Понятие и сущность денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель: Описать денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
описать теоретические аспекты денежно-кредитной политики;
рассмотреть формирование денежного предложения и факторы спроса на деньги;
рассмотреть инструменты денежно-кредитного механизма государственного регулирования экономики;
определить основные направления единой государственной денежно-кредитной политики России.

Вложенные файлы: 1 файл

МАКРО.docx

— 52.42 Кб (Скачать файл)

Введение 

 

 

 

Каждая из больших депрессий  в мире была вызвана, либо обострилась  из-за нарушения денежного обращения.

Россия - страна со сложной  экономической и политической судьбой. Периодически экономика нашей страны, а вместе с ней, и ее денежно-кредитная  политика оказываются в критических  ситуациях.

В связи с чем, исследование денежно-кредитной политики Российской Федерации представляет сегодня  для нас определенный интерес.

Государственная денежно-кредитная  политика традиционно рассматривается  как важнейшее направление экономической  политики государства.

Высшая цель государственной  денежно-кредитной политики заключается  в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте  реального объема валового национального  продукта. Эта цель достигается с  помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые  осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая денежно-кредитная  политика ориентируется на более  конкретные и доступные цели, например, на фиксацию количества денег, находящихся  в обращении, на определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью разъяснения и описания ряда еще не решенных до конца проблем.

Основная цель: Описать денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

    • описать теоретические аспекты денежно-кредитной политики;
    • рассмотреть формирование денежного предложения и факторы спроса на деньги;
    • рассмотреть инструменты денежно-кредитного механизма государственного регулирования экономики;
    • определить основные направления единой государственной денежно-кредитной политики России.

 

1. Понятие и сущность  денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика – это одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа. 
В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас механизм государственного регулирования экономики. 
Рынок - это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации повеления экономических субъектов. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи данного общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических систем, кроме смешанных, не существует. 
В развитых странах со смешанной экономикой роль государства в функционировании экономики далеко не одинакова. Она различается по масштабам, формам и методам воздействия государства на экономику, по готовности общества принимать и поддерживать такое вмешательство государства в экономическую жизнь. Эти различия обусловлены многими факторами объективного материального порядка, а также влиянием традиций и представлений, характерных для данного общества.

Независимо от специфики экономического, культурного, национально-исторического  развития разных стран, в которых  более или менее успешно функционирует  смешанная экономика, независимо от экономических теорий, которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая  роль государства в них может  быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:

разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального  климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;

поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма;

перераспределение выгод и материальных благ, направленное, прежде всего, на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных общественных групп;

регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального товара;

стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста;

предпринимательская деятельность. 
Все эти функции, с одной стороны, направлены на поддержание и облегчение функционирования рыночной экономики, а с другой - на корректировку и модификацию действий рыночной системы, включая нейтрализацию ее негативных сторон.

Таким образом, экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию экономики в  целом, всех его секторов как единой системы. 
Денежно-кредитная политика в настоящее время - одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа.

Теория денег (монетаристская теория) - раздел экономической теории изучающий  воздействие денег и денежно-кредитной  политики на состояние экономики в целом.

Проблема государственного регулирования  рыночной экономики, в том числе  и методами денежно-кредитной политики, не имела практического значения вплоть до 30-х гг. XX в., пока экономику  ведущих стран Европы и Северной Америки не поразил разрушительный кризис. 
С точки зрения экономической теории - денежно-кредитная политика - это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. С позиции финансов - денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых центробанком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние ссуды и денежного обращения. 
Целями денежно-кредитной политики являются:

1) Экономические цели, направленные  на поддержание экономической  активности и сокращение безработицы:

- регулирование темпов экономического  роста;

- увеличение ВВП;

- смягчение циклических колебаний  на рынке товаров, капитала и рабочей силы;

- сдерживание инфляции;

- стимулировать рост объема  денежно-кредитных операций;

- достижение сбалансированности платежного баланса и другие.

2) Социальные задачи:

- повысить уровень жизни населения;

- сделать различные услуги более  доступными и другие./7/

Денежно-кредитная политика тесно  увязывается с внутриполитическими  и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как  отдельный элемент регулирования  экономики, а в совокупности с  такими инструментами, как финансовая политика, политика выгод и другие.

