Реформы межбюджетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 04:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы становления новых федеративных отношений в России значительно усиливается особенностью современного политического процесса России, а именно значительным повышением роли регионов в сфере принятия политических решений на общенациональном уровне. С ослаблением жёсткой централизации и нарастанием тенденций к автаркии и прямым экономическим обменам между регионами резко возросла роль региональных управленческих и хозяйственных элит. Ход реформ, как в политической, так и в экономической сфере заметно переместился с общефедерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Бюджетный федерализм как форма организации
бюджетной системы 5
1.1 Бюджетный федерализм: понятие и сущность в РФ 5
1.2 Доходные полномочия и расходные обязательства
субъектов РФ 16
2. Реализация бюджетного федерализма 24
2.1 Анализ межбюджетных трансфертов в 2011-2013 гг. 24
2.2 Межбюджетное регулирование на примере Оренбургской области 36
3. Реформы межбюджетных отношений 41
Заключение 44
Заключение 44
Библиографический список 47

Вложенные файлы: 1 файл

КР Бюджетный федерализм как форма организации бюджетной системы.doc

— 609.00 Кб (Скачать файл)

Еще одна проблема — ограниченные возможности местных бюджетов (основная часть мелких муниципальных образований находится на грани выживания) при необходимости решения очень обширного перечня вопросов местного значения. В целях обеспечения финансовой самостоятельности муниципалитетов на областном уровне, как уже было сказано, приняты все предусмотренные законодательством меры. На местный уровень переданы все налоги, по которым база распределена по территории более или менее равномерно, производится выравнивание бюджетной обеспеченности, предоставляются дотации на сбалансированность бюджетов. Увеличивать число передаваемых доходов нецелесообразно, так как это ведет к концентрации доходов в нескольких муниципальных образованиях и еще большей дифференциации уровня бюджетной обеспеченности. Механизм отрицательных трансфертов также неэффективен, а объединение малочисленных территорий не приносит желаемых результатов. В этих условиях ни о каком полноценном местном самоуправлении речи идти не может. По нашему мнению, назрела необходимость новой реформы местного самоуправления, его финансовой основы, а также механизма межбюджетного регулирования. По последнему пункту считаем целесообразным предоставить регионам право устанавливать расчетные (дифференцированные) нормативы отчислений от региональных и федеральных доходов, являющихся источниками формирования бюджетов субъектов РФ, а также право передавать в местные бюджеты неналоговые доходы, например плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Перераспределение полномочий делает актуальной проблему возрастания нагрузки на бюджеты субъектов РФ. По нашим оценкам, расходы областного бюджета без реальных источников покрытия в 2012 году выросли более чем на 4 млрд руб. Решения об увеличении оплаты труда и коммунальных расходов, принимаемые на федеральном уровне, не обеспечиваются ростом доходов бюджета. В этих условиях область вынуждена привлекать кредитные ресурсы, растет долговая нагрузка на бюджет.

Вот уже второй год муниципальные образования ведут судебные тяжбы с медицинскими работниками по вопросам компенсации последним расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг. Хотя это федеральные полномочия, что подтверждено судебной практикой (один из наших районов отстоял свою позицию в суде, который удовлетворил требование о взыскании средств в пользу медицинских работников с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ), суды первой инстанции продолжают взыскивать средства с органов местного самоуправления. Аналогичная ситуация может сложиться с льготами ветеринарным работникам. Также, несмотря на позицию Верховного суда, не в пользу муниципальных образований судами принимаются решения по искам, связанным с применением районного коэффициента при начислении заработной платы.

Острая проблема на сегодня — ежегодные изменения бюджетного законодательства: бюджетной классификации, законодательства о разграничении доходов и расходных обязательств. Все это снижает эффективность функционирования бюджетной системы, среднесрочного финансового планирования, затрудняет выполнение поставленных задач, проведение анализа и обеспечения сопоставимости показателей. В этой связи считаем необходимым закрепить в Бюджетном кодексе принцип долгосрочной стабильности бюджетной системы и бюджетного законодательства.

