Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является исследование причин появления бюджетного дефицита, его влияние на экономику страны, и проблемы финансирования бюджетного дефицита.
Хорошо это или плохо – допустить образование дефицита и увеличение государственного долга? Следует ли ежегодно принимать сбалансированный бюджет, при необходимости даже путем введения соответствующих законодательных или конституционных мер? В этих и других вопросах я попытаюсь разобраться, рассмотрев различные взгляды экономистов на этот счёт.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие бюджетного дефицита. 5
2. Причины появления и виды бюджетного дефицита. 9
3. Основные бюджетные концепции. 12
4. Бюджетный дефицит и государственный долг. 15
5. Экономические последствия бюджетного дефицита 19
и проблема его финансирования.
Заключение. 23
Список использованной литературы. 26

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования республики Беларусь

УО «Белорусский государственный  экономический 

университет»

 

 

Кафедра экономической  теории

и

истории экономических  учений

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему: Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга.

 

 

 

 

 

 

Студент      Дата/роспись

ФМЭО, 2 курс, группа Ми-1                 ____________                 А.А. Журавский

 

Руководитель                                          ____________                 Л.Б. Мусич                

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2004

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.          3

1. Понятие бюджетного  дефицита.       5

2. Причины появления и виды  бюджетного дефицита.   9

3. Основные бюджетные концепции.      12

4. Бюджетный дефицит и государственный  долг.    15

5. Экономические последствия  бюджетного дефицита   19

    и проблема  его финансирования.

Заключение.         23

Список использованной литературы.     26

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня проблемы экономики  нашей страны становятся всё более  заметны. Низкой остается рентабельность производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. В целом по экономике рентабельность в 2003г. составила 9.1% против 10.8% в 2001г.[1 с.157], что прежде всего определяется постоянным опережающим ростом затрат на производство и сбыт продукции. Более трети предприятий являются убыточными (38.3% от общего числа[1 с.291]). Отмечен рост задолженности предприятий по заработной плате. Не смотря на снижение темпов роста цен, сохраняется сложная инфляционная ситуация.

В 2005 году правительство  намерено осуществить комплекс неотложных мер по повышению жизненного уровня населения, создать условия для устойчивого социально-экономического развития страны. Но это может быть достигнуто только за счет соответствующей денежной политики, в частности уменьшения налогового пресса, умеренного дефицита бюджета, сокращения инфляционных источников его покрытия. Экономический опыт Беларуси последних лет наглядно подтвердил, что высокий уровень инфляции, бесконечное падение обменного курса рубля, невыполнение им своих основных функций как меры стоимости, средства платежа и средства сбережения доходов есть прямое следствие несбалансированности доходов и расходов государства. А точнее, расходов государства, которые в значительной степени не покрывались доходами бюджета, компенсировались кредитной эмиссией Национального банка, что, в свою очередь, подстегивало рост цен.

Во всех формациях  государственный бюджет играл важную роль в выполнении функций государства. Как основной инструмент государственного регулирования общественными процессами особенное значение он принимает в условиях рыночной экономики, а также – переходной.

Законопроекты о бюджете, принятые парламентариями, становятся одними из самых ответственных документов: ведь от них в наибольшей степени зависит материальное благополучие каждого жителя страны.

Между тем, характерной чертой государственных финансов большинства развитых стран последних десятилетий является хронический дефицит государственных бюджетов. В США, например, начиная с 1970г., ни один бюджет федерального правительства не был сбалансирован[2 c.66]. За последнюю четверть века только три раза был сбалансирован бюджет в Великобритании, а в Италии – ни разу[2 c.66].

Достигающие огромных размеров дефициты приводят к увеличению государственного долга, усилению налогового пресса на юридических и физических лиц, становятся главной причиной инфляции, отвлекают кредитные ресурсы из сферы производительного их использования, способствуют росту ссудного процента.

В этой связи экономист  любого профиля должен обладать знаниями в области формирования и использования государственного бюджета, а также знать причины появления и способы финансирования бюджетного дефицита. Этим и объясняется выбор темы моей курсовой работы.

Можно сказать, что тема моей курсовой работы достаточно полно  освещена в экономической литературе, где приводится также большой объем статистического материала по данному вопросу.

