Направления реформирования бюджетного процесса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение бюджетного процесса, а также реформирования бюджетного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 дать понятие и рассмотреть организацию бюджетного процесса;
 дать характеристику стадий бюджетного процесса и его участников;
 рассмотреть процесс реформирования бюджетного процесса в
Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Бюджетный процесс……………………………………………………..5
1.1. Понятие и организация бюджетного процесса……………………………...5
1.2. Принципы бюджетного процесса………………………………………...… 8
1.3. Задачи бюджетного процесса………………………………………………..9
1.4. Структура бюджетного процесса………………………………………….10
1.5. Участники бюджетного процесса…………………………………………12
Глава 2 Организация бюджетного процесса……………………………….....15
2.1 Стадия составления бюджета……………………………………………....15
2.2 Стадия рассмотрения и утверждения бюджета……………………….….22
2.3 Стадия исполнения бюджета…………………………………………….….26
2.4 Стадия утверждения отчета об исполнении бюджета…………..................28
Глава 3 Направления реформирования бюджетного
процесса в РФ……………………………………………….………....30
Заключение……………………………………………………………………..36
Практическая часть…………………………………………………………….39
Список используемых источников…………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

Бюд_процесс_курсовая .doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

 

1.4. Структура бюджетного процесса

Общую структуру можно  бюджетного процесса можно представить в виде схемы (рис. №1), из которой видно, что бюджетный процесс не просто сумма четырех стадий, а сложный многоплановый механизм социально-экономической жизнедеятельности физических, юридических лиц и государства.

 

Рис. № 1 Структура бюджетного процесса

Механизм бюджетного процесса в РФ строиться на принципах  соответствующего бюджетного устройства и бюджетных правах различных  уровней власти. Именно бюджетные  права определяют полномочия представительных и исполнительных органов власти по формированию, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Свое отражение они находят в законах соответствующих органов власти о бюджетном процессе.

По действующему законодательству РФ управление составлением и исполнением  бюджетов является функцией исполнительных органов власти, а рассмотрение и утверждение – представительных. На практике данные процессы осуществляются при сотрудничестве обеих ветвей власти. Причем выполнение такой функции, как контроль исполнения бюджетов, в большей степени ложиться на исполнительные органы. Так, основные положения относительно составления, рассмотрения, утверждения и исполнения федерального бюджета устанавливаются Федеральным собранием РФ, конкретные сроки и формы бюджетной отчетности Минфином РФ.

В хронологическом аспекте  бюджетный процесс развивается  сверху вниз, от федерального бюджета  к местным. Такая система обусловлена  многообразием форм собственности, невозможностью планомерного развития национальной экономики, а также  характером формирования закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций. Общая официальная продолжительность бюджетного процесса применительно к федеральному бюджету (от послания Президента до федерального закона об исполнении бюджета) составляет более трех лет: составление, рассмотрение и утверждение – 10 месяцев, исполнение – один год, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета до 1,5 лет. Фактически она может быть еще больше за счет предварительной работы по решению различных проблем формирования, утверждения и исполнения бюджета. Длительность бюджетного процесса территориальных бюджетов, как правило, меньше. С федеральными бюджетными фондами ситуация сложнее, поскольку их законодательство еще окончательно не сформулировало.

 

1.5. Участники бюджетного процесса

   Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

  • Президент РФ;
  • Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
  • Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
  • Правительство РФ;
  • орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета (Министерство финансов Российской Федерации);
  • орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета (Федеральное казначейство);
  • органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
  • Банк России;
  • Счетная палата Российской Федерации;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Министерство финансов обладает следующими бюджетными полномочиями:

- составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство;

- принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

- осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;

- составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

- разрабатывает прогноз консолидированного бюджета;

- разрабатывает Программу государственных внутренних заимствований РФ;

- осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями;

- разрабатывает программу государственных внешних заимствований; осуществляет методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц;

- получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета, а также отчета об исполнении консолидированного бюджета;

- обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- предоставляет государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам;

- проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств;

- составляет отчет об исполнении бюджета и др.

