Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение методов бюджетного планирования и прогнозирования, используемых в развитых странах. Задачами курсовой работы являются:
- изучение путей совершенствования бюджетного планирования и прогнозирования;
- изучение методологических основ прогнозирования государственных финансовых потоков;
- изучение методов бюджетного планирования и прогнозирования.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность бюджетного планирования и прогнозирования ……………….5
2. Методы бюджетного планирования и прогнозирования…………………17
3. Особенности общегосударственного бюджетного планирования и прогнозирования в Японии……………………………………28
4. Особенности общегосударственного бюджетного планирования и прогнозирования в Южной Кореи…………………30
5. Особенности общегосударственного бюджетного планирования и прогнозирования во Франции…………………………31
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников…………………………………………35
Сущность нормативного метода
в том, что на основе заранее установленных
норм и технико-экономических
Многолетние прогнозы отличаются в основном высокой степенью детализации доходов и расходов. Так, Минфин Германии прогнозирует 8000 статей расходов и 1200 статей доходов государственного бюджета на три года.
Страны, которые включают многолетний план в закон о бюджете, составляют его в той же детализации, что и ежегодный бюджет.
В некоторых странах многолетний, как и ежегодный, бюджет составляется в отдельных документах: текущий бюджет, бюджет капитальных расходов, управленческий бюджет, бюджет социальных расходов. Многолетнее бюджетное планирование осуществляется в номинальных или постоянных ценах. В странах с высокой инфляцией (более 3% в год) прогнозы целесообразнее разрабатывать в постоянных ценах. В некоторых странах прогноз расходов осуществляется путем их индексации в соответствии с индексом потребительских цен.
Многолетнее бюджетное планирование
строиться на основе Концепции долгосрочной
финансовой политики, охватывающей десятилетний
период. Концепция долгосрочной финансовой
политики разрабатывается на основе
прогноза государственных финансовых
потоков всех секторов экономики: частный
сектор, бюджет, население, внешнеэкономический
сектор. Она устанавливает основные
ориентиры финансовой политики, исходя
из целей и задач экономического
развития. Разработка прогноза финансовых
потоков между всеми
Долгосрочный прогноз бюджета целесообразно строить в постоянных ценах на основе агрегированных показателей доходов, расходов (прямо зависящих от демографической ситуации; не зависящих от демографической ситуации; процентных платежей по государственному долгу) и дефицита в следующей последовательности:
а) Составляется базовый
прогноз консолидированного бюджета
и бюджета государственных
б) Проводится оценка влияния долговременных структурных реформ, изменений в законодательстве, оказывающих влияние на бюджет.
В целях установления более жесткого контроля за расходами целесообразно их разделить на:
- расходы, утверждаемые ежегодно;
- расходы, закрепленные на длительный период.
в) Оценивается чувствительность бюджетных параметров к изменению макроэкономических показателей. Определяются возможные отклонения доходов, расходов и дефицита бюджета при изменении на 1 процентный пункт:
- ВВП;
- инфляции;
- темпов роста мировой экономики.
Отказ от жесткой привязки к тому или иному сценарию придаст гибкость и универсальность долгосрочным бюджетным проектировкам.
Создание моделей бюджетов не только реализует такой подбор статистики, который бы отвечал задачам прогноза, но и предоставляет возможность построения на основе имеющейся статистики прогнозных значений для различных временных интервалов. Используются в основном наиболее распространенные методы линейного, экспоненциального, сезонного приближения, а также дополнительно реализованные усложненные методы математического моделирования.
Кроме возможностей наглядного
сравнения фактических
Самым распространенным является
индексный метод
Но применение этого метода
является правомерным только при
наличии уверенности в
В наших условиях по отношению к доходам его применение является вынужденным (у нас просто нет иного подхода), но в той или иной степени оправданным.
Что же касается расходов, то
индексация расходов предыдущего финансового
года однозначно переносит ошибки в
распределение бюджетных
3. Особенности
общегосударственного
Особенность общегосударственного бюджетного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических прогнозов, планов и научно технологических программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики. Вопросами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов занимаются Экономический совет, образованный при правительстве, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), Управление по науке и технологии. В Японии разрабатываются пятилетние планы-программы (носящие индикативный характер) как было сказано выше. Они разрабатываются по заданию правительства, в котором сформулированы важнейшие стратегические цели. Планы представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья экономики на достижение общенациональных целей. Планы-программы дают, во-первых, представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри и за пределами страны, в-третьих, обосновывают рекомендации по решению этих проблем. Для разработки планов изучаются статистические данные, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании этих данных производится анализ и прогноз по каждой отрасли и экономике страны в целом. Опираясь на рекомендации правительства, каждая корпорация вырабатывает свою стратегию.
Общепризнано, что основой японского бизнеса является планомерность, т.е. все действия любого предприятия (организации) обязательно осуществляются по строгому плану. Всякое действие включает три операции: планирование, само действие и контроль. Многие исследователи утверждают, что страна буквально укутана сетью планов, и план в Японии не противоречит рынку. Большое внимание уделяется всем видам планов, особенно стратегическим, ориентированным на достижение крупных целей и развитие на долгосрочной основе. Долгосрочное планирование в Японии начало ускоренно внедряться с 1950 года. В 1956 г. был принят первый пятилетний план экономического развития страны.
