Методы бюджетного планирования и прогнозирования в развитых странах: сравнительное сопоставление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение методов бюджетного планирования и прогнозирования, используемых в развитых странах. Задачами курсовой работы являются:
- изучение путей совершенствования бюджетного планирования и прогнозирования;
- изучение методологических основ прогнозирования государственных финансовых потоков;
- изучение методов бюджетного планирования и прогнозирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность бюджетного планирования и прогнозирования ……………….5
2. Методы бюджетного планирования и прогнозирования…………………17
3. Особенности общегосударственного бюджетного планирования и прогнозирования в Японии……………………………………28
4. Особенности общегосударственного бюджетного планирования и прогнозирования в Южной Кореи…………………30
5. Особенности общегосударственного бюджетного планирования и прогнозирования во Франции…………………………31
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников…………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Бюджетному планированию и прогнозированию.docx

— 61.13 Кб (Скачать файл)

      Под периодом упреждения при прогнозировании понимается отрезок времени от момента, для которого имеются последние статистические данные об изучаемом объекте, до момента, к которому относится прогноз.

       Многообразие  используемых в практической деятельности прогнозов образует определенную систему. Под системой бюджетного прогнозирования  следует понимать определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающее их согласованность, преемственность и непрерывность.

      В зависимости от характера исследуемых объектов выделяют следующие виды прогнозов: прогнозы доходов, расходов, внешних и внутренних заимствований.

     Прогнозирование доходов охватывает изучение динамики налогооблагаемой базы по налоговым  доходам, неналоговым доходам, взаимоотношений  между бюджетами различных уровней.

      Прогнозирование расходов характеризует динамику изменения расходов по их экономическому и функциональному содержанию.

      Прогнозирование бюджета охватывает все аспекты и уровни его функционирования и основывается на совокупности всех перечисленных выше прогнозов, т.е. носит комплексный характер.

      Разработка  какого-либо прогноза есть поиск возможного реалистического, экономически верного решения. Любой прогноз обнаруживает вероятность различных вариантов развития, анализирует и обосновывает их. Он содержит материалы, необходимые для разработки финансовых документов, принятия обоснованных управленческих решений.

      Прогнозирование имеет некоторые специфические особенности.

       Во-первых, оно основано на прогностических  методах.

      Во-вторых, прогнозирование существует как самостоятельная отрасль знаний, так как ряд бюджетных процессов не поддается планированию и является исключительно объектом прогнозирования. Это демографические процессы, некоторые бюджетные услуги, отдельные источники доходов и некоторые другие. В период перехода к рынку перечень прогнозируемых явлений и процессов расширяется.

        В третьих, прогнозирование характеризует определенную, отличную от других путей познания бюджетного потенциала, а также самостоятельные, хотя и взаимосвязанные с ними формы предвидения его будущего состояния.

       Прогнозирование базируется на следующих принципах:

     • системности,

     • научной обоснованности,

     • адекватности,

     • альтернативности,

     • целенаправленности.

        Принцип системности прогнозирования предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в бюджетной  системе, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснование любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинению достижению этой цели деятельности всех входящих в нее подсистем. При этом данная система рассматривается как часть более крупной социально-экономической системы, а также состоящей из определенного количества подсистем. Однако в условиях переходной экономики построить целостную систему моделей бюджетного прогнозирования очень сложно, поскольку это сопряжено с рядом трудностей методологического и организационного характера. Решение этой проблемы может быть достигнуто на основе унификации блочных моделей, вычислительных способов решения, создание информационного банка данных.

      Принцип научной обоснованности означает, что в бюджетных прогнозах всех уровней всесторонний учёт требований объективных экономических законов должен базироваться на применении научного инструментария, глубокого изучения достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов. Прогнозирование должно строиться на широком использовании методик и моделей как условия научного формирования прогнозов отдельных блоков комплексной системы, их обоснованности, действенности и своевременности.

        Принцип адекватности прогноза объективным  закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создания теоретического аналога реальных экономических процессов с полной и точной имитацией.

        Реализация  принципа адекватности предполагает учет вероятностного, стохастического характера реальных процессов. Это означает необходимость оценки как сложившихся отклонений, так и таких, которые могут иметь место, а также господствующих тенденций, определение возможной области их расхождения, т.е. оценку вероятности реализации выявленной тенденции.

        Принцип альтернативности прогнозирования  связан с возможностью развития народнохозяйственного  комплекса и его отдельных  звеньев по разным траекториям, при  разных взаимосвязях и структурных  соотношениях. При переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего развития возникает необходимость построения альтернатив, т.е. определения одного из двух или нескольких возможных, а зачастую и противоположных, взаимоисключающих путей развития хозяйства.

       Принцип целенаправленности представляет активный характер прогнозирования, поскольку  содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в  экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.

       Основными функциями прогнозирования являются:

     • научный анализ  экономических, социальных, научно-технических  процессов и  тенденций;

     • исследование объективных  связей бюджетных  явлений  развития в конкретных условиях  в определенном периоде;

     • оценка объекта  прогнозирования;

     • выявление объективных  альтернатив  экономического  и социального развития;

     • накопления научного  материала для  обоснованного  выбора определенных решений.

        Рассмотрим  некоторые из названных функций более подробно.

        Научный анализ осуществляется по трем стадиям, или этапам: ретроспекция, диагноз, проспекция.