     Руководитель Министерства финансов Российской Федерации (министр финансов) имеет исключительное право дать разрешение (разрешительная надпись) на совершение следующих действий:

- утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

- утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета;

- предоставление бюджетных ссуд из средств федерального бюджета;

- введение режима сокращения расходов федерального бюджета;

- перемещение ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов Российской Федерации.

     Совершение указанных действий без разрешительной надписи министра финансов является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет наложение ответственности.

     Министерство финансов Российской Федерации несет ответственность за:

- соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;

- своевременность составления бюджетной росписи;

- соблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.

     Министр финансов персонально несет ответственность за:

- соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;

- своевременность составления бюджетной росписи;

- введение режима сокращения расходов бюджета при получении сведений о невозможности исполнения федерального бюджета.

     Федеральное казначейство несет ответственность за:

- правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;

- финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с нарушением порядка;

- полноту перечисления бюджетных средств получателям бюджетных средств;

- своевременность перечисления бюджетных средств получателям бюджетных средств;

- своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

- своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

- своевременность доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах обязательств бюджета до получателей бюджетных средств;

- финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

- финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;

- осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями;

- исполнение предписаний Счетной палаты и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств.

     Органы исполнительной власти Российской Федерации вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов через Федеральное казначейство на основании соглашений. При этом полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации (включая кредитные организации), осуществляющие операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация бюджетного процесса в РФ

 

     Бюджетный процесс в РФ регулируется Законом РСФСР «Об основах збюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» и др. законами РФ, законами республик в составе РФ и др.

    Бюджетное регулирование является составной частью бюджетного процесса. Бюджетное регулирование представляет собой перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней.

     Продолжительность бюджетного процесса:

  • 1 и 2-ая стадии - более года;
  • ·3-я стадия (с 1.01 - 31.12)  - год;
  • ·4-я стадия - полгода.

     Для завершения исполнения бюджета кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется льготный период - 1 месяц, в течении которого должны быть закончены операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.

     Существует понятие счетный период - это финансовый год вместе с льготным периодом.

 

2.1 Стадия составления бюджета

Процесс разработки включает:

  • разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, ее субъектов, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов;
  • составление и оглашение бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ;
  • разработка проекта законов о бюджете;
  • представление пакета документов в законодательные органы.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством РФ и субъектов РФ, правовыми актами органов власти местного самоуправления.

Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего  очередному финансовому году.

В бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на государственные или муниципальные услуги, а также в соответствии с другими нормами (нормативами).

Разработкой проектов бюджетов занимаются Правительство РФ, соответствующие  органы исполнительной власти субъектов  РФ и местного самоуправления.

Непосредственное составление  проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

К сведениям, необходимым  для составления проектов бюджетов, относятся сведения:

  • о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;
  • о нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • о видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;
  • о нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
  • о нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.

Составление бюджета  основывается на следующих источниках: законодательных и нормативных материалов представительных и исполнительных органов власти РФ, субъектов РФ местных органов самоуправления; финансовых планов исполнительных органов власти, министерств и ведомств РФ и административных образований; финансовых планов предприятий и организаций государственного сектора; плановых материалов государственных финансовых институтов – МНС РФ, ГТК РФ, государственных внебюджетных фондов и т.д.; программ и прогнозов социально-экономического развития РФ и административно-территориальных образований; программ и прогнозов финансовой деятельности предприятий и

организаций негосударственного сектора; других законодательных, нормативных  и статистических материалов. 

Порядок и сроки составления  проекта федерального бюджета и  проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Составление проекта  федерального бюджета осуществляется Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год осуществляется с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для предоставления одновременно с проектом Федерального бюджета, определяются Правительством РФ.

Информация о работе Направления реформирования бюджетного процесса в РФ