Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 19:03, курсовая работа
Изучение правовых источников, регулирующих деятельность органов финансового контроля, их права и обязанности и внесение в них соответствующих изменений является целью исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
дать определение финансового контроля и раскрыть сущность его основных видов, форм и методов;
рассмотреть права и обязанности государственных органов финансового контроля и выявить соответствующие недостатки;
раскрыть права и обязанности органов негосударственного финансового контроля.
Введение……………………………………………………………........3-5
Глава 1. Понятие финансового контроля, его виды, формы и методы………………………………………………………………………....6-12
Глава 2. Основы государственного(муниципального) финансового контроля……………………………………………………………………....12-22
Глава 3.Органы негосударственного финансового контроля……...23-28
Заключение…………………………………………………………….29-34
Список использованной литературы…………………………………34-35
Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.
Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Согласно п. 1 ст. 267.1 БК РФ методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций. Однако, в п.1 ст. 16 ФЗ «О Счётной палате РФ» предусмотрены следующие методы осуществления контрольной деятельности: проверка, ревизия, анализ, обследование, мониторинг.
Как видно, имеются расхождения между двумя законодательными актами по вопросу о методах финансового контроля, следственно необходимо привести в соответствие ст.16 ФЗ «О Счётной палате РФ» со ст. 267.1 БК РФ, поскольку БК РФ имеет большую юридическую силу. Изменения должны выглядеть следующим образом:
Статья 16. Методы осуществления деятельности Счетной палаты
1. Методами осуществления
2. Проверка применяется в целях документального исследования отдельных действий (операций) или определенного направления финансовой деятельности объекта аудита (контроля) за определенный период, указанных в решении о проведении проверки.
3. Ревизия применяется в целях комплексной проверки деятельности объекта аудита (контроля), которая выражается в документальной и фактической проверке законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности.
4. Результаты проверки, ревизии оформляются актом.
5. Анализ применяется в целях исследования отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта аудита (контроля) и систематизации результатов исследования. (исключить данный пункт)
6. Обследование применяется в целях анализа и оценки состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля). (сделать данный пункт 5 по нумерации)
7. Результаты анализа, обследования оформляются заключением. (исключить понятие «анализ» и сделать пункт 6 по нумерации)
8. Мониторинг применяется в целях сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) на системной и регулярной основе. (исключить данный пункт)
Вывод:в данной главе раскрыто понятие финансового контроля, перечислены основные виды, формы и методы финансового контроля в Российской Федерации, а также выявлены недостатки при рассмотрении законодательных актов, регулирующих контрольную деятельность в финансовой сфере, а именно в ФЗ «О Счётной палате РФ», и предложены соответствующие изменения по их устранению в ст. 16. «Методы осуществления деятельности Счетной палаты».
Глава 2.Основы государственного(
Согласно Указу Президента РФ от 25.07.1996 №1095 (ред. от 18.07.2001) «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ[11].
Главой 26 Бюджетного Кодекса Российской Федерации(далее БК РФ) установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии с главой 26 Бюджетного кодекса РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий [2, ст. 265].
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
Однако, в данной статье наряду с понятиями предварительного и последующего контроля нет понятия текущего финансового контроля, который имеет место быть при исполнении бюджетов различных уровней РФ, поэтому предлагаю ввести данное понятие в ст.265 «Виды государственного (муниципального) финансового контроля»:
5.текущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
Финансовый контроль реализуется не только в бюджетной сфере. Необходимо отметить существование налогового, валютного, таможенного контроля, а также банковского надзора6. Исходя из этого, можно назвать более широкий круг контрольных органов, чем перечисленный в БК РФ. На федеральном уровне финансово-контрольные мероприятия проводятся соответствующими комитетами палат Федерального Собрания РФ, Счетной Палатой РФ, Правительством РФ, рядом федеральных органов исполнительной власти, а также Центральным Банком РФ (который не обладает статусом органа государственной власти и осуществляет валютный контроль и банковский надзор)7.Остановимся подробнее на рассмотрении правового статуса некоторых органов, осуществляющих финансово-бюджетный контроль.
Счетная палата РФ является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля) и подотчетным Федеральному Собранию. Счетная палата образуется в составе Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.
В
своей деятельности Счетная
Счетная палата осуществляет следующие функции [5, ст. 13]:
1) осуществление
внешнего государственного
2) экспертиза
проектов федеральных законов
о федеральном бюджете и
3) экспертиза
проектов федеральных законов
о внесении изменений в
4) внешняя
проверка годовой бюджетной
5) проведение
проверки бюджетов субъектов
Российской Федерации и
6) проведение
оперативного анализа
7) подготовка
предложений по формированию
системы ключевых национальных
показателей (индикаторов), определяющих
уровень и качество социально-
8) оценка
влияния внутренних и внешних
условий на фактический
9) оценка
эффективности формирования, управления
и распоряжения федеральными
ресурсами в целях обеспечения
безопасности и социально-
10) проведение
по месту расположения
11) экспертиза
проектов федеральных законов, иных
нормативных правовых актов в
части, касающейся расходных
12) проведение
аудита систем финансовых
13) проведение
аудита в сфере закупок
14) подготовка
ежеквартальных оперативных
15) аудит
(контроль) состояния государственного
внутреннего и внешнего долга
Российской Федерации, долга иностранных
государств и (или) иностранных юридических
лиц перед Российской
На уровне субъектов РФ внешний государственный финансовый контроль за исполнением региональных бюджетов осуществляют созданные органами законодательной (представительной) власти контрольно-счетные органы. Например, в Москве таким органом контроля является образованная Московской городской Думой Контрольно-счетная палата Москвы. Она организует и осуществляет контроль за законным, рациональным и эффективным использованием средств городского бюджета; за поступлением средств в городской бюджет, полученных от распоряжения и управления городской собственностью.
Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 02.11.2013) "О Министерстве финансов Российской Федерации"определено, что Министерство финансов РФ осуществляет наряду с другими функцию контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение: порядка организации контроля в финансово-бюджетной сфере; порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства; методологии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма.
Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 N 77 "О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" (вместе с "Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора")является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
Информация о работе Органы финансового контроля, их права и обязанности