Целью моей курсовой работы является исследование причин появления  бюджетного дефицита, его влияние  на экономику страны, и проблемы финансирования бюджетного дефицита.

Хорошо это или плохо – допустить образование дефицита и увеличение государственного долга? Следует ли ежегодно принимать сбалансированный бюджет, при необходимости даже путем введения соответствующих законодательных или конституционных мер? В этих и других вопросах я попытаюсь разобраться, рассмотрев различные взгляды экономистов на этот счёт.

ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

 

Бюджет как особая система общественных отношений  исторически возникает и действует  там, где существует государство  с развитыми товарно-денежными отношениями. Бюджет страны, отражающий основные доходы и расходы государства, называется госбюджетом.

Структура госбюджета каждой страны отражает характер ее административной системы. У нас существовала строгая централизация денежных ресурсов: до 60% национального дохода [4 c.105] изымалась в госбюджет, а затем осуществлялось перераспределение средств по республикам, областям и т.д. В США, например, значительная доля расходов, финансируется из бюджетов штатов и местных органов власти.

Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами и характеризует его несбалансированность. Он возникает вследствие многих объективных и субъективных причин. Наиболее распространенным явлением становится ограниченность финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы. Это может произойти в результате спада или торможения производства, высокого уровня затрат, низкой производительности труда и других причин, содействующих несбалансированности экономики, снижению эффективности хозяйствования.

Возникающий как результат отрицательных явлений в экономической и политической жизни страны бюджетный дефицит усугубляет их, так как влечет за собой эмиссию денег, ускорение инфляции, более резкую несбалансированность экономики и соответственно тяжелые социальные последствия для населения. Это следует отнести к бюджетным дефицитам, превышающим определенный уровень, который в цивилизованном обществе считается управляемым. В соответствии с мировым опытом ограниченный бюджетный дефицит в принципе допустим, и при умелом управлении он может способствовать некоторому оживлению экономики.

Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита в условиях стабильной рыночной экономики следует ограничивать 2-3% к валовому общественному продукту, 5% к национальному доходу, 8-10% к расходной части бюджета. В условиях развитого денежного хозяйства бездефицитного бюджета, как правило, не существует, поэтому государства пытаются его сократить, разумно управляя бюджетным процессом.

Бюджет дореволюционной  Беларуси состоял из двух видов бюджетов: обыкновенного и чрезвычайного. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных доходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. За счет чрезвычайного бюджета погашался бюджетный дефицит, государственный долг, покрывались убытки, вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Главным источником его образования были внутренние и внешние займы.

Темпы роста государственных  доходов на территории Беларуси до начала Первой Мировой войны были ниже чем в целом по России, по этой и другим причинам за 1900-1914 гг. объем расходов ежегодно превышает объем доходов. В 1914 процент превышения достиг 257.9[2 c.16].

Первый бюджет БССР был составлен в 1921г. но исполнен с огромным дефицитом. За счет эмиссии покрывалось до 92% всех расходов. Введение общегражданского, подоходного, местных налогов и сборов, а также косвенных налогов позволило за счет них уже в 1922г. покрыть 35.3% расходов и уменьшить дефицит бюджета до 26.3%[2 c.18].

За годы Второй Мировой войны Беларусь понесла огромный материальный ущерб. Только прямые потери от уничтожения имущества в ценах 1945г. составили 75 млрд. р., что в 35 раз превышало объем государственного бюджета республики в 1940г.

Государственный бюджет республики на 1945г. выполнить в намеченной сумме не удалось, однако по данным официальной статистики в дальнейшем для бюджета характерно было превышение доходов над расходами (от 55% в 1970г. до 10.6% в 1986г.) [2 c.24].

В 1991г. впервые в бюджете Беларуси официально был запланирован дефицит в сумме 3.7 млрд. р., что составило примерно 11.6% ко всем расходам[2 c.25]. Быстрый рост расходов бюджета был вызван не только инфляционными процессами, но и переориентацией направления бюджетных ресурсов на новые потребности в связи с переходом к рыночным отношениям, а также необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности Республики Беларусь.

