Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является решение научной задачи совершенствования методологии управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации, имеющей существенное значение для развития теории управления государственными расходами и повышения эффективности использования бюджетных средств.
Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, как и расходы региональных бюджетов в любой стране, активно используются для государственного воздействия на социально-экономические процессы

Содержание

Введение…………………………………………………….………….3
Глава I. Бюджетный дефицит.……….………………………………….5
1.1.Сущностьбюджета,принцип его построения…………….........5
1.2.Структура бюджета, виды бюджета ……………………………........13
1.3. Роль дефицита бюджета в экономике…………………………..15
Глава II. Анализдефицита федерального бюджета………….........19
2.1Источники финансированиядефицита федерального
бюджета………………………………………………..….…………..19
2.2. Оценка дефицита федерального бюджета периода 2009 -2012 годов……………………………………………………………………..25
2.3. Прогноз дефицита федерального бюджета на 2013-2015 года……………………………………………………………………….33
Глава III. Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения…………………………………………………………….……42
Заключение…………………………………………………………..46
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая бюджетный дефицит.docx

— 299.82 Кб (Скачать файл)

Из всего вышесказанного можно понять, что бюджетный дефицит является не всегда отрицательным явлением. При определенных условиях он не приводит к негативным последствиям. Например, в условиях кризиса экономики, когда необходимо стимулировать производство. Кроме того, небольшой уровень бюджетного дефицита также не приносит заметных негативных изменений в экономике государства. Большинство государств считает небольшой уровень бюджетного дефицита неопасным и не стремится как-либо изменить ситуацию. Тем не менее, если уровень бюджетного дефицита превышает определенную норму, данным процессом начинают заниматься, стремясь понизить уровень дефицита государственных финансов.                     

 

Глава II. Анализ дефицита федерального бюджета

2.1 Источники финансирования дефицита федерального бюджета

 

Существует два основных способа финансирования дефицита бюджетных ресурсов, являющиеся не очень «хорошими» с точки зрения влияния на экономику. Первый способ — финансирование бюджетного дефицита за счет государственных займов. При данном методе финансирования бюджетного дефицита государство привлекает дополнительные финансовые ресурсы на возвратной основе. Кредит может быть как внутренним, так и внешним.

В случае привлечения внутреннего кредита государство собирает денежные средства населения под определенные гарантии возврата. В данном случае сбережения граждан идут не на инвестирование в экономику посредством рынка ценных бумаг, а на финансирование бюджетного дефицита. В результате экономика теряет определенную долю вложений, которые могли быть совершены посредством покупки населением ценных бумаг. Кроме того, в данном случае направление вложений определяется не рыночными механизмами, а приоритетами государственной политики, что в некотором роде искажает структуру отраслей, которые наиболее динамично развиваются. Это происходит потому, что вложения происходят не исходя из прибыльности того или иного направления финансовых вложений, а исходя из тех выгод, которые намерено получить государство или правительство.

Следует отметить, что данное искажение направления вложений не всегда является негативным. Например, рыночный механизм финансовых вложений предполагает финансирование только тех отраслей, которые приносят достаточный уровень прибыли. При подобном подходе отсутствует достаточный уровень финансирования общественно отраслей экономики, которые не приносят значительной прибыли в силу своей производственной специфики. Перераспределение средств (даже осуществляемое с помощью государственного кредита) способствует финансированию тех отраслей экономики, которые не могут быть профинансированы при помощи нормального функционирования рыночного механизма. Но в большинстве случаев внутренний кредит государства не приносит  положительного эффекта. Кроме того, в случае большого дефицита государственного бюджета государственный заём у населения может быть достаточно большим, что может привести к невозможности выполнения обязательств, взятых государством в связи с использованием внутреннего займа. Другими словами, государство может оказаться неспособным выплатить долг своему населению. В этом случае можно говорить и о дополнительном отрицательном последствии внутреннего займа, выраженном в форме возрастающего социального напряжения в обществе. Рост социального напряжения связан с тем, что население ожидает выполнения государством своих обязательств в форме выплаты процентов по займам и возврата самого кредита. Государство в ряде случаев не может выполнить данных обязательств, и население остается крайне недовольным сложившимся положением дел. Рост социального напряжения в обществе только дополняет проблему бюджетного дефицита и вызывает дополнительный рост государственных издержек.

Внешний кредит вызывает сложности не только в экономике внутри страны, но и ряд проблем международного характера. Международный кредит понижает уровень значимости государства в международной политике.

