Органы финансового контроля, их права и обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Изучение правовых источников, регулирующих деятельность органов финансового контроля, их права и обязанности и внесение в них соответствующих изменений является целью исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
дать определение финансового контроля и раскрыть сущность его основных видов, форм и методов;
рассмотреть права и обязанности государственных органов финансового контроля и выявить соответствующие недостатки;
раскрыть права и обязанности органов негосударственного финансового контроля.

Содержание

Введение……………………………………………………………........3-5
Глава 1. Понятие финансового контроля, его виды, формы и методы………………………………………………………………………....6-12
Глава 2. Основы государственного(муниципального) финансового контроля……………………………………………………………………....12-22
Глава 3.Органы негосударственного финансового контроля……...23-28
Заключение…………………………………………………………….29-34
Список использованной литературы…………………………………34-35

Вложенные файлы: 1 файл

Органы финансового контроля, их права и обязанности.docx

— 69.96 Кб (Скачать файл)

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Служба проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; осуществляет надзор за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; осуществляет контроль за проводимыми в РФ (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютными операциями, а также за соблюдением требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, организует проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям; организует формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. Федеральную службу финансово-бюджетного надзора возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 269.1 БК РФ полномочиями Федерального казначейства(федеральная служба) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

  • контроль за не превышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
  • контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
  • контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;
  • контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) проводится санкционирование операций.

Государственный финансовый контроль осуществляют также главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Согласно ст.158 БК РФ главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль получателей бюджетных средств за их целевым использованием, своевременным возвратом, представлением ими отчетности об использовании бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных унитарных предприятий, и бюджетных учреждений. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.

В соответствии с Указом Президента РФ от 08.06.2004 № 729 (с изменениями и дополнениями от 14.01.11)«О контрольном управлении Президента Российской Федерации»функцию обеспечения контрольных полномочий Президента РФ в сфере государственных финансов имеет Контрольное управление Президента РФ [12]. Основными задачами Управления являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти всех уровней, а также организациями федеральных законов, в части, касающейся полномочий Президента РФ, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетных посланий Президента РФ.

Налоговый контроль в РФ возложен на органы налогового контроля, которые возглавляет Федеральная налоговая служба, которая осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, несет ответственность за выработку и проведение налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей8. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц определены Налоговым кодексом РФ [3, ст.31,32]. Кодексом также предусмотрено, что реализация полномочий и исполнение установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами обязанностей в части налогового контроля осуществляется органами налогового контроля при их взаимодействии, в том числе с органами таможенного контроля.

Таможенный контроль в РФ осуществляется Федеральной таможенной службой, находящейся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ, которая наделена специальными полномочиями по осуществлению своих функций как в сфере таможенного дела, так и в связанных с ней областях — налогового и валютного контроля. Таможенные органы пользуются правами и выполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (ред. от 16.04.2010), Налоговым кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ (Банк России) и Правительство РФ. Валютный контроль в РФ реализуется по следующим направлениям9:

    • определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
    • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;
    • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Вывод: Государственный финансовый контроль в нашей стране осуществляется всеми ветвями власти и на различных уровнях, имеет сложную структуру органов государственного контроля, которые взаимодействуя друг с другом, обеспечивают наиболее качественный и полный контроль за соблюдением и исполнением бюджетного законодательства РФ. Однако, в данном законодательстве, в частности в ст. 265 БК РФ имеются недостатки, которые мы исправим путем внесения п. 4, В котором дадим определение понятию «текущий финансовый контроль».

Глава 3. Органы негосударственного финансового контроля

 

Органы негосударственного финансового контроля различаются по его видам:

    • аудиторский;
    • внутрихозяйственный;
    • общественный.

Наиболее регламентируемыми в финансово-правовом отношении в своей деятельности являются органы аудиторского контроля.  

Аудиторский контроль в РФ (аудиторская деятельность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об аудиторской деятельности",который определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, а также в соответствии с иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность в РФ осуществляется на основании федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов), которые действуют в профессиональных аудиторских объединениях и аудиторских организациях (используются частными аудиторами, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица). Правила (стандарты) способствуют повышению качества проводимых аудиторских проверок, обеспечивая сопоставимость деятельности аудиторских фирм (аудиторов).

Аудиторская деятельность осуществляется в форме обязательного и инициативного аудита. Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» определены группы субъектов хозяйствования, деятельность которых подлежит обязательной аудиторской проверке исходя из определенных критериев. Такими критериями в Российской Федерации являются: организационно-правовая форма (акционерные общества открытого типа), вид деятельности (банки, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, др.), финансовые показатели деятельности (объем выручки, сумма активов) и др. Обязательный аудит проводится ежегодно.

Согласно ст. 13 ФЗ «Об аудиторской деятельности» при проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе: 

1) самостоятельно  определять формы и методы  проведения аудита на основе  федеральных стандартов аудиторской  деятельности, а также количественный  и персональный состав аудиторской  группы, проводящей аудит; 

2) исследовать  в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной  деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации; 

3) получать  у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам; 

4) отказаться  от проведения аудита или от  выражения своего мнения о  достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении  в случаях:

а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица; 

4.1) страховать  ответственность за нарушение  договора оказания аудиторских  услуг и (или) ответственность за  причинение вреда имуществу других  лиц в результате осуществления  аудиторской деятельности; 

5) осуществлять  иные права, вытекающие из договора  оказания аудиторских услуг. 

При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны: 

1) предоставлять  по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;  

2) передавать  в срок, установленный договором  оказания аудиторских услуг, аудиторское  заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг; 

3) обеспечивать  хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в  ходе проведения аудита, в течение  не менее пяти лет после  года, в котором они были получены  и (или) составлены; 

4) исполнять  иные обязанности, вытекающие из  договора оказания аудиторских  услуг.

В отдельных случаях орган государственной власти может выступать заказчиком аудиторского контроля, например, при проведении аудита коммерческих организаций, использующих государственные средства.

Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется по решению участников (собственников) субъекта хозяйствования или исполнительного органа (руководителя), кроме банковской сферы, где организация внутреннего контроля обязательна для коммерческих банков. Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется:

    • органами управления (например, советом директоров);
    • администрацией предприятия;
    • специализированными службами (внутреннего аудита, внутреннего контроля) или работниками, в чьи должностные обязанности входит осуществление контроля.

В отдельных случаях законодательство предусматривает обязательное избрание ревизионной комиссии (ревизора), например, для акционерных обществ. Организация может осуществлять внутрихозяйственный контроль как самостоятельно, так и на основании договора с аудиторской организацией. Кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций.

К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов.

Например, одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является обеспечение надзора и общественного контроля.

Информация о работе Органы финансового контроля, их права и обязанности