Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:30, лекция
1.2Составление проекта бюджета — один из важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия бюджетного дефицита, а также распределение доходов между звеньямибюджетной системы.
Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года: в ФРГ — за шесть месяцев, в Японии — за семь, во Франции — за 14, в США — за 18 месяцев.
Помимо создания
системы мониторинга
Таким образом, реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить по следующим направлениям:
а) реформирование
бюджетной классификации
б) выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
в) совершенствование среднесрочного финансового планирования;
г) совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
д) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
В рамках первого
направления предусматривается
приближение бюджетной
Второе и третье направления должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов бюджетных средств в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики.
Четвертое - основное - направление предполагает формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.
Пятое направление предполагает совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты.
Как показывает международный опыт, для перехода к новой системе бюджетирования наряду с обеспечением устойчивой сбалансированности бюджета необходимы глубокие преобразования всей системы государственного управления. Форсированное ее внедрение может привести к ослаблению финансовой дисциплины, снижению подотчетности и прозрачности использования бюджетных средств, росту управленческих расходов, неоправданному усложнению бюджетного администрирования. Кроме того, предусмотренные этой системой методы и процедуры требуют практической отработки.
Исходя из
этого, при формировании проектов федерального
бюджета на 2005 и 2006 год предлагается
провести эксперимент по внедрению
методов бюджетного планирования, ориентированных
на результаты, не требующий внесения
изменений в действующее
Предусмотренные
настоящей Концепцией основные принципы
и направления реформирования бюджетного
процесса относятся к бюджетам всех
уровней бюджетной системы
На федеральном уровне реализацию Концепции планируется осуществлять в рамках плана мероприятий Правительства Российской Федерации, основной позицией которого является разработка проекта федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменений, касающихся регулирования бюджетного процесса. Предполагается, что указанный федеральный закон вступит в силу с 1 января 2006 г., создав правовую основу для новой системы организации бюджетного процесса в Российской Федерации начиная с формирования бюджетов на 2007 год.
Органам государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органам местного самоуправления
рекомендуется утвердить
3. Реформирование бюджетной
Необходимым условием переориентации бюджетного процесса на достижение конечных результатов является приведение структуры и содержания бюджетной классификации Российской Федерации (далее - бюджетная классификация) и бюджетного учета в соответствие с целями и задачами осуществляемых реформ.
Бюджетная классификация
и бюджетный учет должны стать
надежным и качественным инструментом,
гарантирующим прозрачность деятельности
органов власти и администраторов
бюджетных средств и
Новая бюджетная классификация должна быть направлена на:
а) переориентацию
бюджетов на достижение конечных результатов,
в том числе путем повышения
самостоятельности и
б) приведение структуры функциональной классификации расходов в соответствие с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти (органами местного самоуправления);
в) согласование
бюджетной классификации с
Представляется
целесообразным отказаться от практики
утверждения бюджетной
До внесения соответствующих поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации ряд задач по совершенствованию бюджетной классификации может быть решен путем внесения изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации".
К таким задачам относятся:
а) определение целевых статей и видов расходов в процессе формирования и утверждения бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации;
б) исключение
расходов на капитальные вложения (государственные
инвестиции) из функциональной классификации
расходов и включение их в состав
экономической классификации
в) распределение
расходов на руководство и управление
в установленной сфере
г) разделение расходов в сфере науки на расходы на фундаментальные исследования (раздел общегосударственных вопросов) и расходы на прикладные научные исследования с включением расходов на прикладные научные исследования в соответствующие разделы функциональной классификации расходов;
д) упорядочение отражения расходов на реализацию федеральных целевых программ в функциональной классификации расходов;
е) приведение
структуры экономической
ж) применение кода администратора бюджетных средств ко всем операциям, проводимым в рамках исполнения бюджета (доходам, расходам, источникам финансирования дефицита).
Проект функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации предусматривает 11 разделов по сравнению с 27 разделами действующей функциональной классификации (приложение N 1 к настоящей Концепции). Существенной особенностью предлагаемой структуры является наличие раздела, объединяющего в себе расходы на реализацию функций общегосударственного характера. Структура подразделов функциональной классификации расходов построена по принципу выделения подфункций, дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов функциональной классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы.
Проект классификации операций сектора государственного управления (приложение N 2 к настоящей Концепции) предусматривает группировку операций по их экономическому содержанию с возможностью ее применения для учета операций как по кассовому методу, так и по методу начислений.
В отличие
от кассового метода учета, который
позволяет лишь отследить потоки
денежных средств и не дает полного
представления об активах и обязательствах
бюджетов бюджетной системы, метод
начислений позволит оценивать результат
исполнения программ, а также сопоставлять
себестоимость оказываемых
Учет по методу
начислений значительно повысит
прозрачность операций сектора государственного
управления и даст информацию о финансовых
последствиях принимаемых решений
в налогово-бюджетной сфере. В
центре системы учета, основанной на
методе начислений, будет находиться
администратор бюджетных
В рамках классификации операций сектора государственного управления предлагается все операции разделить на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами). Включение информации об этих операциях в единый план счетов бюджетного учета позволит оценить влияние деятельности сектора государственного управления на другие секторы экономики.
Переход к
новой системе учета
В перспективе
экономическая классификация
Наряду с
реформированием функциональной и
экономической классификаций
Главными
распорядителями средств