Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 07:39, реферат
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с
момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного
устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В
современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов
государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм
используется для экономического воздействия государства на общественное
производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического
прогресса.
Введение......................................3
1. Возникновение и развитие налогообложения...................5
2. Основы налоговой системы...........................11
2.1 Виды классификаций налогов.......................11
2.2 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации.....16
2.3 Налог на прибыль...........................21
2.4 Налог на добавленную стоимость.....................30
2.5 Акцизы...............................43
2.6 Налог на доходы физических лиц.....................50
2.7 Единый социальный налог.......................59
3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ..............68
3.1 Анализ действующей налоговой системы..................68
3.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ.............70
3.3 Нестабильность налоговой системы России.................73
Заключение...................................75
Список литературы.................................76
6. Налоговая система должна
обеспечивать
и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на
прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной
платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);
поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и
другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.
Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость;
акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на
наследство; на сделки с
недвижимостью и ценными
частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело
обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в
арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся
на конечного потребителя в
степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими
налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога
перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем
меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается
за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и
на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может
привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения
- к сокращению чистой
прибыли, что вызовет
перелив капитала в другие сферы деятельности.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость
определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции
с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и
физических лиц, передача имущества,
добавленная стоимость продук
услуг и другие объекты.
Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида
только один раз за определенный Законом период налогообложения.
По налогам могут в
законодательном порядке
льготы. К их числу относятся:
• необлагаемый минимум объекта налога;
• изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
• понижение налоговых ставок;
• вычет из налогового платежа за расчетный период;
• целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания
налогов);
• прочие налоговые льготы.
Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским
законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях
налогоплательщик обязан:
• вести
бухгалтерский учет, составлять
отчеты о финансово-
деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
• представлять налоговым
органам необходимые для
документы и сведения;
• вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого им
заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
• в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной
налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от
подписания этого акта;
• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений
законодательства о налогах.
Следует отметить еще одно обстоятельство. Правительство Российской Федерации
участвует в координации
налоговой политики с
государствами, входящими
в Содружество Независимых
заключает международные налоговые соглашения об избежании (устранении)
двойного налогообложения с последующей ратификацией этих соглашений
Государственной Думой Федерального Собрания. Если международными договорами
Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые
содержатся в законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то
применяются правила международного договора.
Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена
трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и
физических лиц.
Первый уровень
— это федеральные налоги
территории всей страны и
регулируются общероссийским
формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее
доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность
бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги
краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в
дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний
термин был введен в научный оборот еще несколько лет назад. Региональные
налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя
из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к
общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти
регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок
взимания.
Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов,
поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район
внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и
Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и
местных налогов.
Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в
федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную
стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, таможенные
пошлины. Перечисленные налоги создают основу финансовой базы государства.
Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество
юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той
разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на
имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего
это один налог, хотя в некоторых
странах имеется и такая
России.
Среди местных налогов
крупные поступления
физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на
рекламу и далее — большая группа прочих местных налогов.
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран,
предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в
доходной части соответст
это отчислением от федеральных налогов.
Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном
проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такие
налоги, как гербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества,
переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус,
обычно полностью зачисляются в местные бюджеты.
Налог на прибыль предприятий и организаций делится между федеральным (11%),
региональным (19%) и местным (5%) бюджетами.
Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц
распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств,
включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут
меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального
бюджета.
Налог на имущество юридических лиц является местным налогом и 100% его
поступлений направляется в местные бюджеты.
Финансовое обеспечение социально-экономического развития территорий
предусмотрено Законом РФ от 15 января 1993 г. № 4807—1 "Об основах
бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов
представительных и испол
составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления".
Отмечается, что уровень закрепленных доходных источников должен составлять не
менее 70% доходной части минимального бюджета субъекта Федерации, а при
отсутствии возможности такого обеспечения в связи с недостаточностью и
закрепленных и регулирующих доходов — не менее 70% доходной части без учета
дотаций и субвенций. Минимальный бюджет — это расчетная на очередной период
сумма доходов консолидированного бюджета нижестоящего уровня, покрывающая
гарантируемые вышестоящим органом власти минимально необходимые расходы, часть
которых в случае недостаточности закрепленных доходов покрывается отчислениями
от регулируемых доходов, дотациями и субвенциями.
Бюджетная система дополняется государственными внебюджетными фондами,
доходная часть которых формируется за счет обязательных целевых отчислений. По
своей социально-экономической сущности отчисления во внебюджетные фонды носят
сугубо налоговый характер. Источником этих отчислений, как и налогов, служит
произведенный валовой внутренний продукт (ВВП). Отчисления привязаны к фонду
оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Налоговая система Российской Федерации сегодня дополняется системой
государственных целевых внебюджетных фондов. Самый крупный и значимый из них —
Государственный пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своей
социально-экономической сущности имеют характер налогов, но, несмотря на
обязательность отчислений и сборов, многие предприятия и организации от них
уклоняются, порой самым простейшим способом: не встают там на учет в качестве
плательщиков. В отличие
от Государственной налоговой
серьезных методов контроля за плательщиками и воздействия на них. Думается,
что в перспективе трехуровневая система налогов должна вобрать в себя
все без исключения обязательные платежи, распределив их по различным бюджетам.
Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает
возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из
собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет
(регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов
хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости,
внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти
полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как
доходной, так и расходной его частей.
Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя
налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных
федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США
и Германией при сохранении
некоторых специфических
2.2 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации
Законом “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” впервые в
России вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы были
подразделены на федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги взимаются по всей территории России. В настоящее
время к федеральным относятся следующие налоги:
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог на доходы банков;
г) налог на доходы от страховой деятельности;
д) налог от биржевой деятельности;
е) налог на операции с ценными бумагами;
ж) таможенные пошлины;
з) отчисления из производства материально-сырьевой базы, зачисляемые в спец.
внебюджетный фонд РФ;
и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный
бюджет, в республиканский бюджет республик в составе РФ, в краевые, областные
бюджеты краёв, областей, обл. бюджет автономной области, окружные бюджеты
автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях,
предусматриваемых законодательными актами РФ;
к) гербовый сбор;
л) государственная пошлина;
м) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
н) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и
образовываемых на их основе слов и словосочетаний;
о) налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов,
Информация о работе Система налогообложения России-федеральные, региональные. местные налоги