.
  2. Бюджетная система Российской Федерации. Под ред. О.В. Врублёвской и М.В. Романовского. Москва: Изд-во «Юрайт», 2010г.
  3. Бюджетный дефицит и государственный долг: проблемы моделирования.// Теория и практика управления. 2008г.
  4. Бликанов А.В., Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов// Дайджест-Финансы, 2010г.
  5. Любимцев Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики // Экономист,2009г.
  6. Межбюджетное регулирование// Финансы и кредит. 2009г.
  7. Нешитой А.С: Финансы и кредит. – М.: Дашков и К, 2009г. 
  8. Современная бюджетная реформа и государственные долги: детерминизм целей и правового регулирования // Право. Политика. Экономика. 2012г.
  9. Сажина М.А Бюджетная политика государства// Дайджест-Финансы, 2011г.
  10. Финансы и кредит. Под ред. М.В. Романовского. Москва: Изд-во «Юрайт», 2008г.
  11. Финансы/Под ред. проф. Романовского М.В., проф. Врублевской О.В., проф. Сабанти Б.М. – М.: Юрайт-М, 2010г.
  12. Экономика/Под ред. доц. Булатова А.С., 2-е изд. - М.2010г.
  13. Якимов В.Д. Бюджетное управление конгресса поддерживает предложенное Бушем сокращение налогов// Налоги и бизнес, 2012г.

Информация о работе Методологические подходы к проблеме бюджетного дефицита