Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:43, реферат
Бюджетная система России сложный механизм, требующий отлаженной организации. Если до 1991 года на основе принципа единства бюджетов все бюджеты, входящие в бюджетную систему, включались в состав государственного бюджета СССР, то после принятия в 1991 г. Закона "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" бюджеты всех уровней приобрели относительную независимость, самостоятельность и перестали учитываться в составе вышестоящих бюджетов. Произошло сокращение функций федерального звена и расширение функций нижестоящих звеньев (региональных и местных бюджетов).
Введение
1.Сущность бюджетного федерализма
2.Принципы бюджетного федерализма
3.Перспективы совершенствования бюджетного федерализма
Заключение
Список использованных источников
ГОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН»
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
«Основы бюджетного федерализма»
Выполнила ст-ка 3к-1гр:
Гусейнова П.Г.
Проверила:
Шахрутдинова А.Ш.
МАХАЧКАЛА-2012г.
План
Введение
1.Сущность бюджетного федерализма
2.Принципы бюджетного федерализма
3.Перспективы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Бюджетная система России сложный механизм, требующий отлаженной организации. Если до 1991 года на основе принципа единства бюджетов все бюджеты, входящие в бюджетную систему, включались в состав государственного бюджета СССР, то после принятия в 1991 г. Закона "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" бюджеты всех уровней приобрели относительную независимость, самостоятельность и перестали учитываться в составе вышестоящих бюджетов. Произошло сокращение функций федерального звена и расширение функций нижестоящих звеньев (региональных и местных бюджетов).
Взаимодействия между
центром и регионами –
Бюджетный федерализм является одной из наиболее сложенных проблем в бюджетном устройстве страны. Сегодня система межбюджетных отношений не устраивает ни центр, ни регионы и нуждается не в косметической, а в системной модернизации, что является одним из условий оздоровления всей системы общегосударственных финансов страны.
Для этого необходимо, во-первых, понять сущность бюджетного федерализма и, во-вторых, выявить основные недостатки системы межбюджетных отношений и указать направления ее совершенствования.
Сущность бюджетного федерализма
Существует множество определений термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.
Для обновления бюджетного
устройства Российской Федерации необходим
пересмотр сложившихся
- самостоятельность бюджетов
разных уровней (закрепление
- законодательное разграничение
бюджетной ответственности и
расходных полномочий между
- соответствие финансовых
ресурсов органов власти и
управления выполняемым ими
- нормативно-расчетные (
- наличие специальных
процедур предотвращения и
Реализация концепции бюджетного федерализма основана на сочетании двух взаимодополняющих тенденций — конкуренции между региональными органами на рынке социальных услуг и выравнивании условий этой конкуренции и обеспечении на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов.
Таким образом, бюджетный федерализм - одно из сложнейших направлений экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений.
С полным правом можно сказать, что в Российской Федерации установлена конституционная модель бюджетного федерализма, так как именно Конституция определяет такие общие принципы бюджетной системы, как разграниченность и самостоятельность бюджетов всех уровней. Особым звеном конституционной модели бюджетного федерализма являются совместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов.
С одной, стороны, они взаимно
ограничивают полномочия центра и регионов,
а с другой — устанавливают
их взаимосвязь и
Таким образом, конституционные
основы формирования эффективной модели
бюджетного федерализма уже существуют.
Однако реальная его сущность значительно
сложнее и представляет собой
взаимодействие экономических и
политических интересов властных структур
государства разных уровней, направленных
на формирование, присвоение, распоряжение
и использование денежных ресурсов
общества посредством системы налогов,
платежей, сборов и системы бюджетных
ассигнований и расходов. Именно в
рамках данной системы заключен процесс
финансового обращения внутри государства,
выражающийся в специфических финансовых
кругооборотах бюджетных
Бюджетный федерализм принято
разделять на две сферы: внутреннюю
и внешнюю. Внутренняя сфера выполняет
функции централизации, распределения
и перераспределения бюджетных
средств между уровнями государственной
власти. Внешняя сфера отражает конечную
предназначенность бюджетных
Следовательно, переход к рыночным отношениям требует создания принципиально новой системы управления экономическими процессами, и прежде всего процессами взаимодействия между тремя уровнями власти федеральным, субъектов Федерации и местного самоуправления.
Сущность бюджетного федерализма
как концепции бюджетно-
Главным в понимании проблем
бюджетного федерализма является то,
что они не ограничиваются сферой
межбюджетных отношений, а естественным
образом пронизывают всю
Бюджетный федерализм реализуется
через единую социально-экономическую
и бюджетно-финансовую политику государства.
Такая организация бюджетных
отношений позволяет в условиях
самостоятельности, автономии каждого
бюджета органично сочетать фискальные
интересы Федерации с интересами
ее субъектов и органов
При таком понимании бюджетного
федерализма меняется толкование доходной
базы государства. Услуги власти все
более приобретают смысл
Отличительной особенностью проблемы бюджетного федерализма является то, что она фокусирует в себе общечеловеческие интересы и трансформирует их в систему координат денежных отношений. Соответственно в зависимости от степени развития денежных отношений каждое государство ищет и находит свои решения этой проблемы, оптимальные в конкретной исторической и экономической ситуации. Вместе с тем бездумный перенос найденных решений в другие условия дает совершенно бессмысленные, а подчас и просто опасные результаты. Поэтому Россия, используя богатый опыт мировой экономической теории и практики, должна найти свои собственные пути решения проблемы бюджетного федерализма.
Модель бюджетного федерализма в России во многом уникальна. Наличие по состоянию на 1 января 2007 г. 83 субъектов[[1]] Федерации определяет сложность конструкции, которая должна учесть различия не только экономического, но и исторического, географического, климатического, национального характера. Кроме того, полная и последовательная реализация механизма бюджетного федерализма осложнена в настоящее время общей нехваткой бюджетных средств, обусловленной тяжелыми последствиями экономических и финансовых кризисов. Поэтому главная задача государственной власти — выбрать оптимальную модель бюджетных отношений в стране и, реализуя ее, устранять возникающие противоречия, диспропорции. При этом, конечно, желательно принимать упреждающие меры.
Сегодня, когда Россия все
еще находится на стадии "государственного
становления", а на местах сохраняются
не только определенные центробежные
тенденции, но и привычка "выбивания"
в закулисных переговорах особых
привилегий, построение эффективной
системы бюджетных отношений
между различными уровнями власти становится
ключом к будущему единству и даже
условием сохранения Федерации. Действующий
ныне механизм межбюджетных отношений
в Российской Федерации, хотя и предполагает
наличие единой для всех субъектов
Федерации методологии
Российский бюджетный федерализм проходит сложный, болезненный этап становления, для которого характерны, с одной стороны, неизбежная борьба регионов с бюджетными "традициями" тоталитарного государства, а с другой — стремление сохранить Россию как единое государство, не допустить превалирования местных интересов над общенациональными.
Различия в положении
регионов затрудняют решение проблем
бюджетного выравнивания, требуют выработки
комплексного подхода и использования
различных инструментов. При этом
разрабатывать оптимальную
Модель бюджетного федерализма эффективна лишь при определенных условиях:
- при демократическом
и четком разграничении
- если каждый из уровней власти наделен для реализации своих полномочий необходимыми финансовыми ресурсами;
- если реально обеспечивается
с помощью системы бюджетного
выравнивания сглаживание