3. Реформы межбюджетных отношений

 

Для перехода к политике реального выравнивания Россия должна завершить территориально-экономическую реструктуризацию повышения экономической самодостаточности населения. Ее основные принципы:

  • ослабление региональной дифференциации на основе экономического роста и развития всех регионов с опорой на собственные силы:
  • государство должно не «обирать» богатые территории в пользу бедных, а стремиться к разумному компромиссу между ними:
  • право на федеральную поддержку имеют не только бедные депрессивные районы. но и богатые, вложения в которые высокоэффектнвны:
  • механизм межрегионального перераспределения, не подрывая источники развития, обеспечивает приемлемые стандарты жизни в регионах:
  • помощь отсталым регионам исходит из критерия экономической эффективности с учетом поддержания социальной справедливости;
  • интересы Федерации имеют приоритет перед интересами отдельных ее регионов;
  • перспективные интересы Федерации и регионов имеют приоритет перед текущими;
  • федеральное законодательство и административно-правовое регулирование (договоры) способствуют уменьшению региональной социальной и экономической асимметрии.

23 августа 2012 года в Счетной палате  РФ прошло заседание экспертно-консультативной  группы "Бюджетная политика и  макроэкономические параметры роста". Тема заседания - "Межбюджетные отношения: формула баланса обязательств и доходных источников"16, где обсуждали проблемы и направления развития и реформирования межбюджетных отношений РФ.

В области управления межбюджетными отношениями Основные направления бюджетной политики на 2015-2017 гг. ставят перед Правительством такие задачи, как:

  • финансовое обеспечение перераспределения полномочий между уровнями публичной власти,
  • обеспечение сбалансированности бюджетов,
  • укрупнение межбюджетных трансфертов в рамках ключевых направлений государственной политики,
  • повышение предсказуемости распределения трансфертов.

Планируется, что к 2017 году доходы и расходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации вырастут по сравнению с текущим годом на 26% при сохранении общего дефицита этих бюджетов. Объем же межбюджетных трансфертов за эти три года планируется сократить более чем на 15%.

Соответственно доля трансфертов в доходах консолидированных бюджетов сократится почти в 2 раза - до 11,1 % в 2015 году. В то же время доходы бюджетов 15 субъектов Федерации сформированы более чем наполовину за счет безвозмездных поступлений.

В президентском Бюджетном послании предлагается изменение структуры бюджетных расходов в пользу тех, что направлены на развитие, в том числе расходов на инфраструктуру. Со своей стороны Счетная палата в своих заключениях на проекты законов о федеральном бюджете неоднократно указывала на необходимость повышения роли межбюджетных трансфертов долгосрочного инвестиционного характера, направляемых на формирование структурных сдвигов в региональной экономике, на повышение налогового потенциала территорий. Однако, основную долю в общем объеме трансфертов по-прежнему составляют трансферты на обеспечение текущих расходов.

  
Заключение

 

Уникальность федерализма как политической концепции проявляется также в том, что, с одной стороны, всякому федеративному государству присущи те же свойства, что и унитарному (единая территория; население, размещенное на этой территории; власть, действующая на всей территории государства), а, с другой, - федеративное государство является весьма сложной системой и к нему применима «теория систем». И для укрепления федеративного государства, его целостности принципиальное значение имеют два положения: во-первых, чем сильнее взаимосвязь между элементами системы, тем выше уровень целостности этой системы; и, во-вторых, - никакая часть целого не может превалировать над целым. Федеративная форма Российского государства, несмотря на нелегкий пройденный путь, в настоящее время находится в процессе становления и реформирования.

Таким образом, мы выяснили, что межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов различных уровней бюджетной системы страны.

Осуществление политических и экономических преобразований и реформ в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы и совершенствования межбюджетных отношений, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.

Наиболее значимыми проблемами бюджетной системы РФ являются:

1) проблема несоответствия доходов  региональных и местных бюджетов расходным обязательствам региональных и местных органов власти;

2) недостаточно эффективная нормативно-правовая  база, регулирующая межбюджетные  отношения;

3) неэффективный контроль за  исполнением бюджетного законодательства  на уровне региональных и местных  органов власти;

4) чрезмерная межрегиональная дифференциация  регионов в плане социально-экономического  развития и, как следствие, значительный  бюджетный дисбаланс бюджетов различных уровней и регионов;

5) неэффективная система распределения  финансовой помощи нуждающимся  регионам и муниципалитетам посредством  межбюджетным трансфертов, поощряющая  иждивенческие настроения и отбивающая  у регионов-доноров совершенствовать свою финансово-экономическую деятельность.

