Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:30, лекция
1.2Составление проекта бюджета — один из важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия бюджетного дефицита, а также распределение доходов между звеньямибюджетной системы.
Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года: в ФРГ — за шесть месяцев, в Японии — за семь, во Франции — за 14, в США — за 18 месяцев.
1.2Составление проекта
бюджета — один из важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие
вопросы, как объем бюджета, налоговая
и денежно-кредитная политика на предстоящий
год, основные направления использования
средств и методы покрытия бюджетного дефицита, а также распределение
доходов между звеньямибюджетной системы.
Работа по составлению проекта государственного
бюджета начинается задолго до начала
нового бюджетного года: в ФРГ — за шесть месяцев,
в Японии — за семь, во Франции — за 14,
в США — за 18 месяцев. Проект бюджета разрабатывается
органами исполнительной власти, как правило,
министерством финансов (казначейством),
а в США — специальным органом — Службой
управления и бюджета при президенте.
В ряде стран составление бюджета начинается
с выступлений главы исполнительной власти
по проблемам общих направлений социально-экономической
политики на предстоящий год. Например,
в США президент обращается к американскому
народу с Бюджетным посланием, в котором
формируются основные задачи финансово-денежной
политики, правительственная оценка доходов
и расходов федерального бюджета в предстоящем бюджетном году и в последующие
четыре года.
При составлении проекта бюджета ставятся
следующие цели:
? активное воздействие его на повышение
эффективности экономики;
? обеспечение согласованности финансовых
и других ресурсов с экономическими и
социальными программами-прогнозами правительства;
? установление необходимых пропорций
и приоритетов в расходовании средств;
? изыскание источников для покрытия дефицита
бюджета.
В некоторых развитых
странах (США) действует бюджетный календарь — план распределения
по времени движения бюджетного
процесса. Хотя на практике этот
календарь слабо исполняется.
До начала составления проекта бюджета
министерство финансов (или специальный
орган в США) направляет директивные указания
руководителям министерств и государственных
ведомств с предложением представить
к определенному сроку расчеты смет расходов
и возможных доходов. В одних странах им сообщаются общие контрольные
цифры (или рекомендации) возможных ассигнований
(Франция), которые служат основой бюджетных заявок (запросов) и
смет в целом, в других —бюджетные заявки государственные ведомства
высылают самостоятельно.
В ходе составления бюджета происходит
длительный обмен сведениями, предложениями,
оценками между главой государства, министерством
финансов (или специальным органом), министрами
и иными главами государственных ведомств.
Решение спорных
вопросов иногда требует вмешательства
главы государства. При принятии
решений о бюджете учитываются
перспективы экономического раз
При разработке проекта бюджета на предстоящий
год, а во многих развитых
странах на длительную перспективу
(четыре—пять лет) используют различные
методы исчисления доходов и расходов,
которые претерпели в историческом плане
значительные изменения. С расширением
масштабов мобилизации ресурсов и необходимостью
наиболее эффективного их использования
стали применять сначала в США (с 1960-х годов),
а затем и в других странах программно-
Рассмотрение и утверждение проекта бюджета.
После одобрения высшим исполнительным
органом (кабинетом министров, канцлером
в Германии, президентом в США), проект
бюджета поступает в законодательный
орган — парламент для рассмотрения и
утверждения его. Как правило, проект бюджета
обсуждается каждой палатой отдельно
(сначала в нижней, а затем в верхней —
во Франции, либо одновременно в обеих
палатах — в США, Германии). В каждой палате
парламента функционируют специальные
комитеты и комиссии, которые занимаются
конкретными бюджетными вопроса
После принятия бюджета каждой палатой
при отсутствии разногласий между ними
выносится общее решение парламента о
бюджете. Если же разногласия возникли,
то их должна снять согласительная комиссия,
состоящая из представителей двух палат.
При рассмотрении проекта бюджета в парламенте
важное значение имеет бюджетная инициатива, т.е. право членов
парламента вносить изменения в представленный
правительством проект бюджета. В некоторых странах (Франция, Великобритания
и др.) члены парламента, не являющиеся
членами правительства, не имеют права
вносить предложения по увеличению предусмотренных
расходов или установлению новых налогов.
Такое правило расширяет возможности
правительства воздействовать на быстро
меняющуюся экономическую ситуацию в стране.
В США бюджетные права Конгресса значительно
шире. Ограничения бюджетных прав парламента проявляются
и в том, что законодательная власть принимает
не бюджет как единый документ в целом
(США), а ежегодные постановления о бюджетных назначениях, предоставляя
полномочия президенту расходовать средства
на определенные цели, но устанавливая
верхний потолок. Некоторые статьи бюджета
вообще не рассматриваются, а утверждаются
автоматически.
Вторая стадия бюджетного
процесса заканчивается принятием
закона о бюджете в целом или утверждением
отдельных бюджетных назначений по статьям (программам)
— президентом в США, королевой — в Великобритании.