  Кроме  того, внешние займы обостряют экономические проблемы внутри государства, поскольку международный кредит предоставляется обычно не на слишком выгодных для государства-заемщика условиях. Таким образом, можно заключить, что финансирование дефицита государственного бюджета за счёт использования государственного долга связано с рядом весьма серьёзных проблем. Используя государственные займы, государство накапливает свой государственный долг, создавая потенциальную угрозу дефицита государственного бюджета в будущем. Государственный долг осложняет процесс развития экономики и сокращает запас капитала в обществе5.

Особо следует отметить, что на сокращение дефицита бюджета определенное косвенное влияние оказывает привлечение инвестиций, и в первую очередь иностранных. Иностранные инвестиции охотно используются всеми государствами, в том числе и странами с развитой рыночной экономикой, с их помощью решаются задачи не только фискального, но и экономического характера:

    • сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений;
    • расширяется база для производства товаров и услуг;
    • появляются новые налогоплательщики;
    •   улучшается состояние платежного баланса.

Понимая выгодность привлечения в страну иностранного капитала, все страны стараются поощрять импорт капитала, доводя его до значительных размеров, причем большая часть инвестиций направляется в индустриальные страны.

Вторым способом покрытия бюджетного дефицита является финансирование за счет денежной эмиссии. Другими словами осуществляется тот же заем, только источником кредитных ресурсов является Центральный банк РФ. При необходимости покрытия дефицита бюджета Центральный банк может предложить единственный источник средств - проведение эмиссии. По сути, беспричинная эмиссия денежных средств приводит к увеличению денежной массы в обороте. Данное увеличение в свою очередь является причиной снижения стоимости денежной единицы и способствует возникновению и развитию инфляционного механизма. Другими словами, государство, решая одну проблему — бюджетного дефицита, создает дополнительную — инфляцию со всеми вытекающими из этого последствиями6.

Таким образом, оба метода финансирования бюджетного дефицита не имеют положительных эффектов и порождают дополнительные сложности. Результатом может стать не только возникновение бюджетного дефицита в будущем, но и осложнение социальной ситуации в обществе и непропорциональное развитие экономики. Следовательно, финансирование бюджетного дефицита является проблемой, единое решение которой достаточно сложно. Единственно верным способом финансирования дефицита бюджета может служить увеличение доходов государства произведенное благодаря общему росту экономики и увеличению доходов «всех субъектов хозяйственной деятельности. Данная ситуация может наблюдаться только в условиях общего роста экономики и благоприятного положения экономики данного государства на международных рынках.

В соответствии с БК РФ (ст. 93) источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Следует подчеркнуть, что БК РФ впервые в России в законодательном порядке определил источники финансирования дефицитов всех звеньев бюджетной системы страны (ст. 94-96).

Источники финансирования дефицита федерального бюджета делятся на внутренние и внешние. Внутренние источники имеют следующие формы:                                                             

      • кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;
      • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
      • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
      • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
      • сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и займам; 
      • изменение остатков средств по учету средств федерального бюджета.

К внешним источникам финансирования дефицита федерального

бюджета относятся:

    • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;                   
    • кредиты правительства иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте, привлеченные РФ.

В соответствии со ст. 103 БК РФ государственные внешние заимствования РФ используются для покрытия дефицита только федерального бюджета.

 Средства  финансового резерва могут использоваться  только на:

      • замещение внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета: поступлений от размещения государственных ценных бумаг, поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
      • замещение внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета;
      • погашение государственного долга РФ. 

Управление средствами финансового резерва осуществляется Министерством финансов РФ. Для финансирования дефицитов нижестоящих бюджетов должны привлекаться исключительно внутренние источники. Так, источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:           

    • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;         
    • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
    • кредиты, полученные от кредитных организаций;
    • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;
    • изменение остатков средств на счетах по учёту средств бюджета субъекта РФ

Итак, дефицит бюджета — это не случайное явление, он порождается цикличными процессами в развитии экономики, целым рядом других факторов.