Основными направлениями совершенствования межбюджетных отношений в России в связи с выявленными проблемами должны стать:

1) укрепление финансовой самостоятельности  субъектов Федерации;

2) укрупнение регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе;

3) создание четкой нормативно-правовой  основы, объективно оценивающей  усилия нуждающихся регионов, направленные  на рост своей социально-экономической  базы;

4) создание стимулов для более  жесткого регулирования соблюдения бюджетного законодательства;

5) введение эффективной дифференцированной  системы выделения трансфертов  нуждающимся регионам в зависимости  от результатов их финансово-экономической  деятельности;

6) обеспечение определенных финансовые преимуществ для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь;

7) увеличение доходной базы бюджетов  на региональном и местном  уровнях;

8) создание стимулов для бюджетов  субъектов РФ и местных бюджетов  для поиска собственных источников доходов и финансирования бюджетов соответствующих уровней.

Процесс реформирования межбюджетных отношений в ближайшие 3-4 года будет идти в следующих направлениях:

1) укрепление финансовой самостоятельности  субъектов Федерации;

2) создание стимулов для увеличения поступлений доходов в региональные и местные бюджеты и поиска источников самофинансирования;

3) создание стимулов для улучшения  качества управления региональными  и муниципальными финансами и  соблюдения и реформирования  нормативно-правовой базы межбюджетных отношений;

4) повышение прозрачности региональных  и муниципальных финансов;

5) создание действенной системы  оценки эффективности использования  местными и региональными бюджетами  выделенных средств и других  межбюджетных трансфертов.

 

 

Библиографический список

 

  1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.11.94 г. № 51-ФЗ
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.08.1998 г. № 146-ФЗ
  4. Бюджетный кодекс РФ. Часть 2 / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. - №31. – Ст. 3823
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 955 О порядке управления средствами Резервного фонда
  6. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.06.2010 О бюджетной политике в 2011 – 2013 годах
  7. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 486 с.
  8. Арбатская Ю.В. Бюджет как основа финансовой системы субъекта Российской Федерации (Правовые аспекты): Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14: Москва, 2009 210 c. РГБ ОД, 61:03-12/1241-2
  9. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по эконом специальности / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 540 с.
  10. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.// Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2008. – 661 с.
  11. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / О.В. Врублевской. - М.: Юртай-Издат, 2008 - 838 с.
  12. Гиляровская С.В. О самостоятельности бюджетов в Российской Федерации // Финансы. - 2008. - №2. – С. 96
  13. Гиляровская С.В. О самостоятельности бюджетов в Российской федерации / С.В. Гиляровская // Финансы. - 2010. - №2. - С. 16-19.
  14. Гиляровская С.В. Самостоятельность территориальных бюджетов в контексте реализации принципов бюджетной системы РФ. // Вестник СГСЭУ. - 2009. - №15(1). – С.102
  15. Горегляд В. Об особенностях современного бюджетного процесса /В. Горегляд // Финансы. - 2012. - №10. - С. 14-18.
  16. Иванов В. В., Коробова А. Н. Муниципальный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 718 с.
  17. Колесов А.С. Бюджетная система: сущность и вопросы её развития / А.С. Колесов // Финансы. - 2012. - №7. - С. 7-10.
  18. Макаров, А.В. Цели и задачи бюджетной политики государства – М.: Юрист, 2008. - №10. – С.26-28.
  19. Максимов, В.А., Анисимов, С.А. Бюджетная политика как источник экономического роста //Финансы. – 2009. - №1. – С.16-18.
  20. Мацкуляк, И.Д. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие для вызов / И.Д. Мацкуляк. - М.: РАГС, 2012. - 223 с.
  21. Никулина Е.В. Совершенствование формирования доходов региональных бюджетов. // Менеджмент в России и за рубежом, 2013 №7.
  22. Поляк Г. Б. Бюджетная система России. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2009. – 550 с.
  23. Поляк Е.Б. Территориальные финансы / Е.Б.. Поляк. М.: Вузовский учебник, 2012. - 479 с.
  24. Роик, В. Правительственные бюджетные проектировки на будущий год: к оценке социального блока // Российский экономический журнал. – 2008. - №11. - С.13-21.
  25. Сергеев Л.С. Государственные и территориальные финансы. - М., 2010.-34 с.
  26. Финансы: Учеб. пособие/Под реп. проф. П.М. Ковалевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 384 с.
  27. Яндиев М.И. Финансы региональных органов власти / М.И Яндиев. - М.: Финансы и статистика, 2012.
  28. Яшина, Н.Н. Совершенствование теоретических и практических основ оценки финансового состояния и качества управления бюджетами в целях повышения эффективности управления финансовыми ресурсами территории [Текст] / Н.Н. Яшина, И.А. Гришунина // Финансы и кредит. – 2009. – № 4. – С. 4.

Информация о работе Реформы межбюджетных отношений