Исполнение бюджета означает получение
утвержденных доходов, в основном налогов,
и осуществление предусмотренных бюджетных расх
Важный элемент этой стадии бюджетного
процесса — кассовое исполнение
бюджета, т.е. организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранение и выдача,
а также ведение учета и отчетности. В
большинстве стран существует банковская система
кассового исполнения бюджета, при которой
банки, в основном центральный банк, являются
главным кассиром государства. В основе
кассового исполнения бюджета — принцип
единства кассы: все бюджетные средства поступают на единый
счет министерства финансов (казначейства)
в центральном банке, с которого и осуществляются
все расходы государства.
В ряде развитых
стран действует правило
секвестра, которое предполагает право
правительства пропорционально снижать
статьи расхода принятого бюджета в течение
времени, оставшегося до конца текущего
года. Так, в США секвестр применяется
к определенным программам и вводится
при возможном превышении установленного
предела расходов. Принятие закона конгрессом
о секвестре оговаривается определенными
условиями.
Составление отчета об исполнении бюджета
министерством финансов и утверждение
его парламентом — последняя стадия бюджетного процесса, начинающаяся после окончания
финансового года
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 г. Москва
О мерах по повышению результативности бюджетных расходов
Работа с документами:
Сохранить в формате MS Word
Версия для печати
В блог
Дополнительно:
Изменения и
поправки #
Приложенные
файлы #
Опубликовано: 1 июня 2004 г. в "РГ" - Федеральный выпуск
№3490
Вступает в силу:9 июня 2004 г.
В целях повышения результативности бюджетных расходов Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить
прилагаемую Концепцию
Министерству
финансов Российской Федерации, другим
федеральным органам
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать и реализовать меры по повышению результативности расходов соответствующих бюджетов согласно основным положениям указанной Концепции.
2. Утвердить прилагаемые:
Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
план мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков
Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах
Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах (далее - Концепция), разработанная во исполнение бюджетных посланий Президента Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, с учетом одобренных Правительством Российской Федерации принципов реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации, направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.
1. Необходимость и предпосылки
реформирования бюджетного
В 1990-х-начале
2000-х годов в бюджетной
В основном была решена задача обеспечения финансовой и макроэкономической стабильности. Принятый в 1998 году и вступивший в силу с 2000 года Бюджетный кодекс Российской Федерации установил основы бюджетной системы и бюджетного процесса. Были внедрены элементы среднесрочного финансового планирования с распределением ресурсов "сверху вниз" в рамках жестких бюджетных ограничений. Завершен переход к казначейскому обслуживанию исполнения федерального бюджета. Упорядочена система финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
В то же время, несмотря на определенные успехи в области реформирования бюджетной системы, в России в настоящее время отсутствуют включенные в бюджетный процесс механизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов, что проявляется в:
а) разработке среднесрочного финансового плана для каждого бюджетного цикла отдельно, годовом периоде планирования бюджетных расходов, неопределенности объема и структуры ассигнований, выделяемых главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств (далее - администраторы бюджетных средств);
б) предоставлении бюджетных средств на основе корректировки (индексации) ассигнований прошлых лет в условиях низкой формализации механизмов перераспределения бюджетных ресурсов и отсутствия четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятии в соответствии с приоритетами государственной политики;
в) отсутствии четких формулировок целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критериев оценки деятельности администраторов бюджетных средств;
г) формальном характере применяемых методов программно-целевого планирования (в том числе разработки и реализации федеральных целевых программ);
д) ограниченности полномочий и, следовательно, ответственности администраторов бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета;
е) преобладании внешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям при отсутствии процедур и методологии внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств;
ж) отсутствии четкого закрепления доходов бюджетной системы за администраторами соответствующих платежей;
з) отсутствии системы оценки финансового результата деятельности органов власти разных уровней и закрепления за определенными органами государственной власти и органами местного самоуправления активов и обязательств соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
и) затянутости и громоздкости процедуры рассмотрения проекта бюджета законодательными (представительными) органами власти, ориентированной на технические детали в ущерб оценке приоритетов бюджетной политики и их реализации;
к) нечеткости разграничения полномочий в бюджетном процессе между законодательными (представительными) и исполнительными органами власти и т.д.
Таким образом,
сложившиеся традиции и организация
бюджетного процесса существенно ограничивают
возможности и
В настоящее
время складываются благоприятные
условия для ускорения
2. Цель и основные направления
реформирования бюджетного
Целью предусмотренного настоящей Концепцией реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.
Суть этой реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" на "управление результатами" путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.
В рамках концепции "управления ресурсами" бюджет в основном формируется путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации Российской Федерации. При соблюдении жестких бюджетных ограничений такой подход обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектировок. В то же время ожидаемые результаты бюджетных расходов не обосновываются, а управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей.
В рамках концепции
"управления результатами" бюджет
формируется исходя из целей и
планируемых результатов
Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире концепция (модель) "бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования". Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.