4. Особенности общегосударственного бюджетного планирования и прогнозирования в Южной Кореи
В Южной Корее широкое распространение в прогнозировании получили экспертные оценки. Для количественных расчетов с помощью методов моделирования Южная Корея прибегает к помощи США. Экономической реалией Южной Кореи является централизованное планирование с использованием средне- и долгосрочных планов и целевых программ, с установлением порой детализированных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой мониторинга хозяйственной деятельности и безжалостной экономической, а иногда и административно-командной отбраковкой «неудачников». Но все это увязано с рынком. Основная ставка делается на всемерное поощрение экспорта путем предоставления льгот и субсидирования национальных экспортеров. Если в течение строго ограниченного времени экспортеру не удалось занять рыночную нишу или нарастить свое присутствие на данном товарном рынке, он автоматически теряет льготы и субсидии.
Под контролем государства находятся внутрифирменные издержки и качество продукции, иностранный капитал. В основе экономического рынка Южной Кореи лежит рынок не внутренний, а мировой. Умелое использование планового и свободного рыночного развития, позволило Южной Корее в сжатые сроки войти в разряд стран с развитой экономикой. Любые хозяйственные решения в стране подчиняются общей цели. Планы социально-экономического развития Южной Кореи и на перспективу предусматривают дальнейшее масштабное и активное участие государства в процессе экономического развития.
5. Особенности общегосударственного бюджетного планирования и прогнозирования во Франции
Во Франции при прогнозировании используются два важнейших подхода: экстраполяция сложившихся тенденций, графические методы и моделирование будущего развития сельского хозяйства. Во всех странах прогнозирование сельского хозяйства становится составной частью общегосударственных и межгосударственных целевых программ. Французская система планирования - своеобразный продукт рыночной экономики. Вместе с развитием национального рынка она прошла через три крупных этапа планирования. Первый этап относится к послевоенному периоду. С 1945 до 1960 г. для Франции было характерно директивное планирование, перенятое в бывшем СССР. В конце 60-х годов был осуществлен переход к индикативному планированию, позволяющему координировать позиции государства и частного бизнеса. В начале 90-х годов во Франции стало развиваться стратегическое планирование в связи со сближением рынка Франции с национальными рынками западных стран. Направления стратегического развития разрабатываются в виде целевых государственных программ и сопровождаются комплексом различных финансовых льгот и преференций, стимулирующих их реализацию. Среди важнейших средств достижения намечаемых целей во Франции следует выделить поощрение развития конкуренции. Для развития конкуренции государство поощряет создание малых предприятий. Им оказывается содействие в получении долго- и краткосрочных кредитов, повышении квалификации управленческого персонала. Предоставляются налоговые льготы, коммерческая информация. Создаются законодательные гарантии по предотвращению банкротства. Воздействие государства на производство осуществляется, через систему госзаказа не только в государственном секторе, но и в рыночном. Система госзаказа именуется во Франции системой государственных рынков. Управление госпредприятиями осуществляется на принципах контрактации. Плановый контракт, заключенный государством со своими предприятиями, выступает как форма управления государственным сектором. Госзаказ можно рассматривать как метод взаимодействия с рыночным сектором экономики. Но Франции осуществляется государственное управление ценами. Государство регулирует в основном цены на энергоносители, общественный транспорт, телефон, тарифы на проезд по автодорогам, на продукцию и услуги монополистов (производителей и продавцов), а также на продукты питания, жилье, медицинскую помощь и на другие товары и услуги, имеющие социальное значение. Используются различные методы регулирования: прямое установление цен, заключение соглашений об уровне цен с союзами предпринимателей исходя из динамики и индексов цен на отдельные виды продукции и др.
Большинство макроэкономических прогнозов разрабатывается с помощью пяти главных методов. К ним относятся: методы экспертных оценок, экономических индикаторов, модели динамических рядов, эконометрическое моделирование, модель «затраты - выпуск».
В США выделяются три уровня организации прогнозных исследований: прогнозирование в системе государственного регулирования; внутрифирменное прогнозирование; коммерческое прогнозирование. На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений: федеральные и штатов; местные органы власти.
Заключение
Целью прогнозирования
Инструментарий, используемый при реализации данного подхода, позволит получать четкое представление о том, к каким последствиям в реальном секторе экономики приводят изменения динамики и структуры бюджетных, денежно-кредитных показателей под влиянием действующих и разрабатываемых законодательных решений.
Итогом практического применения результатов прогноза является разработка корректирующих мероприятий по обеспечению равенства ресурсов и расходов в тесной увязке с развитием экономики.
Прогнозирование осуществляется
в среднем сроком на пять лет. При
этом прогноз на следующий год
разрабатывается
Среднесрочный прогноз служит основой для разработки ежегодных проектировок бюджета, основных параметров денежно-кредитной политики и реализации структурных мероприятий.
Выработка рекомендаций подразумевает
оптимизацию государственных
Общим критерием эффективности государственных финансовых потоков является достижение заданных макроэкономических параметров (реальный рост ВВП, объемы промышленного производства, темпы инфляции, динамика денежно-кредитных показателей, показатели платежного баланса). При этом прогнозирование государственных финансовых потоков должно дополняться внедрением многолетнего бюджетного планирования.