Понятие и сущность денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель: Описать денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
описать теоретические аспекты денежно-кредитной политики;
рассмотреть формирование денежного предложения и факторы спроса на деньги;
рассмотреть инструменты денежно-кредитного механизма государственного регулирования экономики;
определить основные направления единой государственной денежно-кредитной политики России.

Вложенные файлы: 1 файл

МАКРО.docx

— 52.42 Кб (Скачать файл)

Ломбардные  кредиты, предоставляемые Центральным  банком коммерческим, являются процентными  ссудами под залог ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются в  зависимости от вида залога. Стоимость  залогового обеспечения должна превышать  сумму ломбардного кредита. Ломбардные кредиты предоставляют лишь при  кратковременных трудностях, испытываемых кредитными институтами. Процентная ставка ломбардного кредита обычно превышает  ставку учетного процента на 1-3%.

Кредиты рефинансирования Центрального банка  разделяются на краткосрочные кредиты  «овернайт», внутридневные кредиты и среднесрочные  от 1-2 месяцев до 6 месяцев или до 1 года.

Обязательные  резервы -- один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка -- представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы -- это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязательность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Центрального банка на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов. Порядок депонирования обязательных резервов осуществляется на основании «Положения об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации», разработанного Центральным банком в 1996 г. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Центральном банке устанавливаются Советом директоров Центрального банка. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. В случае невыполнения кредитной организацией требований взыскивается сумма недовзноса в обязательные резервы, а также штрафы за нарушение порядка резервирования в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

Центральный банк образует из обязательных резервов резервный фонд кредитной системы  РФ, средства которого формируются  путем резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, эти средства используются в качестве кредитных ресурсов. В подавляющей части к ним относятся временно свободные средства на расчетных, текущих счетах, а также средства, внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гражданами. Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков.

Размер  резервов -- часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка, во многом определяет кредитные возможности коммерческого банка. Он может выдавать ссуды и расширять тем самым денежное предложение только в том случае, если имеет свободные резервы, превышающие установленную законом минимальную норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двойное назначение:

· во-первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности  у коммерческих банков.

· во-вторых, оно является важным инструментом Центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков.

Фонд  обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее  привлеченных денежных средств, поскольку  часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

Центральный банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную  политику коммерческих банков и состояние  денежной массы в обращении. Так, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в  более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т. е. увеличить  кредитные вложения. Однако следует  учитывать, что такая политика ведет  к росту денежной массы в обращении  и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.

Если  процентные ставки по обязательным резервам высоки, то Центральный банк ограничивает количество денег, находящихся в  распоряжении коммерческих банков. Это  снижает кредитоспособность последних и повышает проценты по выдаваемым ими кредитам. Поэтому резервируемая часть таких вкладов должна превышать, сумму вкладов с длительными сроками хранения.

На  размер норм обязательного резерва  влияют также уровень развития банковской системы и состояние экономики  в целом. В странах с развитой банковской системой, функционирующей  в условиях стабильной экономики, нормы  обязательных резервов устанавливаются  на относительно длинное время.

Валютное  регулирование

Необходимость регулирования валютного курса  обусловлена негативными последствиями  его резких и непредсказуемых  колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет  большое значение для обеспечения  стабильности цен и денежного  обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен  на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного  снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются  не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

Центральный банк осуществляет регулирование валютного  курса посредством:

-- проведения денежно-кредитной политики;

-- валютных интервенций;

-- использования государственных  резервов международных платежных  средств или иностранных займов.

На  практике обычно используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий  рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование  валютного курса и платежного баланса.

Центральный банк, покупая или продавая иностранные  валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса  национальной денежной единицы -- это и есть девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений своп) национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа Центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса. Влияние валютной политики Центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритетов политики Центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

Наряду  с прямыми мерами валютного регулирования -- дисконтной и девизной политикой -- и мерами непосредственного валютного регулирования на валютный курс значительное влияние оказывают многие другие законодательные нормы. Среди них можно выделить следующие три группы норм.

1. Нормы налогового законодательства:

-- налогообложение курсовых разниц;

-- форма платежей налогов по  валютным операциям;

-- налогообложение операций по  купле и продаже иностранной  валюты

2. Нормы, регламентирующие экономические  условия развития:

-- законодательная регламентация  расчетов в иностранной валюте  на территории страны;

-- требования к предприятиям, желающим  использовать валютный счет и  кассу;

-- норма обязательной продажи валютной  выручки;

-- ставка % по валютным кредитам, списываемая  на себестоимость;

-- регламентация государственных  закупок (выбор поставщиков -- отечественных или иностранных).

3. Нормы банковского законодательства:

- нормы обязательных резервов  и форма их перечисления в  Центральный банк. Многие банки практикуют временную реструктуризацию счетов перед определением сумм, перечисляемых в качестве обязательных резервов в Центральный банк, если норма резервов по валютным депозитам ниже, чем по рублевым. Сегодня она единая.

- требования к банкам, желающим  производить операции в иностранной  валюте. Ужесточение перечисленных  требований ведет, с одной стороны,  к повышению профессионализма  банков, ведущих валютные счета,  а с другой

- к изменению стоимости банковских  услуг по обслуживанию валютных  счетов. При этом проявляются  две тенденции: снижение предложения  и ограничение конкурентоспособности  ведет к росту стоимости банковских  услуг, а сосредоточение операций  в крупных банках снижает расходы  и соответственно стоимость услуг.  Это в свою очередь влияет  на количество предприятий, желающих  иметь валютные счета. Как следствие,  изменяется спрос на валютном  рынке.

Установление  ориентиров роста денежной массы  и прямые количественные ограничения: политика таргетирования

Таргетирование, т. е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период.

По  сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров.

Существует  прямая связь между установлением  ориентиров динамики денежной массы  и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление  динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение  которого требуется вмешательство  регулирующих органов, а своевременность  принятия мер повышает их эффективность.

Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного  регулирования.

Наряду  с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничения. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Также Центральный Банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный  Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне. При  нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный  банк может применять к ним  самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Законом предусмотрено, что Центральный  банк может применять и прямые количественные ограничения (установление лимитов) на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями  отдельных банковских операций. Но это бывает в исключительных случаях  в целях проведения единой государственной  денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. Центральный  банк может устанавливать ориентиры  роста одного или нескольких показателей  денежной массы, исходя из основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики.

4. Основные направления  государственной денежно-кредитной политики России.

Ожидается, что в 2011 году и в период 2012 и 2013 годов внешние условия развития российской экономики ухудшатся по сравнению с предшествующим трехлетним периодом.

Снижение темпов роста  производства товаров и услуг  в мире, начавшееся в 2011 году продолжилось в 20012 году.

Ожидаемое в 2013 году замедление роста спроса в группе стран - ведущих импортеров российских товаров, снижение темпов роста потребительских цен в группе стран - ведущих поставщиков товаров в Россию, а также обусловленное тенденциями в мировой экономике возможное снижение цен на сырьевые товары будут воздействовать на российскую экономику в направлении ограничения темпов экономического роста и сдерживания инфляции.

Предполагается, что 2013 и 2014 годах темпы роста мировой экономики возрастут, однако по итогам периода 2010 - 2012 годов они окажутся ниже, чем в 2008 - 2010 годах. Снижение инфляции в группе стран - ведущих поставщиков товаров в Россию в 2013 и 2014 годах, по прогнозам, продолжится.

Информация о работе Понятие и сущность денежно-кредитной политики