В 1994г. решающая часть  доходов государственного бюджета  Республики Беларусь (свыше 90%[2 c.27]) формируется за счет налогов и сборов. По внешним признакам эта часть бюджета весьма схожа с бюджетами развитых стран. В ней можно найти признаки рыночной экономики, когда решающая часть доходов формируется за счет множества налогов и сборов. Однако у большинства налогов высокие ставки, которые не стимулируют в должной мере развитие производства. Для изыскания источников покрытия всевозрастающих расходов, сбалансированность бюджета на первое место выдвинута  фискальная функция налогов, а их экономическое воздействие, социальное значение остается незначительным.

В абсолютной сумме размер бюджетного дефицита в 1993г. увеличился более чем в 5 раз при общем  росте бюджета по сравнению с  предыдущим готом в 4.4 раза. В относительных величинах он достиг почти 6% к валовому внутреннему продукту. 13% в 1993 и 13.3% в 1994 к сумме всех расходов  
[2 c.30].

В 2003г. исходя из прогнозируемых доходов и расходов консолидированный и республиканский бюджет определен с дефицитом в 494 млрд. р. или 1.4% к ВВП [3 c.1]. Республиканский бюджет по расходам был выполнен на 92.3% и составил 1.6% к ВВП [3 c.1].

В бюджете 2004г. был заложен дефицит в размере 690.2 млрд. р., или 2% к ВВП. Согласно закону “О бюджете на 2005г.” бюджетный дефицит республиканского бюджета на 2005 год установлен в размере 910 млрд. р. или 1.5% к ВВП [4 c.1].

Понятие дефицита являлось актуальным на протяжении значительного  периода истории Беларуси. Превышение расходной части госбюджета над  его доходной частью было характерно для нашего государства в течение нескольких столетий.

Важнейшей макроэкономической задачей для нашей экономики является сокращение бюджетного дефицита и государственного долга. Для устранения негативных последствий госдефицита необходима разработка комплексных программ по финансовому оздоровлению и стабилизации экономики.

 

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И  ВИДЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

 

Для понимания проблемы бюджетного дефицита в первую очередь  нужно определить причины его  появления. В своей курсовой работе я рассмотрю основные из них.

Во-первых, может существовать дефицитное финансирование военных действий какой-либо державы, либо происходить милитаризация страны. Эти причины вызывают бюджетный дефицит. Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в ходе Второй Мировой войны и проблемы политического выбора, которые она породила. Государственные расходы на вооружение и содержание военнослужащих существенно возросли. Для решения этой проблемы можно было выбрать один из трех вариантов финансовой политики: повысить налоги, напечатать необходимое количество денег и прибегнуть к дефицитному финансированию. Правительство США, например, опасалось, что это полностью подорвет стимулы к труду. Слишком высокие налоговые ставки, очевидно, могли послужить препятствием к вовлечению все большего числа людей в состав рабочей силы. Эмиссия дополнительных денег для финансирования расходов усилила бы инфляцию. Таким образом, участие США во Второй Мировой войне финансировалась в основном за счет продажи облигаций населению, позволившей “оттянуть” из обращения расходуемый доход и высвободить ресурсы из гражданского производства, с тем, чтобы направить их в распоряжение оборонных отраслей.

Вторая причина бюджетного дефицита - экономические кризисы и спады. Так, например, когда национальный доход сокращается, налоговые поступления автоматически уменьшаются и образуют бюджетный дефицит.

И третья основная причина  бюджетных дефицитов – снижение налогов. В США закон о налогах для стимулирования экономического возрождения 1981г. обеспечил значительное снижение как индивидуального налога (подоходного), так и налога на прибыль корпораций. Администрация Рейгана и конгресс не произвели компенсирующего сокращения государственных расходов, создав, таким образом, структурный дефицит федерального бюджета, то есть такой дефицит, при котором бюджет не был бы сбалансирован, даже если бы экономика функционировала при полной занятости на всем протяжении начала 80-х. гг.

Причиной появления  дефицита бюджета могут быть также  стихийные бедствия, осуществление  крупных государственных программ развития экономики, неэффективная денежно-финансовая политика и т.д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доход.

Различают структурный  и циклический дефицит. Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Он приводит, с одной стороны, к сокращению доходов предпринимателей, населения, что уменьшает налоговые поступления в казну, а с другой – к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает расходы государства. Разность между реальным и структурным дефицитом называют циклическим дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком[5 c. 424].

Информация о работе Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга