Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 13:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является решение научной задачи совершенствования методологии управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации, имеющей существенное значение для развития теории управления государственными расходами и повышения эффективности использования бюджетных средств.
Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, как и расходы региональных бюджетов в любой стране, активно используются для государственного воздействия на социально-экономические процессы
Введение…………………………………………………….………….3
Глава I. Бюджетный дефицит.……….………………………………….5
1.1.Сущностьбюджета,принцип его построения…………….........5
1.2.Структура бюджета, виды бюджета ……………………………........13
1.3. Роль дефицита бюджета в экономике…………………………..15
Глава II. Анализдефицита федерального бюджета………….........19
2.1Источники финансированиядефицита федерального
бюджета………………………………………………..….…………..19
2.2. Оценка дефицита федерального бюджета периода 2009 -2012 годов……………………………………………………………………..25
2.3. Прогноз дефицита федерального бюджета на 2013-2015 года……………………………………………………………………….33
Глава III. Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения…………………………………………………………….……42
Заключение…………………………………………………………..46
Список использованных источников
- на реализацию инвестиционных проектов;
- по обязательствам организаций
оборонно-промышленного
- для поддержки экспорта
- по проектам, реализуемым с
участием международных
Планируемый объем предоставления государственных гарантий Российской Федерации в 2013-2015 годах составит:
- в валюте Российской Федерации в общей сумме 560,7 млрд. рублей, в том числе: в 2013 году – 331,5 млрд. руб., в 2014 году – 218,3 млрд. руб., в 2015 году – 11,0 млрд. руб.;
- в иностранной валюте – 13,9 млрд. долларов США, в том числе: в 2013 году - 5,0 млрд. долл. США, в 2014 году - 4,3 млрд. долл. США, в 2015 году - 4,6 млрд. долл. США.
В 2013-2015 годах на возможное исполнение
вышеуказанных государственных гарантий
будут предусмотрены бюджетные
ассигнования за счет источников финансирования
дефицита федерального бюджета в общей
сумме 588,4 млрд. руб., в том числе: в 2013 году
–
87,2 млрд. руб., в 2014 году – 250,3 млрд. руб.
и в 2015 году –
250,9 млрд. рублей.
Будет продолжено сотрудничество с международными банками развития (далее-МБР), в том числе в форме привлечения ограниченных по объему средств, на основе следующих принципов:
Как представляется, взаимодействие Российской Федерации и МБР на изложенных выше принципах позволит развивать как положительно зарекомендовавшие себя в последние годы формы и направления сотрудничества, так и новые механизмы сотрудничества с МБР. Общая сумма привлеченных у МБР средств в 2013-2015 годах может составить около 660 млн. долл. США.
По состоянию на 1 января 2014 года государственный долг Российской Федерации составит 9 040,5 млрд. рублей, на 1 января 2015 г. – 10 779,7 млрд. рублей и на 1 января 2016 г. – 11 730,7 млрд. рублей.
Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации достигнет к концу 2015 года 14,4% ВВП, при этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга практически достигнет 80% при соответствующем снижении доли внешнего долга.
Государственный долг Российской Федерации
(в % к ВВП)
В 2013-2015 годах будет продолжено проведение компенсационных выплат по дореформенным сбережениям граждан.
В 2013-2015 годах на компенсационные выплаты по гарантированным сбережениям граждан предусматриваются средства федерального бюджета в общей сумме 150 млрд. рублей, по 50,0 млрд. рублей ежегодно.
Глава III. Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения
Основным элементом модернизации системы управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации является совершенствование механизма управления путем реализации следующих мероприятий:
1. Уточнение нормативно-правовой базы и оптимизация организационной структуры управления расходами региональных бюджетов
Анализ нормативной правовой базы, регулирующей вопросы управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации, проведенный в диссертации, выявил, что, во-первых, региональные нормативные правовые акты и сложившаяся организационная структура управления расходами региональных бюджетов в целом копируют схему управления бюджетными расходами, сложившуюся на федеральном уровне; во-вторых, в ней практически не освещены вопросы мотивации субъектов управления расходами региональных бюджетов к повышению результативности расходов, мониторинга и оценки качества управления расходами региональных бюджетов.
В этой связи в статью 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предлагается ввести определения понятий: (1) мониторинга результатов использования бюджетных средств как постоянно осуществляемого наблюдения за объемом и структурой бюджетных расходов в целях определения их взаимосвязи с достигаемыми социально-экономическими результатами; (2) оценки эффективности расходов бюджета как комплекса периодических действий, предусматривающих определение обоснованности и результативности расходов бюджета, а также анализ своевременности и полноты финансирования расходных обязательств соответствующего публично-правового образования.
Кроме того, необходимо установить в законах субъектов Российской Федерации о бюджетном устройстве и бюджетном процессе общий порядок осуществления мониторинга результатов использования бюджетных средств и оценки эффективности расходов бюджета.
Оптимизация организационной структуры управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации предполагает, с одной стороны, ограничение числа участников этого процесса, рациональное и непротиворечивое распределение функциональных обязанностей и полномочий между ними, а с другой – формирование у участников данного процесса стимулов к повышению эффективности управления расходами регионального бюджета.
2. Повышение качества планирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации
Исходным посылом к повышению качества планирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации нам видится повышение обоснованности, обеспечение конкретности и четкости при постановке целей и задач, определяющих объемы расходов региональных бюджетов. Для этого необходимо составление на базе документов стратегического планирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации дерева целей применительно к расходам регионального бюджета.
В целях обеспечения объективности при планировании расходов целесообразно утверждение формализованной методики стоимостной оценки расходных обязательств с детальным описанием по группам расходов. Целесообразно также присвоение каждому расходному обязательству определенного метода его стоимостной оценки.
3. Совершенствование организации исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации по расходам, повышение результативности контроля за использованием средств региональных бюджетов
Совершенствование организации исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации по расходам предполагает повышение оперативности принятия решений по корректировке объема, состава и структуры расходов в связи с изменением прогнозного фона, а также результатами контрольных мероприятий, мониторинга использования бюджетных средств и оценки эффективности расходов. С этой целью в число оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации (без внесения изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации) предлагается включить корректировку объемов расходов по результатам мониторинга результатов использования бюджетных средств и оценки эффективности расходов.
4. Мотивация субъектов управления к повышению результативности расходов бюджетов
В целях мотивации субъектов управления к повышению результативности бюджетных расходов могут применяться следующие инструменты:
- закрепление
в региональном
- использование
элементов конкурсного подхода
при определении целей, мероприятий,
направлений расходования
- установление
персональной ответственности
- внедрение
системы мониторинга и оценки
эффективности расходов
5. Мониторинг результатов использования бюджетных средств и оценка эффективности расходов бюджета
В диссертации предложена схема построения системы показателей для оценки эффективности расходов региональных бюджетов, основанная на отраслевом подходе, при этом показатели в обобщенном виде характеризуют деятельность органов управления в той или иной отрасли и позволяют на их основе строить интегральный показатель эффективности управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации. Они применимы при допущении, что конечный результат зависит практически полностью от объема затраченных финансовых ресурсов и (или) деятельности органов управления в конкретной (причем в одной) сфере ответственности, что соответствует горизонтальному подходу к планированию расходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Комплексная реализация предложенных мероприятий позволит повысить эффективность управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации, а также создать благоприятные условия для регионального социально-экономического развития, повышения качества и уровня жизни граждан, роста конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.
Заключение
В заключение хотелось бы сделать некоторые выводы из всего выше изложенного.
В целом, моя работа была в основном посвящена проблеме бюджетного дефицита и госдолга в России, хотя с уверенностью можно сказать, что в других странах может быть такая же ситуация. Однако, все зависит от выбранной государством стратегии, а также дальновидности и расчетливости экономистов, проводящих экономическую политику государства. Поэтому, даже находясь в равном положении с Россией, пути развития разных стран могут быть разными.
Список использованных источников
Н.Н. Мильчаковой, изд. "ЮНИТИ" М.1997 г.
Информация о работе Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения