Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:43, реферат
Бюджетная система России сложный механизм, требующий отлаженной организации. Если до 1991 года на основе принципа единства бюджетов все бюджеты, входящие в бюджетную систему, включались в состав государственного бюджета СССР, то после принятия в 1991 г. Закона "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" бюджеты всех уровней приобрели относительную независимость, самостоятельность и перестали учитываться в составе вышестоящих бюджетов. Произошло сокращение функций федерального звена и расширение функций нижестоящих звеньев (региональных и местных бюджетов).
Введение
1.Сущность бюджетного федерализма
2.Принципы бюджетного федерализма
3.Перспективы совершенствования бюджетного федерализма
Заключение
Список использованных источников
Самостоятельность бюджета органа власти любого уровня может быть обеспечена при условии: имеются достаточные источники доходов и есть право свободно распоряжаться ими в соответствии с полномочиями. Власть соответственно должна нести установленную законом ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств. Совершенствование распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы государства будет способствовать и разрешению конфликтов конституционно-правового характера.
В последние годы усиливается
централизация доходов на федеральном
уровне, что обусловлено необходимостью
решения крупных
Главная цель межбюджетных
отношений - выравнивание финансовой обеспеченности
субъектов Федерации. Они не направлены
на стимулирование экономического роста
территорий. Но без повышения
Концепция и Бюджетное
послание Президента предусматривают
реформирование межбюджетных отношений.
В документах, в частности, подчеркивается
необходимость
В Концепции также прописан
комплекс мер, направленных на улучшение
управления государственными и муниципальными
финансами. Например, предусматривается
создание Федерального фонда софинансирования
расходов, связанных с выполнением
регионами приоритетных для страны
полномочий. Чтобы получить помощь
из этого фонда, власти субъектов
Федерации будут обязаны
Развитие и совершенствование бюджетного федерализма зависят от решения неизбежно возникающих проблем. Поэтому крайне важно выработать эффективные механизмы их законодательного регулирования.
Совершенствование правового
регулирования межбюджетных отношений
связано с реализацией
Также главными направлениями
совершенствования системы
Для отстающих регионов экономическая
политика государства будет включать
активное участие Федерации в программах
перестройки их экономики, формировании
условий для привлечения инвестиций, разработку
системы финансовой поддержки. А для регионов
- лидеров политика федеративного центра
должна строиться на принципах долевого
участия в совместных проектах.
Также необходимо уточнить
механизм инвестиционной поддержки
регионов и придать бюджетным
отношениям и налоговой политике
инвестиционную направленность. В налоговых
отношениях реализация этого принципа
предполагает предоставление налоговых
льгот всем хозяйствующим субъектам,
активно направляющим собственные
финансовые ресурсы в инвестиционную
деятельность, а также проведение
активной амортизационной политики,
обеспечивающей накопление и исключительно
целевое использование для
Инвестиционная активность
должна стимулироваться путем
Заключение
Бюджетный федерализм есть
одно из сложнейших направлений экономических
реформ, охватывающих область экономических,
финансовых и политических отношений.
Наша страна делает еще только первые
шаги к становлению подлинно федеративных
отношений между бюджетами
С полным правом можно говорить, что в Российской Федерации заложена конституционная модель бюджетного федерализма, так как именно Конституция определяет такие общие принципы бюджетной системы, как разграниченность и самостоятельность бюджетов всех уровней.
Особым звеном в конституционной модели бюджетного федерализма являются совместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов. С одной стороны, они взаимно ограничивают полномочия центра и регионов, а с другой устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость, определяя единство бюджетной и налоговой системы. Конституцией предоставлено в совместное ведение Федерации и ее субъектов установление общих принципов налогообложения и сборов, и в то же время субъекты Федерации не ограничены в своих правах вводить собственную систему налогов и сборов на основе общих принципов налогообложения.
Таким образом, развитие федерализма в России предполагает учет региональных особенностей в хозяйственной жизни при проведении экономических реформ и особенно соблюдения федеральных законов Российской Федерации, повышение исполнительной дисциплины, обеспечение единого правового пространства Российской Федерации.
Список использованных источников
1. Конституция Российской
Федерации (принята на
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
3. Галицкая С.В. Теория
и практика бюджетного
4. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая компания корпорация «Дашков Ко», 2006.
5. Борисов А.Н. Комментарий
к Бюджетному кодексу
6. Добрынин Н.М. Новый
федерализм: концептуальная модель
государственного устройства
7. Проблема правосубъектности: современные интерпретации. Материалы научно-практической конференции. - Выпуск 5. Самара. 2007. С.171.
8. Саликов М.С. Конституционный федерализм в России: опыт десятилетнего развития // Федерализм. - 2003. - №3. С. 10-12.
9. Ходорович М.И. Бюджетный
федерализм и развитие
10. Черепанов В.А. Конституционно-
11. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М.: Изд-во "Перспектива"; Изд-во "Юрайт", 2005.
12. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005.