Методы, используемые в денежно-кредитной  политике, разнообразны, но наиболее распространенными  из них являются:

- Изменение ставки учетного  процента или официальной учетной  ставки народного банка (учетная,  или дисконтная политика);

- Изменение норм обязательных  резервов банков;

- Операции на открытом рынке,  т.е. операции по купле-продаже  векселей, гос. облигаций и других ценных бумаг;

- Регламентация экономических  нормативов для банков (соотношения  между кассовыми резервами и  депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой займа одному заемщику и капиталом или активами и др.)./1/

Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм ссуды (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

- Прямое ограничение размеров  банковских займов для отдельных  банков или ссуд (так называемые  кредитные потолки);

- Регламентация условий выдачи  конкретных видов кредитов, в  частности, установление размеров  маржи, т.е. Маржи между суммой обеспечения и размером выданной кредита; ставками по депозитам и ставкам по займам и т.п.

- Учетная политика.

В сфере кредитно-денежного обращения  государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: "государство - национальный банк". Практика показывает высокую эффективность данного  сотрудничества. 
Необходимо отметить, что в производственной сфере государство не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному сектору должна быть присуща максимально высокая степень свободы и независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется на косвенные пути воздействия - через систему кредитно-денежного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономики.

Этот косвенный вариант регулирующего  влияния на производственный сектор построен на компромиссах. Прямого  вторжения в планы бизнесменов не существует. В то же время косвенные методы создают предпосылки к тому, чтобы бизнесмен сам стремился поступать в соответствии с целями экономической политики. Однако внешне государственный замысел будет реализовываться через принятие деловыми кругами самостоятельных решений. Таким образом, «косвенные методы регулирования проявляются в сочетании необходимых для рынка элементов свободы с мягкими, но тонко рассчитанными и настойчивыми действиями государства». 

2. Основные концепции  денежно-кредитной политики.

В основе денежно-кредитной  политики лежит теория денег, которая  включает исследования процессов воздействия  денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Длительное время среди  экономистов ведутся дискуссии  по проблемам значимости и роли денежно-кредитной  политики в условиях рынка. Это обусловлено  двумя различными подходами к  теории денег: модернизированной кейнсианской теорией, с одной стороны, и современным монетаризмом - с другой.

И современные кейнсианцы и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом. Но они оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам его механизм.

С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - спрос и предложение денег.

2.1 Кейнсианский подход  

 

Теория активного государственного вмешательства в виде налогово-бюджетной (фискальной) и кредитно-денежной политики благодаря активному стимулированию эффективного спроса создана английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом, нашедшая отражение в главном труде «Общая теория занятости, процента и денег» ( 1936 г.) Распространено понятие «кейнсианская революция»[1], отражающее новые подходы в экономической теории: необходимость государственного вмешательства в экономику на макро уровне для стабилизации внутренне неустойчивой экономики.

Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему с многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные. Механизм денежно-кредитного регулирования действует следующим образом. Изменение денежного предложения является причиной повышения или понижения процентной ставки, что в свою очередь приводит к колебаниям инвестиционного спроса и через мультипликативный эффект инвестиций - к изменению в уровне национального производства.

Кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем национального производства достаточно велика. Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг.

Кейнсианцы считают денежно-кредитное регулирование не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики.

Кредитно-денежная политика государства направлена на изменение  учетной ставки (ставки рефинансирования) с целью воздействия на уровень  инвестиций при помощи банковской ставки процента. Кейнс рассматривал модель стимулирующей политики (снижение учетной ставки ради роста инвестиций).

Государство должно увеличивать  свои расходы. Дефицит государственного бюджета, возникающий при такой политики, может покрываться кредитно-денежной эмиссией. Небольшие темпы инфляции, сопровождающие дефицитную политику, являются стимулирующими.

2.2 Монетаристский  подход 

 

Формирование теории монетаризма  в 60-70-х годах XX столетия происходило  в рамках возрождения традиций неоклассического направления в экономической и количественной теории денег. Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм особое значение придает денежно-кредитной сфере: деньги - главная движущая сила рыночной экономики. Наиболее известный теоретик монетаризма М.Фридмен - лауреат Премии Альфреда Нобеля по экономике, которая ему присуждена «За достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за показ им сложности стабилизационной политики». Основные работы: «Капитализм и свобода» (1962), «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867-1960» (1963), «Доллар и дефицит» (1968), «Деньги и экономическое равновесие» (1973).

-   монетаристы предлагают свести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществляемым совместно с центральным банком, так как ни одно правительство не может быть мудрее рынка; «за неизбежные ошибки государства мы отвечаем своими деньгами, а оно - нашими»; «чем меньше доля государственных расходов в ВНП, тем лучше жизнь людей»[2];

-   Методология Монетаризма заключается в том, что рынки в достаточной мере конкурентные, рыночная система без особого вмешательства государства способна обеспечить значительную макроэкономическую стабильность.

Информация о работе Понятие и сущность денежно-кредитной политики