     Под ретроспекцией  понимается этап прогнозирования,  на котором исследуется история   развития объекта прогнозирования   для получения его систематизированного  описания. На стадии ретроспекции  происходит сбор, хранения и обработка  информации, источников, необходимых  для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения и предоставления ретроспективной информации, уточнение и окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования.

     Диагноз – этап  прогнозирования, на котором   исследуется систематизированное   описание объекта прогнозирования   с целью выявления тенденции   его развития и выбора моделей   и методов прогнозирования. На  стадии диагноза производится  анализ объекта прогнозирования,  который лежит в основе прогнозной  модели. Этот анализ заканчивается  не только разработкой модели  прогнозирования, но и выбором  адекватного метода прогнозирования.

         Проспекция - этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификации), а также реализация цели прогноза путём объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез). На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объекте прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией.

        Исследование  объективных связей финансовых отношений  государства в процессе разработки механизма использования механических законов, являющихся отражением существенных причинно-следственных связей, явлений  выражающих их повторяемость в определённых условиях. Вместе с тем при прогнозировании необходимо учитывать и неопределённость, обусловленную вероятностным действием экономических законов, неполнотой их знания, наличием субъективного фактора при принятии плановых решений, несовершенством и недостаточной надёжностью информации.

       Оценка  объекта прогнозирования базируется на сочетании аспектов детерминированности и неопределённости.

        Детерминизм – философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную  обусловленность всех явлений природы и общества. Детерминировать – значит определять, обусловливать. При абсолютном детерминизме исчезает возможность альтернативного выбора решений. При абсолютной неопределённости конкретное представление будущего невозможно. Поэтому при отсутствии одного из аспектов прогнозирование теряет смысл.

         Выявление объективных альтернатив исследуемого процесса и тенденции его развития на перспективу предполагает необходимость  выбора между взаимоисключающими возможностями. Необходимо ставить под контроль экономические и социальные процессы, определять в соответствии с поставленными перспективными целями оптимальные пропорции на длительный период.

        Реализация  функций прогнозирования позволяет  определить общие и специфические  подходы, составляющие его научную основу. В прогнозировании используются следующие общенаучные подходы: исторический и комплексный.

        Исторический  подход заключается в рассмотрении каждого явления и процесса во взаимосвязи его исторических форм. В процессе прогнозирования следует исходить из того, что современное исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее – закономерный результат его развития в прошлом и настоящем.

       Комплексный подход предполагает рассмотрение объекта исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями. В его рамках выделяют в качестве специфических, генетический (исследовательский, поисковый) и нормативный (целевой) подходы.

         При генетическом подходе конечной целью  является определение возможных  состояний объекта прогнозирования в перспективе, с учётом сохранения существующих тенденций развития этого объекта. При этом не учитываются условия, которые могут изменить эти тенденции. При нормативном подходе принимается в качестве цели определение путей и сроков достижения возможного состояния объекта прогнозирования в будущем. Исследуются и прогнозируются возможные пути изменения тенденции за счёт интенсификации производства, изменения его структуры, динамика экономических показателей, производительности труда и т.д. Оба названных подхода связаны между собой, взаимно дополняют друг друга и, как правило, используются в совокупности, обеспечивая комплексное изучение прогнозируемого явления или процесса.

 

 

         2. Методы бюджетного планирования и прогнозирования

          Одним из методов бюджетного планирования и прогнозирования является анализ текущего исполнения бюджета. Без него процесс прогнозирования невозможен в принципе, поэтому метод экономического анализа применяется на всех этапах бюджетного процесса. Он позволяет определить степень выполнения бюджетных показателей за истекший период и дать ожидаемую оценку исполнения бюджета в финансовом году. На этапе формирования проекта бюджета упор в аналитической работе делается на выявление резервов увеличения доходов бюджета, определение мероприятий по повышению эффективности распределения и использования бюджетных средств. Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении показателей, резервы.

Методика экономического анализа исполнения бюджетах условно  может быть подразделена на общую и частную. Общая методика одинаково применима при анализе как общих итогов, так и конкретных результатов исполнения бюджета по доходам и расходам. К ней относятся:

- определение задач анализа;

- подбор и предварительная  проверка достоверности и правильности  данных;

- использование приема  сравнения как основного при  определении уровня исполнения  и динамики бюджетных показателей;

- применение утвержденных  или уточненных данных в качестве  базы для сравнения и оценки  показателей;

- прием разложения отклонений  от установленных назначений  по факторам, по-разному повлиявшим  на результаты исполнения по  доходам или расходам;

- широкое применение наряду  с абсолютными относительных и средних показателей, а также сводных величин;

- применение аналитических  группировок и построение таблиц, позволяющих судить о результатах  исполнения бюджета и др.

Практическое применение частной методики определяется уровнем  бюджета, видом доходов или направлением расходов, количеством и качеством  данных, которые обеспечат наиболее полную информацию по анализируемому вопросу, способами их проверки, видами необходимых группировок и расчетов, аналитических таблиц, предположительными выводами по результатам анализа.

Каждый из приемов анализа  имеет важное значение, но конкретность и действенность выводов экономического анализа зависят прежде всего от их комплексного применения. Дополняя друг друга, они способствуют раскрытию сложных связей и зависимостей, возникающих между различными показателями в процессе исполнения бюджета по доходам и расходам.

Информация о работе Методы бюджетного планирования и прогнозирования в развитых странах: сравнительное сопоставление