Поскольку дефицит — явление объективное, оно требует соответствующих методов управления, прежде всего в области бюджетного прогнозирования с учетом международной конъюнктуры движения капиталов и прогнозируемого поведения потенциальных инвесторов. В любом случае наличие дефицита или профицита бюджета оценивается при присуждении страхового рейтинга международными рейтинговыми агентствами, что, в свою очередь, позволяет существенно экономить средства по обслуживанию государственного долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Оценка дефицита федерального бюджета периода 2009 -2012 годов

 

    Федеральный бюджет в 2012 году, по данным отчета, исполнен с дефицитом

39 446,1 млн. рублей, или 0,1 % ВВП (дефицит в 2009 и 2010 годах составлял 6 % и 4,0 %  ВВП соответственно, в 2011 году бюджет был исполнен с профицитом 442 035,2 млн. рублей, или 0,8 % ВВП).

Первичный профицит федерального бюджета (превышение доходов бюджета над  расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга) составил  280 554,5 млн. рублей, или 0,4 % ВВП (первичный профицит в 2011 году составлял 1,3 %  ВВП, первичный дефицит в 2010 году – 3,6 % ВВП).

 

 (млрд. рублей)

 

2010 год

2011 год

2012 год

Федераль-ный закон

Исполне-ние

% исполне-ния

Федераль-ный закон

Исполне-ние

% исполне-ния

Федераль-ный закон

Исполне-ние

% исполне-ния

Дефицит (-), (профицит (+)

-2 381,5

-1 812,0

76,1

0,0

442,0

-

-42,7

-39,5

102,2

в % к ВВП

5,3

4,0

 

0,0

0,8

 

0,1

0,1

 

Первичный дефицит (-), (профицит (+),

-2 161,5

-1 617,0

74,8

266,6

704,8

264,4

289,3

280,6

97,0

в % к ВВП

4,8

3,6

 

0,5

1,3

 

0,5

0,4

 

Справочно: ВВП

45 175,0

44 939,2

99,5

53 332,0

54 585,6

102,4

61 238,0

62 599,1

102,2


Таблица №1

Динамика объемов дефицита (профицита) федерального бюджета и ВВП за 2010 –2012 годы.

     Исполнение федерального бюджета по источникам финансирования дефицита в 2012 году составило 39 446,1 млн. рублей (показатели сводной бюджетной росписи (с изменениями) - минус 3 234 621,1 млн. рублей).

    Источники внутреннего финансирования дефицита составили 21 383,4 млн. рублей (показатели сводной бюджетной росписи (с изменениями) - минус 2 968 082,2 млн. рублей), при этом источники внутреннего финансирования дефицита без учета изменения остатков составили 420 679,9 млн. рублей (показатели сводной бюджетной росписи (с изменениями) - минус 818 082,2 млн. рублей) и изменение остатков средств федерального бюджета – минус 399 296,5 млн. рублей (показатели сводной бюджетной росписи (с изменениями) - минус 2 150 000,0 млн. рублей).

    Источники внешнего финансирования дефицита составили 18 062,7 млн. рублей (показатели сводной бюджетной росписи (с изменениями) - минус 266 538,9 млн. рублей).

Динамика источников финансирования дефицита в 2008 – 2012 годах представлена на следующей диаграмме.

 

 

Основным источником внутреннего финансирования дефицита являются средства по операциям с государственными ценными бумагами в размере 511 433,5 млн. рублей (сальдо), или 121,6 % общего объема источников внутреннего финансирования дефицита без учета остатков средств федерального бюджета (420 679,9 млн. рублей).

    Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов составили отрицательную величину – минус 90 753,6 рублей (сальдо), в том числе средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, – 43 862,9 млн. рублей, государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней – 5 463,3 млн. рублей (сальдо), бюджетные кредиты, предоставленные внутри страны в валюте Российской Федерации, – минус 5 974,9 млн. рублей (сальдо), прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов – минус 11 908,4 млн. рублей, включая компенсационные выплаты по сбережениям граждан, – минус 11 893,2 млн. рублей, бюджетные кредиты, предоставленные федеральным бюджетом внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), – 2 186,8 млн. рублей, прочие бюджетные кредиты (ссуды), предоставленные внутри страны (возврат), – 1 464,3 млн. рублей, исполнение государственных гарантий – минус 3 205,5 млн. рублей.

   В 2012 году курсовая разница по средствам федерального бюджета составила отрицательную величину – минус 122 642,2 млн. рублей.

    Общий объем государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации в рублевом эквиваленте на 1 января 2012 года составлял 5 343 217,4 млн. рублей, или 9,6 % ВВП, на 1 января 2013 года – 6 519 894,5 млн. рублей, или 10,4 % ВВП.

Информация о работе Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения