Направления реформирования бюджетного процесса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение бюджетного процесса, а также реформирования бюджетного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 дать понятие и рассмотреть организацию бюджетного процесса;
 дать характеристику стадий бюджетного процесса и его участников;
 рассмотреть процесс реформирования бюджетного процесса в
Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Бюджетный процесс……………………………………………………..5
1.1. Понятие и организация бюджетного процесса……………………………...5
1.2. Принципы бюджетного процесса………………………………………...… 8
1.3. Задачи бюджетного процесса………………………………………………..9
1.4. Структура бюджетного процесса………………………………………….10
1.5. Участники бюджетного процесса…………………………………………12
Глава 2 Организация бюджетного процесса……………………………….....15
2.1 Стадия составления бюджета……………………………………………....15
2.2 Стадия рассмотрения и утверждения бюджета……………………….….22
2.3 Стадия исполнения бюджета…………………………………………….….26
2.4 Стадия утверждения отчета об исполнении бюджета…………..................28
Глава 3 Направления реформирования бюджетного
процесса в РФ……………………………………………….………....30
Заключение……………………………………………………………………..36
Практическая часть…………………………………………………………….39
Список используемых источников…………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

Бюд_процесс_курсовая .doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Бюджетный  процесс……………………………………………………..5

1.1. Понятие  и организация бюджетного процесса……………………………...5

1.2. Принципы бюджетного  процесса………………………………………...… 8

1.3. Задачи бюджетного процесса………………………………………………..9

1.4. Структура бюджетного процесса………………………………………….10

1.5. Участники бюджетного процесса…………………………………………12

Глава 2 Организация бюджетного процесса……………………………….....15

2.1 Стадия составления бюджета……………………………………………....15

2.2 Стадия рассмотрения и утверждения бюджета……………………….….22

2.3 Стадия исполнения  бюджета…………………………………………….….26

2.4 Стадия утверждения отчета об исполнении бюджета…………..................28

Глава 3 Направления реформирования бюджетного

          процесса в РФ……………………………………………….………....30

Заключение……………………………………………………………………..36

Практическая часть…………………………………………………………….39

Список используемых источников…………………………………………....41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это, в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.

Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению  финансово-бюджетной политики и  управлению бюджетной системой представляет собой бюджетный процесс.

Под бюджетным процессом  понимается регламентированная и регулируемая процессуальными нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и всех участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов внебюджетных фондов, их утверждению, исполнению, а также по утверждению отчетов об их исполнении.

             Нормы бюджетного процесса предписывают  правила и порядок применения  норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов – участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Правовую основу бюджетного процесса в Российской Федерации  составляют положения Конституции, Бюджетного кодекса Российской Федерации  и принятые в соответствии с ним  нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Стабильность и достаточность  формирования финансовых ресурсов, необходимых  для реализации полномочий органов  государственной власти, безусловно, относится к числу наиболее актуальных проблем в области среднесрочного и текущего прогнозирования, требующих серьезного осмысления и практического решения. В связи с этим является актуальным рассмотрение бюджетного процесса и его реформирования.

Объектом данной курсовой работы является – бюджетный процесс в РФ.

Целью курсовой работы является изучение бюджетного процесса, а также  реформирования бюджетного процесса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • дать понятие и рассмотреть организацию бюджетного процесса;
    • дать характеристику стадий бюджетного процесса и его участников;
    •  рассмотреть процесс реформирования бюджетного процесса в 
      Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Бюджетный  процесс

1.1. Понятие и организация  бюджетного процесса

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

  1. составление проектов бюджетов;
  2. рассмотрение и утверждение бюджетов;
  3. исполнение бюджетов;
  4. составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.      Бюджетный   процесс   представляет   собой   четко   формализованную последовательность действий, связанных с составлением проектов бюджетов, рассмотрением и утверждением бюджетов, их исполнением, государственным и муниципальным финансовым контролем.

Для составления проектов бюджетов разрабатываются прогнозы социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований  и отраслей экономики, а также  осуществляется подготовка сводных финансовых балансов.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости  достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами и нормативами, установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетная политика Российской Федерации на очередной  финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ.

Составление бюджета  основывается на следующих данных макроэкономики:

- прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

- основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории;

- прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории;

- нормативах финансовых затрат;

- плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории;

- долгосрочных целевых программах.

Прогноз социально-экономического развития территории

разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета.

Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.

Перспективный финансовый план - документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов  и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Он составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.

План развития государственного или муниципального сектора экономики  включает:

  • перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий;
  • перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности государственных или муниципальных унитарных предприятий;
  • программу приватизации государственного или муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;
  • сведения о предельной штатной численности государственных или муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.

В план развития государственного сектора экономики федерального уровня включается в форме сводного плана по главным распорядителям бюджетных средств план предоставления государственных или муниципальных услуг бюджетными учреждениями.

Долгосрочные целевые  программы разрабатываются органом  исполнительной власти, органом местного самоуправления и утверждаются соответствующим  законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления.

Формирование перечня  долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, органом  местного самоуправления   в   соответствии   с   прогнозом   социально-экономического развития РФ и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

Долгосрочная целевая  программа, предлагаемая к утверждению  и финансированию за счет бюджетных  средств или средств государственного внебюджетного фонда, содержит:

  • технико-экономическое обоснование;
  • прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации программы;
  • наименование заказчика программы;
  • сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам;
  • другие документы.

Для составления проекта  бюджета на очередной финансовый год готовятся следующие документы  и материалы:

  1. прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;
  2. основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

3) прогноз сводного финансового баланса соответствующей 
территории на очередной финансовый год.

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:

  • прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;
  • план развития государственного или муниципального сектора экономики;

        - структура внутреннего государственного или муниципального долга и программа внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;

- программа предоставления государственных или муниципальных 
гарантий на очередной финансовый год;

  • оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год;
  • другие документы и материалы.

Исходными макроэкономическими  показателями для составления проекта бюджета являются объем ВВП на очередной финансовый год и темп его роста, а также уровень инфляции.

 

1.2. Принципы бюджетного процесса

     В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были  использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.

Принципы бюджетного процесса:

 


       


 


 

 

 

  • Единство - наличие единой правовой базы, единой бюджетной классификации, единства бюджетной документации, единства денежной системы.
  • Самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти обеспечивается наличием соответственных источников дохода и правом определять направления использования.
  • Балансовый метод - установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также натуральными и финансовыми показателями. Метод создает устойчивость бюджета, обеспечивает сохранение необходимых пропорций в распределении средств.

 

1.3. Задачи  бюджетного процесса

Задачами бюджетного процесса являются:

  • Максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитию рыночному хозяйству;
  • Определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
  • Установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
  • Согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
  • Сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
  • Осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
  • Повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
  • Усиление контроля над финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
  • Автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.

Информация о работе Направления реформирования бюджетного процесса в РФ